Светлана Каменских
Комплексное занятие в старшей группе знакомство с окружающим
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Продолжать знакомить детей с глобусом, как с моделью земли. Повторять и закреплять знания о рыбах, живущих в реке Кама. Знакомить со строением рыбы и назначением частей её тела. Продолжать учить детей складывать фигурки способом оригами. Закреплять знание базовых форм оригами. Воспитывать: уважительное отношение к природе, желание узнавать больше об окружающем нас мире.
Публикация «Комплексное занятие в старшей группе знакомство с окружающим» размещена в разделах
Материалы и оборудование: Рисунки с изображением рыб, живущих в реке Кама (окунь, лещ, сом, судак, налим, стерлядь, щука, ёрш, жерех, рак). Динамическая таблица «Развитие рыбы». Схема строения рыбы с выделенными частями тела. Рыбки - оригами грустная и радостная. Макет речного дна с лишними предметами, ведёрко для лишних предметов. Квадратные листы бумаги 10х10см. красного и жёлтого цвета, карандаши для прорисовывания деталей.
Предварительная работа: Чтение книг о речных обитателях, рассматривание иллюстраций о рыбах. Беседы о водоёмах (океан, море, река, о речных обитателях, их значении в природе. Рассматривание глобуса, как модели Земли.
Ход: Дети встают в круг и берутся за руки.
Воспитатель: Мы одно большое, доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит (вдох – все делают шаг вперёд, выдох назад, дети прислушиваются к своему дыханию). Так не только дышит животное. Также ровно бьётся его большое доброе сердце.
Обратить внимание на глобус.
Что это? (Глобус)
Это макет нашей планеты Земля. Где на земле живут люди? (на суше). Каким цветом обозначена на глобусе суша? (коричневым, жёлтым, зелёным). Какого цвета на глобусе больше всего? (голубого). Что голубым цветом обозначено на глобусе? (Водоёмы). Какие водоёмы вы знаете? (Океан, море, река).
Известно, что первые живые существа появились именно в воде. Сейчас в ней обитает половина всех животных и растений нашей планеты. Кто, всю свою жизнь проводит в воде? (Рыбы) Рыб в подводном мире огромное количество.
Сейчас мы с вами отправимся в подводный мир реки Кама. Какие животные обитают в нашей реке? (окунь, рак, щука, стерлядь, жерех, ёрш, налим, сом, лещ, судак) Чем питается рыба? (червями, мелкой рыбёшкой, часто лакомиться икринками других рыб). Какая рыба в нашей реке самая хищная? (щука) Как называются детёныши рыб? (мальки) Из чего они выводятся? (из икринок) Рассмотреть динамическую таблицу «Развитие рыбы».
Предложить детям по описанию найти изображение рыбы:
Её прозвали речным волком. Она охотится из засады, притаившись где–нибудь в камыше, нападает на мелких рыбёшек, если голодна, может утащить на дно утёнка или гусёнка. У неё сильные плавники. Её называют речным санитаром, так как она нападает на больных рыб и тем самым очищает водоёмы, не даёт распространяться болезням. (Щука)
Он чем-то напоминает ежа - такой же колючий. Бросишь на лёд – замёрзнет, а в тепле оттает. (Ёрш)
Мелкая быстрая рыбёшка. (Плотва)
Хищная рыба, при охоте за рыбой, выставляет спинной плавник. (Жерех)
Полосатый красавец, с красными плавниками. Питается мелкой рыбёшкой. (Окунь)
Ползает по дну и пятится назад, шевелит клешнями, ест что попадёт, прячется в норах под корягами. Хвост, напоминает мотор. (Рак)
Физ. минутка: «ЧАЙКИ»
Мы чайки, раскрыли крылья и кружим над рекой, ищем добычу.
Увидели рыбку, спустились к воде (присели).
Поймали рыбку (наклонились) и полетели на берег.
Воспитатель: Сегодня нам предстоит большая исследовательская работа.
Сначала, сначала мы пойдём в научную лабораторию (подходят к столу, на котором лежит схема строения рыбы и указка). Давайте посмотрим, из каких частей состоит рыба (предложить детям показать, назвать части тела и объяснить их назначение: плавники – руль и тормоз, хвост – мотор, парные плавники – помогают подниматься и опускаться вниз рыбе, жабры – для дыхания). Спросить: Чем покрыто тело рыбы? (чешуёй) Объяснить, что возраст рыбы можно определить по тёмным линиям на чешуйке, сколько линий, столько рыбе лет. Сверху рыба покрыта слизью, она помогает рыбе плавать, и не допускает проникновение внутрь бактерий.
А сейчас, нам предстоит спуститься на речное дно. Имитация одевания детьми водолазных костюмов, и подходят к макету речного дна. Рассмотрите, дети, речное дно и скажите. Почему рыбка, которая плавает здесь, грустит? (потому что на дне много мусора, засоряющего речное дно) Давайте соберём мусор в ведёрко, чтобы дно стало чистым и светлым. Дети убирают лишнее в ведёрко, воспитатель ставит фигурку довольной рыбки. Почему рыбка стала радостной довольной? (дети объясняют, что нельзя засорять природу)
Вот и подошло к концу наше путешествие. Мы возвращаемся. Дети садятся на свои места.
Сейчас, мы с вами оценим свои знания.
У вас на столах лежат красные, жёлтые квадраты. Если вы узнали о речном мире всё, что хотели бы знать, возьмите красный квадрат. Если вы хотите узнать ещё больше, возьмите жёлтый квадрат.
Мы из этих квадратов сделаем подружек для нашей рыбки, которая в одиночестве плавает в реке. (Рыбка на макете речного дна). Каким способом, изготовлена эта рыбка? (Способом оригами)
Приступим к работе (показать базовую форму «треугольник» и предложить её сложить детям самостоятельно, обратить внимание, на точное совмещение сторон и проглаживание линий сгиба).
Дальше выполняется работа с параллельным объяснением и показом воспитателя: Одному из уголков стало холодно, решил он спрятаться в этом треугольнике, да так там и остался. Два больших уголка пошли к нему в гости, но сбились с пути, тогда им на помощь пришел маленький уголок и показал им путь. Так стали они жить все в одном домике, а домик свой они назвали «рыбка». Вот у нас с вами, получились подружки для нашей знакомой рыбки. Давайте нарисуем им глазки, украсим их. И пусть они все дружно, живут в нашей реке. (Дети выставляют свои работы на макете реки).