НАТАЛЬЯ ШАКИРОВА
«Зима». Комплексное занятие в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект комплексного занятия в старшей группе на тему: «Зима»
Ход занятия
Приветствие
Приветствие педагог организует на ковре. Дети садятся в круг, берутся за руки и произносят:
Собрались сегодня снова,
Все к занятию готовы!
Будем весело играть
И друг другу помогать!
Обучение чтению. Знакомство с образом буквы «К»
Цель: познакомить с буквой «К», развитие моторной и зрительной памяти, устойчивости и произвольности внимания, закрепление графического образа буквы.
Материал: игрушка Птичка, карточка с буквой «К», каждому: буква «К» из бархатной бумаги наклеена на белый лист, пластилин, картонный квадрат. Картинки животных: петух, курица, лягушка, ворона, кукушка, собака, корова, лошадка, овечка.
Птичка: - Чив-чив! Ребята, у меня в гнезде 4 птенца, они всё время открывают клюв и просят кушать. Вчера я принесла им червячков, гляжу – а из гнезда не 4 открытых клювика выглядывает, а 5! Я в один клювик положила червячка, в другой, третий, четвертый. «А ты кто такой?» - спрашиваю пятый клювик.
- Я не птенец, - отвечает он. – Я - буква «К». Просто я похожа на открытый клювик!
Птенчик в гнёздышке сидит,
Клюв его всегда открыт.
Буква «К», ребята, тоже
На птенца чуть-чуть похожа:
Хоть она и не пищит,
Клюв её всегда открыт.
Педагог вешает на доске букву «К».
– Вот она, буква «К». Голос у неё совсем тихий и глухой: «К-к-к», скажем вместе «К-к-к!»
Давайте проведём пальчиком по палочке и клювику буквы «К» и запомним, как она пишется: палочка вниз – раз. Верхняя часть «клювика» от кончика к серединке – два. Нижняя часть клювика – от серединки к кончику – три.
Дети запоминают очертания буквы «К», пишут её в воздухе, затем лепят букву «К» из пластилина, предварительно выясняя, что для этого понадобится три «колбаски» - одна длинная и две коротких.
Затем педагог берёт картинки с изображением животных и птиц, например, таких: петух, курица, лягушка, ворона, кукушка, собака, корова, лошадка, овечка.
- Ребята, давайте узнаем, кто из зверей и птиц дружит с буквой «К». Я буду показывать вам птицу или зверя, вы будете вспоминать, как он говорит, и если его слова начинаются на «К», вы поднимаете карточку с буквой «К».
- Петух кричит: Ку-ка-ре-ку! Дружит он с буквой «К»? (Да)
- Собака лает: Гав-гав-гав! (Не дружит с «К».)
- Кукушка кукует: Ку-ку, ку-ку… (Дружит с буквой «К».)
- Корова мычит «Му-му-му»! (Не дружит.)
- Курица кудахчет: Ко-ко-ко. (Дружит.) и т. д.
- Овечка блеет: Бе-бе-бе.
- Ворона каркает: Кар-кар-кар.
- Лошадка ржёт: И-го-го!
- Лягушка в болоте квакает: Ква-ква-ква.
В заключение взрослый произносит чистоговорки, дети повторяют:
Ка-ка-ка, ка-ка-ка – Мне футболка велика.
Ко-ко-ко ко-ко-ко – Пейте, дети, молоко!
Ку-ку-ку ку-ку-ку – Кошка шлёпнулась в муку.
Ки-ки-ки ки-ки-ки – У людей по две руки.
Развитие речи. Сказка С. Козлова «Как Ослик, Ёжик и Медвежонок встречали Новый год»
Цель: развитие речи и словарного запаса, формирование умения слушать, развитие эмоциональной сферы и морально-нравственных ориентиров.
Материал: настольный театр. (Фигурки: Ёжик, Медвежонок, Ослик, деревья, домик Ёжика.)
Педагог рассказывает сказку, показывая ее с помощью фигурок настольного театра. Дети удобно устраиваются на подушках или стульчиках.
После постановки спросите детей:
1. Назови зверят, которые вместе встречали Новый год.
2. Почему Ёжик, Медвежонок и Ослик остались без ёлки?
3. Чем Ёжик придумал заменить ёлку?
4. Как друзья узнали, что наступил Новый год?
5. Чем они нарядили «ёлку»?
6. Как вы обычно встречаете Новый год?
Развитие моторики руки. «Сдуваем листики»
Цель: развитие моторики.
Материалы: на каждого ребенка: резиновая груша. Корзинка с шишками. Шишки присыпаны засушенными листиками.
- Достал Ёжик корзинку с шишками из-под кровати, а они все запылились! (Взрослый ставит корзинку с шишками перед детьми, раздав каждому ребёнку резиновую грушу.)
- Давайте поможем Ёжику сдуть пыль с шишек, а заодно и залетевшие сюда листики.
Дети берут резиновые груши и, резко нажимая на них одной или двумя руками, сдувают с шишек листики и «пыль».
Необычный ветерок
Сдуть нам листики помог.
Ни пылинки, ни соринки
Не осталось на корзинке!
Подвижная игра «Снег на улице идёт»
- Хорошо потрудились! Пора ребятам на улицу, снеговика лепить! Встали в круг! (Дети встают в круг.)
Развитие моторики. «Клюквенный морс»
Цель: развитие мелкой моторики, цветовосприятия, развитие умения смешивать краски для получения нужных оттенков цвета. Формирование познавательного интереса и представлений об эксперименте.
Материалы: таз с водой (общий, каждому: пустой стаканчик, ложечка, резиновая груша, палитра с разведённой красной, синей красками (воды в красках совсем немного, пипетка.
Развитие речи. Игра «Кто кем был?»
Цель: развитие речи, мышления, расширение словарного запаса, моторики.
Материал: Мяч.
Дети встают в круг. Взрослый кидает мяч каждому по очереди, задавая вопрос. Ребенок отвечает, бросая мяч назад.
- Чем был птенец? (Яйцом.)
- Кем был кот? (Котёнком.)
- Кем был мужчина? (Мальчиком, ребёнком.)
- Кем была бабочка? (Гусеницей.)
- Чем был лёд? (Водой.)
- Чем было дерево? (Кустиком, семечком.)
- Чем был пенёк? (Деревом.)
- Кем был барашек? (Ягнёнком.)
- Кем был конь? (Жеребёнком.)
- Чем была майка? (Тканью, нитками.)
- Чем был компот? (Ягодами и водой.)
- *Кем была лягушка? (Головастиком.)
- *Кем была рыбка? (Икринкой.)
- Чем был творог? (Молоком.)
- Чем был хлеб? (Мукой, зёрнами, колосками.)
- Чем была каша? (Крупой.)
- Чем была сметана, сыр? (Молоком.)
- Чем был кувшин? (Глиной.)
- Чем была снежинка? (Каплей воды.)
- Чем была речка? (Ручейком.)
* Вопросы для старших детей.
Физминутка. «Ёжик, Ослик, Медвежонок»
Материалы: весёлая мелодия, удобная для ходьбы
Конструирование. Палочки Кюизенера. «Флажки»
Цель: развитие мыслительных операций анализа и синтеза, развитие умения сопоставлять цвет и размер предметов. Закрепление понятий «широкий», «узкий», «длинный», «короткий».
Материалы: раздаточный лист, палочки Кюизенера.
Лепка. «Украшаем ёлку»
Цель: развитие мелкой моторики руки. Формирование умения работать с пластилином. Развитие воображения и творческих способностей.
Материал: пластилин разных цветов, доска, стека, раздаточный лист, влажные салфетки, готовый образец раздаточного листа с украшенной ёлкой.
Ёлочка, ёлка, лесной аромат,
Очень её нужен красивый наряд!
Пусть эта ёлочка в праздничный час
Каждой иголочкой радует нас, радует нас!
Математика. Счёт в пределах 7-ми. Знак «минус»
Цель: закрепление количественного и порядкового счёта в пределах 7-ти. Знакомство с математическим знаком «минус».
Материалы: каждому: раздаточный лист, общее: 7 бумажных кругов, карточки с цифрами и математическими знаками «-» и «=».
- После обеда Ёжик и Медвежонок решили пойти в гости к своему приятелю Зайцу. Он как раз расставил игрушки по местам, и мама угостила его за это морковкой. Как называются открытые шкафчики без дверей, куда Заяц убрал свои игрушки? (Стеллажи.)
- Давайте рассмотрим стеллаж слева. Что стоит в нем на первой полке снизу? (Слон.)
- А на третьей? (Машина.)
- На какой полке игрушек здесь больше всего? (На второй полке две игрушки, а на остальных по одной.)
- Сколько всего игрушек в левом стеллаже? (Четыре.) Поднимите карточку с этой цифрой. (Дети поднимают.)
- Какие игрушки собраны в правом стеллаже? (Мячики.)
- На какой полке мячиков меньше всего? (На второй полке один мячик, а на остальных по два.)
- Мячик какого цвета самый большой? (Синий.)
- Сколько всего мячиков у Зайца? (Семь мячиков.) Поднимите карточку с цифрой «7». (Дети поднимают.)
Педагог прикрепляет к доске 7 кружков, а под ними – «цифру «7».
- Когда Медвежонок и Ёжик пришли к Зайцу, больше всего им понравились мячики.
- Знаешь, Заяц, у меня раньше тоже был мячик, но летом я его проколол об острую ветку, - вздохнул Медвежонок.
- А у меня мячиков никогда не было, - вздохнул Ёжик.
И Зайцу захотелось сделать друзьям новогодний подарок! Он взял один мячик и протянул Медвежонку.
- Это тебе, Медвежонок! С Новым годом! А это тебе, Ёжик! – протянул он второй мячик Ёжику.
- Заяц, ты нам такой друг! Такой! Самый настоящий! – воскликнули Медвежонок и Ёжик и обняли Зайца.
- Как вы думаете, ребята, после того как Заяц подарил мячик Медвежонку, у него мячей стало больше или меньше? (Меньше на один мяч.) Сколько мячей у него стало? (Шесть.) А когда он подарил ещё один мяч Ёжику, мячей у Зайца стало больше или меньше? (Ещё меньше. Их стало пять.)
- Как же нам записать на доске, что у Ёжика было 7 мячей, а потом он два отдал? Для этого есть специальный знак «минус». Он выглядит, как простая черточка (показывает карточку с минусом).
Минусу не повезло, -
Уменьшает он число!
Если минус написать,
Значит надо отнимать.
- У Ёжика было семь мячей, значит на первом месте будет стоять цифра «7». Потом Ёжик отдал 2 мяча. Значит после цифры семь мы ставим знак «минус», а потом цифру «2». Вот так мы записали, что от семи отнимаем два. Сколько же получится, если от 7 отнять два? (Снимает с доски два кружочка-мячика.)
- Пять!
Педагог дописывает пример, добавляя знак «равно» и цифру «5».
- Молодцы! Понравился вам знак «минус»? Будете с ним дружить?
Знак «минус» объясняет детям, что с ним никто не дружит оттого, что он всё отнимает и уменьшает, но ведь он в этом не виноват. И чувствует себя никому не нужным.
Взрослый утешает знак «минус» тем, что он очень нужный знак, ведь без него ребята не смогли бы записать сегодняшний пример.
Аппликация. «Фонарик»
Цель: развитие творческих способностей, развитие пространственного мышления, развитие умения работать с клеем, ножницами.
Материал: Два бумажных прямоугольника: 12х19 см (оранжевого цвета) и 10х18 см (фиолетового цвета, полоска оранжевого цвета 10х1 см, клей ПВА, кисточка, готовый образец. (Сочетание цветов прямоугольников может быть любое: красный и зеленый, голубой и желтый, красный и оранжевый и т. д.)
- Всё-таки жалко, что на Новый год Ёжику и Медвежонку пришлось наряжать ёлку обыкновенными сушёными грибами, одуванчиками и шишками. Мы с вами заранее подготовимся к празднику и своими руками сделаем красивые ёлочные игрушки. Сегодня мы сделаем игрушку «Фонарик» (показывает ребятам готовый образец).
Последовательность работы (на схеме немного другая последовательность).
1. Дети намазывают поперечный край фиолетового прямоугольника и склеивают его в трубочку.
2. Оранжевый прямоугольник складывается вдоль пополам (цветной стороной наружу). От сгиба к краям с помощью линейки наносятся прямые пунктирные линии, не доходящие до края примерно 1-1,5 см (взрослый это может сделать заранее).
3. Ребята берут ножницы и делают надрезы по пунктирным линиям.
4. Прямоугольник с надрезами распрямляется, дети с изнанки намазывают клеем его длинные края – сверху и снизу – и приклеивают к трубочке.
5. В конце приклеивается ручка фонарика. Для этого дети берут тонкую полоску, намазывают кончики клеем (с цветной стороны) и приклеивают к трубочке (изнутри.)
Фонарик готов!
Развитие моторики руки. «Дорожка»
Цель: развитие моторики.
Материал: Пластилиновая основа, фасоль, маленький бумажный контур Медвежонка, спички очищенные (6 штук на каждого).
- Вечером собрался Медвежонок домой. Вышел – кругом туман, его домика не видно! Помогите Медвежонку разглядеть его домик в тумане. Выложите домик из спичек в правом углу доски. (Взрослый показывает образец.) Сначала выкладываем из спичек квадрат, затем добавляем крышу.
- Молодцы! Увидел Медвежонок свой домик! Но дорожку к его дому замело снегом, нужно её протаптывать! Представьте, что каждая фасолинка – это наш след. Давайте вдавливать фасолинки в пластилин, чтобы получились следы, ведущие к домику Медвежонка. Так мы покажем Мишке дорогу к дому.
- Отлично, теперь Медвежонок без труда вернется домой!
Подготовка руки к письму «Снеговик»
Цель: развитие графо-моторных функций.
Материалы: Рабочий лист с обводкой «Снеговик».
- А Ёжик с Осликом вечером решили слепить Снеговика. Помогите им. Обведите снеговика по контуру. Дорисуйте ему метлу и снежинки.
Спортивная дорожка
Материалы: диск с любой детской весёлой и динамичной музыкой, либо песенкой. Обручи для пролезания, туннель, массажные кочки и игровые спортивные модули (оборудование зависит от оснащения клуба).
Дети под весёлую музыку проползают на четвереньках в туннеле, идут за ручку по массажным кочкам или дорожкам, перешагивают через положенные палочки и т. д.
Свободное раскрашивание
Цель: формирование положительной мотивации к раскрашиванию.
Материал и оборудование: Цветные карандаши, раскраска «Новогодняя ёлка».
Дети раскрашивают рабочий лист «Новогодняя ёлка» под подходящую мелодию.
Пальчиковая гимнастика. «Цветы»
Спал цветок и вдруг проснулся,
Распрямился, развернулся,
(Локти рук опираются на стол, сжатые в кулаки. Кисть правой руки медленно раскрывается.)
А потом ещё другой
Распустился над травой.
(То же левой рукой.)
Пчелка в поле прилетела,
На цветок с жужжаньем села,
(«Пчелка» - пальцы правой руки, собранные щепоткой, «садится на цветок» - на ладошку левой руки. Выполняем круговые движения.)
Лепестки перебирала,
Всё для мёда собирала.
(«Снимаем перчатки» с каждого пальчика левой руки, затем правой.)
Ветерок потом подул,
Лепесточки все встряхнул,
(Встряхиваем кистями рук.)
И сложил тогда цветок
К лепесточку лепесток.
(Пальцы каждой руки складываем «бутонами»-щепотками.)
Вдруг из леса, издали
Муравьишки приползли,
(Пальцы обоих рук «бегают» по столу.)
Побежали по цветку,
Поискали тут медку,
(Пальчики правой руки «побегали» по левой.)
Ничего тут не нашли
И обратно уползли.
(Пальцы левой руки «бегают» по правой.)
Тут слонёнок проходил,
(Стучим кулачками по столу.)
И цветочки придавил.
(Стучим по столу открытыми растопыренными ладошками.)
Но цветочки поднялись,
(Ставим локти на стол, ладони – напротив друг друга.)
Лепесточки обнялись.
(Соединяем ладони, скрещивая пальцы рук.)
Снова ярко расцвели,
(Раскрываем ладоши.)
А под вечер спать легли.
(Соединяем пальцы щепотками-«бутонами».)
Работа с циферблатом
Цель: продолжать знакомить детей с циферблатом, учить определять время, показывающее часовой стрелкой.
Материал: Картонная самодельная модель круглых часов, где стоят цифры 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7. На месте остальных цифр стоят жирные черные точки. Минутная стрелка нарисована (или зафиксирована) – она смотрит вертикально вверх. Часовая стрелка может двигаться по циферблату.
Педагог показывает детям картонные часы, вспоминает, что у часов обычно две стрелки: часовая и минутная, минутная - длиннее и движется по кругу быстрее. Часовая – короче и движется медленнее.
Затем педагог ставит короткую стрелку на разные цифры от 1 до 7-ми, дети говорят, сколько часов на циферблате, и прохлопывают количество часов.
В конце можно вызвать каждого ребенка по очереди и попросить его поставить часовую стрелку на 1 час, три часа, семь часов и т. д.
Завершающая зарядка. «К Деду Морозу»
(Дети встают лицом в круг.)
Как-то утром у берёзы
Все зверята собрались,
(Поднимаем руки вверх, изображая берёзу.)
Чтобы вместе к деду Морозу
За подарками пройтись.
(Беремся за руки, водим хоровод.)
Вот к нему идут медведи,
Неуклюжи звери эти.
(Дети идут как медведи – на внешней стороне стоп с наклонами корпуса влево - вправо.)
Бух! в сугроб они попали,
(Приседаем.)
Еле-еле вылезали.
(Идём, высоко поднимая колени – «вылезаем из сугроба».)
Белки скачут побыстрей,
Обгоняют всех зверей.
(Скачем как белки.)
Прыг-скок, прыг-скок,
В лапках шишка и грибок.
(Поднимаем вверх правую руку, затем левую.)
Вот летят к нему синицы,
Нужно птицам подкрепиться.
(«Летим», машем крыльями.)
Сели птички на дорожку,
Поклевали быстро крошки.
(Глубокие наклоны вперед.)
Вот снежинки закружились,
На ладошки к нам ложились.
(Кружимся на месте, руки в стороны, ладошками вверх.)
Звери водят хоровод,
Скоро-скоро Новый год!
(Взялись за руки, водим хоровод.)
Прощание
Прощание педагог организует на ковре. Дети садятся в круг, берутся за руки и произносят:
Хоть и жалко расходиться,
Время нам пришло проститься.
Мы сюда придём опять
Заниматься и играть.