екатерина абдулгазина
Комплексное занятие «В гостях у хозяйки медной горы» в подготовительной группе
Конспект комплексного занятия в подготовительной группе
«В гостях у хозяйки медной горы»
Образовательные области: речевое развитие, познавательное развитие, социально- коммуникативное, художественно- эстетическое развитие.
Цель:
Приобщать детей к истокам культуры родного края.
Задачи образовательные:
• Закреплять знания детей о творчестве Уральского сказочника П. П. Бажова;
Публикация «Комплексное занятие „В гостях у хозяйки медной горы“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Бажов П.П.
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2020
• Закреплять знания о характерном для Бажова жанре сказа;
• Познакомить детей с процессом изготовления тряпичной куклы.
развивающие:
• Развивать речевую активность, коммуникативные способности;
• Развивать мелкую моторику пальцев рук;
• Развивать творческий потенциал.
воспитательные:
• Воспитывать любовь к родному краю, художественной литературе;
• Воспитывать у детей нравственные ценности через произведения П. П. Бажова.
Речевое развитие:
Обогащение словаря: зачин, обрядовые
Активизация словаря: сказ, пустоплесье, тулуп, пимы, пожитки, балаган, бадажок, гумешки.
Предварительная работа
• Чтение сказов П. П. Бажова, рассказывание детьми отрывков;
• Знакомство с биографией П. П. Бажова;
• Просмотр мультфильмов: «Серебряное копытце», «Огневушка поскакушка», «Хозяйка медной горы», «Малахитовая шкатулка»;
• Рассматривание иллюстраций, коллекций уральских камней и изделий из них;
• Просмотр видео «Драгоценные камни Урала», презентаций «Дом-музей П. П. Бажова», «Бажовских сказов дивные места»;
• Посещение городского краеведческого музея.
Материалы и оборудование:
• Выставка книг П. П. Бажова и его портрет.
• Выставка камней и изделий из самоцветов.
• Ноутбук, проектор, музыкальный центр.
• Карточки со словами: СЕРЕБРЯНОЕ, КОПЫТЦЕ, МАЛАХИТОВАЯ, ШКАТУЛКА, ОГНЕВУШКА, ПОСКАКУШКА.
• Шкатулка с атрибутами из сказов: пуговица, кошка, голубенький платочек, лопатка, тряпочка, бусы.
• Столы для продуктивной деятельности детей с тканью, нитками и ножницами.
Индивидуальная работа: совершенствование грамматического строя речи (побуждать детей отвечать полными ответами, инд. р во время конструирования из ткани (сворачивание ткани, завязывание узелков, мотивировать к познавательной деятельности одних детей и подготовить дополнительные задания для других детей.
Организационный момент:
Вед: Найдёшь ли прекрасней уральского края? Слайды 2-9
Здесь горные реки в ущельях играют,
Здесь горы в зелёных, лохматых уборах,
Прозрачные воды шумят на озёрах,
Здесь золотом, хлебом богата земля,
Кругом самоцветы, железо, руда,
Живут здесь умельцы мастеровые,
Из камня цветы вырезают живые.
Слова здесь не ценят, а ценят дела,
Чтоб дружбою крепла уральцев семья.
Здесь сказы Бажова все помнят и знают,
Рябинка листвою тихонько качает.
Любимый Урал!
Недаром ты гордостью Родины стал!
Девочки исполняют народный танец «Калина» слайд 10
Вед: Ребята, я хочу вам рассказать об одном писателе, а вы постарайтесь угадать, о ком я говорю. Он родился на Урале, в г. Сысерти. Став взрослым, стал работать учителем русского языка и литературы. Каждое лето он путешествовал по родным местам, приглядывался к окружающей жизни, записывал легенды, сказки и предания своего народа. А потом на основе этих легенд и преданий он писал для своих внучат сказы, которые вскоре узнали далеко за пределами Урала… Именно он рассказал всему миру о Хозяйке медной горы. Вы узнали, о ком идёт речь?
Дети: это Павел Бажов
ВЕД: Верно, это Павел Петрович Бажов. (На экране появляется 11 слайд с портретом писателя)
Вед: Ребята, в каком жанре писал П. Бажов?
Дети: в жанре сказов
Вед: А что же такое сказы?
Дети: сказ – это жанр, который описывает реальную историю, как в рассказе, но имеет элементы волшебства, выдумки, как в сказке. (Слайд 12 определением сказа)
Вед: Как называлась самая известная книга сказов Павла Бажова?
Дети: она называлась «Малахитовая шкатулка». Слайд 13
ВЕД: ЧТО ВЫ ЗНАЕТЕ ОБ ЭТОЙ КНИГЕ?
дети: Эта книга принесла писателю мировую известность. В этой книге собраны все сказы Бажова.
Вед: какие вы знаете сказы?
Дети: «Серебряное копытце», «Огневушка-поскакушка», «Малахитовая шкатулка», «Хозяйка медной горы»
Арина: На дворе пурга в окно стучится
В комнате уютно и темно
Мне сегодня что-то вдруг не спится.
Ночь уж на дворе стоит давно.
Никита: Начинает мама тихо сказы
О хозяйке, что живёт в горе.
Вижу я Данилушку и сразу
Ящерки мелькнули на заре.
Ксюша: И от этих сказов стало снова
На душе так чисто и светло
В царство сказов дедушки Бажова
На Урал, как птицу, занесло…
Вед: Ребята, посмотрите что это такое?
Дети: конверт. В нем письмо для нас. От кого-то из героев Бажова (на конверте наклеены картинки с героями сказов).
Вед: вы сможете прочитать его?
Дети: Сможем, постараемся
Вед: открывайте конверт
в конверте флешка
Вед: Как же нам прочитать такое письмо?
Дети: это электронное письмо. Его надо на компьютере читать. (Дети отдают флешку)
На слайде ХМГ. Ее слова: слайд14
Здравствуйте, ребята. Вы узнали меня? Да, я Хозяйка Медной Горы, хранительница земных богатств Урала. Еще меня зовут Малахитницей, а кто и каменной девкой кличет. Я очень рада снова видеть вас всех! Сегодня я приглашаю вас в путешествие по сказам П. П. Бажова. В нашем путешествии мы еще раз вспомним героев сказов – добрых, талантливых людей. Итак, начнем наши испытания! Закрываем глаза и повторяем за мной: раз, два, три в сказку дверь нам отвори! Слайд 15
1. Голос ХМГ: А сейчас я проверю внимательно ли вы читали сказы Бажова? Слайд 16
Вед задает вопросы
1. Как звали старика, взявшего на воспитание сиротку. (Кокованя) слайд 17
2. Кто-то сидит у окошка в избушке,
А маленький козлик стоит на опушке.
Ударит копытцем - каменья летят,
И россыпи их под луною блестят.
С козликом рядом кошка (Муренка)
И смотрит на них из окошка …. (Даренка) слайд 18
3. Где козлик скакал, люди камешки находить стали. Какие? (хризолиты) слайд 19
4. Тёмной ночью у костра появляется она –
Мастерица петь, плясать, самородок указать.
Звали эту веселушку – (Огневушка – поскакушка) слайд 20
5. В каких случаях Огневушка – поскакушка показывалась людям? (когда хотела показать, где лежит золото)
6. Небольшого росту девка и сама вся статная,
И коса чернява, да такая ладная.
Платье цвета малахита, в косе ленты красные,
Глаза, словно изумруды. -Волшебные, ясные. (Хозяйка Медной горы) слайд 21
7. В кого превращалась Хозяйка Медной горы? (в ящерку) слайд 22
8. Что подарила Хозяйка Медной горы Степану? (малахитовую шкатулку) слайд 23
9. Почему жена Степана Настасья не могла носить украшения из малахитовой шкатулки? (потому что кольца ей жали, от бус было холодно, а серьги оттягивали мочки ушей)
10. Кому досталась малахитовая шкатулка? (дочери Степана Танюшке) слайд 24
Голос ХМГ: Молодцы, ребята! Хорошо вы знаете сказы Бажова. Слайд 25
Вед: Ребята, вы же помните, что дети из сказов Бажова много времени проводили на улице, играли в народные игры. А в какие народные игры мы с вами играли?
Дети: «Вейся, капустка», «Плетень», «Карусель», «Платок».
Вед: Давайте сыграем в народную игру «Вейся, капустка». (Игра проводится под музыку.) слайд 26
Вед: Бажов в сказах всегда рисуя душевную красоту и достоинство трудового человека, использует выразительность, богатство, неповторимость родного языка. Ребята, почему нам порой было сложно понять, о чем же нам хотел сказать П. Бажов?
Дети: у него много старых непонятных слов.
Вед: А давайте постараемся вспомнить эти слова и что они обозначают. Слайд 27-31
Я вам буду зачитывать предложения с трудными словами, а вы будете находить картинку, на которой изображен этот предмет. (на картинках изображены предметы).
Надел Кокованя на себя тулуп (шубу, пимы (валенки) и собрался в лес. Взяла Даренка свои пожитки (вещи, оделась потеплее и пошла с Кокованей. Мороз им был не страшен, потому что у них в лесу балаган (лесная избушка) крепкий и теплый.
Глядит Федюнька пустоплесье (полянка среди леса) какое-то, а кругом лес густой.
Пришла женщина с бадожком (палочка, на которую она опирается при ходьбе) к Танюшке и попросила показать гумешки (камешки драгоценные) из тятиной (папа) шкатулки.
Голос ХМГ: Ребята, какие вы молодцы! Вы справились еще с одним моим задание. Слайд 32
3. Слайд 33 Голос ХМГ: Несла я свою волшебную шкатулку к Вам, да по дороге уронила, и все сказы из неё как бусины повыпали, да раскатились. Помогите мне все названия сказов правильно собрать. Слайд 33
(Ребята подходят к столу, на котором лежат карточки со словами: (работа в парах) СЕРЕБРЯНОЕ
КОПЫТЦЕ
МАЛАХИТОВАЯ
ШКАТУЛКА
ОГНЕВУШКА
ПОСКАКУШКА) дополнительно: хозяйка медной горы каменный цветок
Вед: Ребята, вам нужно прочитать слова и составить названия сказов Павла Бажова
Дети зачитывают названия сказов слайд 35
Голос ХМГ : Ребята, я вам приготовила сюрприз. Он находится в этом зале. Попробуйте отыскать его. Слайд 36
4. На следующем столе стоит малахитовая шкатулка слайд 37
Вед: Ребята, это сюрприз от ХМГ. Давайте посмотрим, что же в шкатулке. Я предлагаю вам отгадать из какого сказа предметы, лежащие в ней, и кому они принадлежат:
Пуговица – «Малахитовая шкатулка». (Подарок Танюшке от Малахитницы).
Кошка. («Серебряное копытце»)
Голубенький платочек. («Огневушка – поскакушка»)
Лопатка. («Огневушка – поскакушка»)
Ящерка. («Медной горы Хозяйка»)
Украшения («Малахитовая шкатулка»)
Тряпочка («Серебряное копытце»)
Голос ХМГ : Спасибо вам, дети! Я очень рада была встрече с вами, как здорово вы управились со всеми моими заданиями. Мне пора прощаться с вами! А тряпочка превратится в награду за ваши старания. До скорой встречи. Слайд 38
На следующем столе приготовлены материалы для изготовления народной куклы-закрутки. Стульев в 2 раза больше, чем детей. К каждому ребенку приглашается педагог в помощь, так как это новый вид деятельности для детей.
Вед: Ребята, давайте вспомним, сколько же лет было Даренке?
шесть.
Вед: Правильно. То есть Даренка – была ваша ровесница. Как вы понимаете, что обозначает слово «ровесница»?
Дети: дети говорят свои предположения.
Вед: А чтобы Даренка сделала из этого лоскутка ткани, как вы думаете?
Дети: Дети говорят свои предположения.
Вед: Правильно, Даренка делала кукол. Давайте с вами тоже научимся делать себе игрушки. И сегодня мы будем делать вот такую куклу-закрутку. Слайд 39
Вед: Ребята, на столе лежат разные куклы, расскажите, что вы знаете о них. (ответы детей) Ребята, почему у куколок раньше не было лица или может я забыла его нарисовать?
Дети: люди раньше боялись, что в куклу с лицом может вселиться злой дух и навредить ребенку.
Вед: Давайте же сделаем куклу вместе. Уважаемые коллеги, прошу вас помочь ребятам. (Я показываю последовательность, делаю вместе с детьми, на экране слайды 40-44)
В конце Вед: Ребята, а что вы сделаете со своей куклой?
Дети: дети говорят свои предположения.
Слайд 45
ВЕД: Нам всем сегодня было приятно еще раз окунуться в творчество П. П. Бажова и встретиться с самой Хозяйкой Медной Горы. О многом рассказал нам Павел Петрович: о родном Урале, о талантливых мастерах прошлого, о добрых, любознательных детях, жизнь которых была бедной и трудной, об удивительных сказочных героях, которые охраняли тайны и клады Урала.
А сейчас хотелось бы послушать стихотворениями о Павле Бажове
Вика: Я сказы Бажова люблю и читаю, хотя в них не все я еще понимаю.
На помощь приходит и папа, и мама и бабушка Нина – папина мама.
Мне в сказах Бажова по нраву девчушка,
Которую Павел Петрович назвал Поскакушкой.
Понравился очень мне сказ про Танюшку,
Девчонку Даренку и кошку Муренку.
Артем: Всегда тропа вилась у входа,
Не зараставшая травой.
Он в светлой памяти народа
Останется всегда живой.
И будут сказы жить веками
В чудесном малахите строк,
И не поблекнет, не завянет
Волшебный Каменный цветок.
Полина: В который раз, склонясь над этой книжкой,
Я впитываю мудрость этих слов.
Мне не забыть рассказов деда Слышко…
Спасибо, добрый дедушка Бажов!
Рефлексия: Ребята, как вы думаете, мы с вами справились с заданиями ХМГ? Что нам помогло?
Что понравилось больше всего?
Что было трудно?
Какое у вас настроение сейчас?