Вагабова Инесса
Комплексное занятие по экологии, развитию речи и конструированию «Пингвины на льдине» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: развитие экологического мышления и творческого воображения в процессе ознакомления детей с миром природы, активизация и обогащение словаря детей.
Задачи:
1) дать детям представления об особенностях географического положения, природы Антарктиды;
2) формировать представления о флоре, фауне Антарктиды, о связи организмов со средой обитания;
3) развивать экологическое мышление и творческое воображение в процессе исследовательской деятельности детей;
4) развивать внимание, память, логическое мышление, воображение, наблюдательность, познавательный интерес;
Публикация «Комплексное занятие по экологии, развитию речи и конструированию „Пингвины на льдине“ в старшей группе» размещена в разделах
- Животные севера. ИЗО, поделки, рисование
- Животные севера. Конструирование, поделки
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Конструирование, ВСЕ поделки
- Конструирование. Конспекты
- Пингвин. Детям о пингвинах
- Пингвин. ИЗО, поделки, рисование
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
5) развивать речь, обогащать словарь (слова: айсберг, ледник, материк, океан, Антарктида);
6) формировать умение выявлять и сравнивать свойства предметов, находить общее свойство совокупности.
7) воспитывать бережное отношение к природе;
8) воспитывать уважительное отношение к собеседнику, формировать навыки коллективной работы;
9) продолжать учить детей мастерить поделки из бумаги, воспитывать интерес к конструированию из бумаги;
10) совершенствовать умение детей вырезать ножницами, аккуратно наклеивать детали, добиваясь целостности композиции;
11) воспитывать усидчивость, аккуратность в выполнении работы;
12) развивать глазомер, общую и мелкую моторику рук, умение правильно оценивать результат своей работы и работы других детей.
Предварительная работа:
- работа с географической картой и глобусом;
- рассматривание иллюстраций с изображением холодных зон планеты;
- рассматривание иллюстраций об обитателях Антарктиды;
- чтение книг об Антарктиде;
- игры «Кто где живет», «Зоологическое лото»;
- работа с дидактическими карточками «Морские животные»;
- рисование на тему «Антарктида», «Животные холодных стран»;
- лепка на тему «Пингвины»;
Оборудование и материалы:
- картонное яйцо;
- географическая карта, глобус;
- картонные «льдинки» с буквами;
- карточки с изображениями морских обитателей;
- «осколки» картонного яйца с цифрами;
- панно «Антарктида» с перечнем морских обитателей;
- картинки с изображением пингвина, пингвиньей стаи, кальмара, криля;
- подзорная труба, компас;
- заготовки и оборудование для конструирования из бумаги по количеству детей;
- аудиозапись шума воды, ветра.
Ход НОД:
Вводная часть:
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в детский сад пришла посылка, в которой я обнаружила яйцо. Как вы думаете чье это яйцо? Кто может появиться из него?
Какие животные откладывают яйца? (ответы детей)
Воспитатель: Итак, крокодил, черепаха, ящерица, змея, муравей и птица, все они могут из яйца появиться.
Воспитатель:
Я недавно из яйца,
И похож я на птенца.
Что за птица моя мать?
Где ее мне отыскать?
Я не гусь и не павлин.
Догадайтесь! Я.
Дети: Пингвин.
(яйцо разбивается, из него появляется птенец)
Основная часть:
Воспитатель: Ребята, а действительно ли пингвин птица, а не животное? Давайте вспомним, из чего же состоит птица.
Дети:
1. У всех птиц есть голова, где расположены глаза, острый клюв.
2. У них есть туловище, покрытое перьями.
3. На туловище расположены крылья.
4. У птиц две ноги, один хвост.
5. Все птицы откладывают яйца.
Воспитатель: Какой вывод мы можем сделать?
Дети: Пингвин – это птица.
Воспитатель: Почему?
Дети: Потому что у него есть крылья, клюв, туловище, покрытое перьями, две ноги, хвост, он появляется из яйца.
Воспитатель: Ребята, я хочу предложить вам решить задачу. Послушайте ее внимательно и скажите, что верно, а что нет.
Все птицы имеют крылья. Верно?
Дети: Верно.
Воспитатель: Пингвин – это птица, значит, у него есть крылья. Верно?
Дети: Верно.
Воспитатель: Хорошо. Все птицы имеют крылья. Верно?
Дети: Верно.
Воспитатель: У бабочки есть крылья, значит бабочка – птица. Верно?
Дети: Нет, неверно. Бабочка – это насекомое, потому что у нее нет клюва, хвоста, перьев, поэтому бабочка не птица.
Воспитатель: Правильно! А какой можно сделать вывод из решенной нами задачи?
Дети: Не все, у кого есть крылья, являются птицами.
Воспитатель: А теперь вернемся к нашему пингвиненку.
Его папа – пингвин и мама – пингвин. У них настоящая семья пингвинов. Ребята, а где же нам искать маму пингвиненка?
Дети: Маму пингвиненка нужно искать в Антарктиде.
Воспитатель: Для того, чтобы проверить и узнать точное место, я предлагаю собрать из осколков целое яйцо (дети подходят к мольберту).
Яйцо заскрипело, яйцо затрещало,
И вмиг все скорлупки свои растеряло.
Если скорлупки в яйцо соберем,
Место узнаем и карту прочтем.
Скорлупки яйца надо собирать, соблюдая последовательность чисел
от 1 до 10.
Если задание выполните верно, то на обратной стороне получится карта, которая укажет место нахождения мамы пингвиненка.
(Дети выполняют задание)
Воспитатель: Ребята, кто из вас догадался, какой материк изображен на карте?
Дети: На карте изображен материк, который называется Антарктида.
Антарктида, Антарктида,
Холодна ты даже с виду.
Ты на глобусе цветном,
Ледяным лежишь пятном.
Воспитатель: Ребята, давайте на географической карте найдем Антарктиду.
Воспитатель: А каким цветом она обозначена?
Дети: Антарктида на карте обозначена белым цветом.
Воспитатель: А что обозначает белый цвет?
Дети: Белый цвет обозначает снег и лед.
Воспитатель: Ребята, давайте отвезем пингвиненка в Антарктиду, ведь как мы с вами выяснили, именно там обитают его родственники. А заодно мы с вами исследуем этот материк. Но прежде чем мы отправимся в это путешествие, назовите, что необходимо взять с собой в дорогу.
Дети:
- Необходимо взять карту, компас, чтобы не сбиться с пути.
- Надеть специальную теплую одежду, которая спасет нас от холода.
- Во время путешествия может случиться всякое, поэтому вместе с нами в Антарктиду отправится медицинская сестра (один из детей надевает белый халат и шапочку).
Воспитатель: Готовы? Тогда в путь. Пройдите на корабль.
Воспитатель: По какому же океану мы плывем? Для того, чтобы узнать его название, нам нужно поймать льдинки с буквами и выложить их на мольберте так, чтобы получилось название океана.
Дети «вылавливают» льдинки с буквами (на мольберте, соединяют их и получают название океана «Тихий». Звучит запись шума моря.
Воспитатель: Верно, мы с вами плывем по Тихому океану. А какие жители обитают в этом океане? Хотите узнать? Тогда предлагаю поиграть в игру «Жители океана».
Воспитатель: Ребята, смотрите, морские животные попали в сети, давайте их освободим и отпустим обратно в океан!
Дети по очереди берут картинку с изображением жителя океана, называют его, например, это морской конек – он живет в океане и т. д. и отпускают в океан (кладут на пол).
Воспитатель: Молодцы, ребята, справились! А теперь послушайте небольшое четверостишие:
Под промерзшим небосводом
Ледники сползают в воду,
И плывут вдали
Ледяные корабли.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, о чем это стихотворение?
Дети: Об айсбергах.
Воспитатель: А что это такое?
Дети: Айсберги - это огромные ледяные глыбы.
Воспитатель: Верно. Что вы знаете об айсбергах?
Дети:
- У айсбергов основная часть льда находится под водой, и мы ее не видим.
- Поэтому они очень опасны для кораблей.
Воспитатель: Как же нам удастся проплыть сквозь льды?
Дети: Мы плывем на корабле, который называется – ледокол.
(Ребенок смотрит в подзорную трубу)
Ребенок:
Ой, смотрите!
Вот видна уж с корабля
Сквозь трубу подзорную
«Ледовитая» земля –
Берега просторные.
Малый ход! Машина стоп!
Вместе: Здравствуй, Антарктида!
Дети выходят с корабля. Звучит запись шума ветра.
Ребенок:
Как же холодно в Антарктиде!
Мы с вами идем вперед,
Очень удивляемся:
Слева – лед, и справа – лед,
Даже перед нами лед.
Где же он кончается?
Воспитатель: Чтобы мы не замерзли, давайте выполним следующие упражнения:
Пингвин наклоны делать рад,
Вправо, влево, вперед, назад.
Много-много раз подряд,
Влево, вправо, вперед, назад.
Пингвин все время закаляется,
В ледяной воде купается.
Воспитатель: В Антарктиде много снега и льда.
Здесь птицы не поют никогда.
Есть ли там реки, леса?
Бродит ли по берегу лиса?
Растут ли деревья вокруг?
И кто у пингвина друг?
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, кто у пингвина друзья?
Дети: Друзья пингвина – другие пингвины.
Воспитатель: А как же нам найти пингвинов?
Как мы узнаем пингвинью породу?
Все, как один они прыгают в воду,
Все, как один, никогда не летают,
Все, как один, в море страха не знают,
Все, как один, в море быстро плывут,
Все, как один, стаей дружно живут.
Все, как один, лучшей жизни не просят.
Все, как один, любят снежные льдины.
Воспитатель: Как называются птицы?
Дети: Пингвины.
Воспитатель: Взгляните на глобус – модель нашей планеты Земля. Вот здесь находится Антарктида (показ Антарктиды на глобусе). Антарктида является самой холодной областью в мире. В Антарктиде земля почти всегда покрыта снегом и льдом.
Там и обитают пингвины. Они живут не поодиночке, а большими многочисленными стаями. Взгляните на картинку (показ картинки).
Пингвины имеют округлую форму, маленькие ноги и голову. Пингвины должны быть упитанными, толстенькими, чтобы жир защитил их от холода. Голодный, худой пингвин может замерзнуть.
Основная пища пингвинов – рыба. А еще кальмары и криль. Вот они, взгляните (показ картинок). Мелкую добычу пингвины едят прямо в воде, а с крупной расправляются на поверхности.
В суровом климате Антарктиды пингвины высиживают яйца. Папа пингвин строит гнездо. А из чего, кто знает? (из камней). Затем он приглашает маму-пингвина отложить яйцо, берет яйцо и зажимает его между лапами, прячет в складках живота. Целый месяц папа сидит голодным, на холоде, а мама ходит за едой. Потом они меняются местами. Когда детеныш подрастает, его отправляют в пингвиний детский сад, где малыш находится под присмотром пингвинов-воспитателей. Там они учатся быть ловкими, сильными.
Воспитатель: Ребята, давайте попробуем отыскать маму нашего пингвиненка. На панно «Антарктида» размещены пингвины разного размера, с разными клювами, с хохолками и без хохолков. Я назову вам приметы мамы пингвиненка, а вы внимательно посмотрите и найдите ее. Не маленькая, и не большая, с красным клювом и с хохолком. Смотрите сколько тут пингвинов. Как вы думаете, кто из них наша мама?
Дети находят маму для пингвиненка.
Воспитатель: Какие вы все молодцы! Теперь нам пора возвращаться в детский сад. Мы узнали много нового и интересного об Антарктиде и пингвинах.
В Антарктиде среди льдов
Ходит во фраке день деньской.
Крылья есть, но не летает,
Лихо в прорубь он ныряет,
Очень важный господин
Семенит сюда пингвин.
Давайте попробуем сделать пингвинов из бумаги. Ребята, я приглашаю вас сесть за столы.
Пингвины летать не умеют, бедняги.
Сегодня мы сделаем их из бумаги!
Воспитатель: Возьмите шаблоны туловища и крыльев пингвина, обведите их на черном картоне, и вырежьте.
Ростом пингвины не выше вас. Спина и голова у пингвинов черного цвета, а грудь и живот белого.
Обведите и вырежьте деталь белого цвета и наклейте ее на черный силуэт пингвина. К передней части головы приклейте глаза и клюв. Глаза помогают пингвинам рассмотреть рыбу под водой, а клюв – схватить эту рыбу.
Хотя пингвины и не умеют летать, у них есть небольшие крылья. Крылья нужны пингвину не для полета, а для плавания.
Вырежьте и приклейте два крыла пингвину.
Есть у пингвина и хвост в нижней части спины.
Давайте вырежем хвост и приклейте его в нужное место. Пусть край хвоста выступает за пределы туловища. Приклеим и загнем его вот так (показ, и хвост получится как настоящий.
Воспитатель: Чего не хватает нашему пингвину? Лап. Лапы у пингвинов с перепонками. Как вы думаете, зачем пингвину такие лапы, похожие на ласты? (Ответы детей). У каких знакомых вам птиц такие же лапы? (Ответы детей). У гусей и уток.
Лапы с перепонками помогают пингвину при плавании грести, и плыть быстро. Это на суше пингвины неуклюжие и неповоротливые, а в воде они быстрые и ловкие – ведь иначе рыбку не поймать.
Теперь вырежем из красного картона и приклеим лапы пингвину. Намажьте клеем только верхнюю часть лап, нижняя часть пусть, как и хвост, выступает за пределы туловища. Лапы мы тоже загнем вперед, вот так. (Показ выполнения работы).
Воспитатель: А пока подсыхает клей, послушаем стихотворение и поиграем в пингвинов.
Чтение стихотворения «Пингвин» Н. А. Рыжовой:
На полюсе южном, средь множества льдин,
Живёт неуклюжий пернатый – пингвин.
Птица, действительно, очень смешная:
Она быстро плавает, но не летает.
Шагает вразвалочку, крылья расставив,
По льду вся пингвинья огромная стая.
Гнёзда не вьют – нет деревьев на льдинах!
Как же детишек выводят пингвины?
На полюсе деток не высидеть просто -
Морозы там градусов под девяносто!
Они ухитрились! Пингвинные папы
Яичко с птенцом носят сверху на лапах,
От холода спрятав под складками жира.
Там хватит тепла для его «пассажира»!
Физкультминутка «Пингвинья стая»
На одной ноге постой-ка, Стойка на одной ноге,
Будто бы пингвинчик стойкий, Стойка на другой ноге,
А теперь ты проходи, Ходьба вокруг себя.
Да смотри не упади!
Крылья кверху поднимай, Поднимание рук вверх,
А затем опускай. Опускание вниз.
Покачай головой, Наклоны головы вперёд, назад.
Ты пингвинчик удалой. Хлопанье в ладоши.
Воспитатель: А сейчас вам предстоит вырезать из картона льдину для своего пингвина. Возьмите в руки ножницы и аккуратно, маленькими «шагами» вырезайте «льдину» по линии, нарисованной карандашом.
Теперь можно взять готового пингвина, немного развести в стороны нижние края поделки и поставить ее на льдину.
Заключительная часть:
Воспитатель: Вам понравилась поделка, которую вы изготовили? (Ответы детей). Тогда можете поиграть со своими пингвинами в пингвинью стаю. Вечером заберите домой и расскажите родителям все, что вы узнали сегодня про пингвинов. А что вы узнали, вам напомнит игра.
Дидактическая игра:
Дети по одному достают из мешочка «льдинки» с вопросами. Отвечают желающие.
Вопросы
1. Где живут пингвины?
2. Чем питаются пингвины?
3. Как пингвины появляются на свет?
4. Пингвины живут поодиночке или стаями?
5. Как передвигается пингвин на суше и в воде?
6. Для чего пингвину лапы с перепонками?
7. Умеют ли пингвины летать?
8. Почему пингвину нужно быть толстеньким, с запасом жира?
Воспитатель: Молодцы, ребята. На этом наше занятие окончено.