Анна Баженова
Комплексное занятие по ознакомлению с окружающим миром «И на болоте он родился…»
▼ Скачать + Заказать документы
(флора и фауна Санкт-Петербурга и Лен. обл)
Проводит: воспитатель Баженова А. В.
логопед Микуцкая М. А.
Цель:
1. Расширять знания и обогащать словарь по теме «Болото»
2. Продолжать расширять знания по истории родного края и города
Задачи:
1. Развивать фонематический слух
2. Упражнять в выделении звука из начала и конца слова
3. Упражнять в ориентировке на плане-карте
4. Развивать слуховое внимание
5. Развивать творческое воображение
6. Развивать мелкую моторику пальцев рук (лепка)
Предварительная работа:
Публикация «Комплексное занятие по ознакомлению с окружающим миром „И на болоте он родился…“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2014
1. Подготовка заготовки для коллективной работы «Болото»
2. Работа с физической картой Санкт-Петербурга (внимание на цветовое решение)
3. Беседа о пользе и вреде болот
4. Рассматривание иллюстраций с флорой и фауной болот нашего края
Оснащение:
1. Фланелеграф с буквами «БОЛОТО»
2. Рулетка
3. Историческая физическая карта Санкт-Петербурга (до постройки города)
4. Карточки с планами нашего (Центрального) района – историческим и современным видами
5. Картинки с изображениями насекомых и земноводных (лягушки, живущих на болоте
6. Магнитофон и записи звуков на тему «Болото»
7. Для лепки (на каждого ребенка) – доска, пластилин, стека, схемы поэтапной лепки лягушки
8. Заготовка для коллективной работы – «болото»
Ход занятия:
1. Загадка: Не море, не земля,
Корабли не плавают,
А ходить нельзя. БОЛОТО
Составление слова «болото» с помощью рулетки (рулетка указывает на букву, дети подбирают слова с этим звуком в начале и в конце слова, затем выкладывают на фланелеграф)
2. Воспитатель: Каждый из вас, наверняка, бывал на болоте. Давайте рассмотрим карту нашей края. Что мы видим?
Синий – водоемы (Какие водоемы вы знаете – озеро, река, море, океан)
Зеленый – леса (какие леса бывают? – хвойные, лиственные, смешанные)
Светло – зеленый – болота.
Коричневый – крепости, деревни.
Ребята, обратите внимание на эту карту – она была составлена очень-очень давно, когда еще не было нашего города. Давайте попытаемся отыскать место на карте, где позже был построен Санкт – Петербург. Обратите внимание, что наш город находится на светло – зеленой территории. А это о чем нам говорит? Правильно, Санкт – Петербург был построен на болоте. Существует даже об этом легенда.
Воспитатель рассказывает легенду о рождении Санкт-Петербурга.
А теперь вместе с родителями отметьте это место на своих карточках.
Воспитатель: Ребята, а теперь возьмите другую карточку – на ней изображены 2 вида – плана нашего района – исторического и современного. Давайте сравним их – в чем сходство? (протекает река – главная река города – Нева, а различие? (застроены территории)
Воспитатель рассказывает о том, какие изменения были внесены человеком в природу края (вырубили леса, проложили каналы, осушили болота, построили дома, возвели набережные, мосты и т. д.)
Воспитатель: отметьте на своих карточках (с помощью родителей) месторасположение детского сада, место жительства ребенка (если ребенок проживает далеко от детского сада – отметить станцию метро «Чернышевская»
3. Физминутка с логопедом «Кто? Что?» (родители угадывают флоту и фауну болота»
4. Воспитатель: Ребята, а теперь давайте поговорим с вами – а что же такое болото? (это место, где земля постоянная влажная, всегда много воды)
А как вы относитесь к болоту? (ответы детей)
Как бы мы не относились к болоту, оно приносит огромную пользу: очищает воду, здесь живут различные животные, произрастают растения, в том числе – лекарственные, некоторые используют как строительный материал, как сырье для бумаги (тростник, камыш)
5. Сюрпризный момент
Воспитатель: А сейчас мы с вами отправимся на болото в летний жаркий день и послушаем, какими голосами разговаривает болото. Закройте глазки и внимательно слушайте. Кто узнает, поднимает руку. Помощь родителей приветствуется.
Включаются звуки (пищание комара, жужжание пчелы, журчание воды, кваканье лягушки т. д. – ответ – картинка)
Воспитатель: отгадайте загадку – не зверь, и не птица; всего боится; половит мух – и в воду – плюх. Ответ «Лягушка»
6. Совместная работа родителей с детьми – лепка «Лягушки» и оформление коллективной работы «Болото»
Перед работой – пальчиковая гимнастика
Две веселые лягушки (сжимают руки в кулаки и кладут на стол пальцами вниз)
Ни минуты не сидят. (резко распрямляют пальцы)
Ловко прыгают подружки (кладут ладони на стол)
Только брызги вверх летят (сжимают кулаки)
7. Воспитатель: Дорогие ребята, уважаемые родители, мы создали замечательное «болото» и узнали, как много значит болото для природы, поэтому его надо беречь.
8. Домашнее задание
На своих картах – планах раскрасить в соответствии с цветами физической карты Санкт – Петербурга.