Марина Тарсакова
Комплексное занятие для детей старшего дошкольного возраста «Осень в лесу»
▼ Скачать + Заказать документы
Комплексное занятие для детей старшего дошкольного возраста. «Осень в лесу»
Цель: закрепить и расширить знания детей о явлениях живой и неживой природы; продолжать формировать умение устанавливать причинно-следственные связи.
Задачи:
Публикация «Комплексное занятие для детей старшего дошкольного возраста „Осень в лесу“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Осенний лес. Конспекты занятий
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2021
Образовательные: закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях; продолжать формировать умение устанавливать причинно-следственные связи с помощью опытно – экспериментальной деятельности: исследовать природное явление - листопад
Развивающие:
Развивать умение отвечать на вопросы.
Совершенствовать связную речь.
Упражнять в подборе определений.
Развивать логическое мышление.
Развивать слуховое внимание, звукопроизношение.
Воспитательная:
Воспитывать интерес к природе, эмоциональное восприятие.
Доставить детям радость и удовольствие ;
Планируемые результаты: знают и называют характерные признаки осени и осенних явлений; сформирована память, внимание, мышление через игры и игровые упражнения; проявляют интерес к опытно – экспериментальной деятельности, интересуются новым, неизвестным в мире природы, наблюдают, делают выводы, умозаключения, устанавливают причинно-следственные связи между природными явлениями; активно и доброжелательно взаимодействуют со взрослыми и сверстниками в решении игровых, познавательных задач.
Предварительная работа:
На прогулке наблюдать за тем, как опадают листья с деревьев.
Сбор листьев разной формы и окраски.
Беседы об осени;
Чтение художественных произведений:
«Листопадничек» И. Соколов-Микитов,
«Лес осенью» А. Твардовский,
стихи об осени А. С. Пушкина, А. Плещеева, А. И. Бунина;
Разучивание стихов и поговорок об осени;
Пение песен об осени и слушание музыки;
Рассматривание иллюстраций и фотографий с изображением осенней природы;
Рисование на занятиях по ИЗО деятельности и самостоятельной художественной деятельности различных деревьев;
Наблюдение на прогулке за деревьями и листопадом
Ход занятия
Вос-ль: Ребята посмотрите сегодня у нас гости, давайте со всеми поздороваемся
Я здороваюсь везде.
Я здороваюсь везде дома и на улице,
даже здравствуй говорю я соседке курице
Здравствуй небо голубое, здравствуй солнце золотое,
здравствуй вольный ветерок, здравствуй маленький дубок.
Здравствуй утро, здравствуй день мне здороваться не лень.
Вос-ль: Загадаю вам загадку, а вы отгадайте куда мы сегодня с вами отправимся.
Встал стеною до небес
Перед нами чудо… (лес).
Воспитатель: — А вы хотите побывать в лесу?
Дети: Да
Воспитатель: Давайте скажем волшебные слова: Покружились, покружились и в лесу мы очутились
Посмотрите, нас встречает старичок-Лесовичок. Он хранитель леса. Давайте поздороваемся с ним.
Старичок-Лесовичок : Здравствуйте ребята. Вот уже несколько дней в моём лесу происходит что-то странное: листочки на деревьях желтеют, краснеют, появились даже оранжевые листья, а потом они опадают. Я никак не могу вспомнить, почему это происходит. Может вы ребята мне поможете всё вспомнить?.
Вос-ль: Ребята поможем старичку-Лесовичку вспомнить, что происходит с лесом.
Дети: Да.
Вос-ль: Устраивайтесь поудобней. И скажите, что случилось с лесом, почему стали желтеть листья и опадать?
Ответы детей : (Наступила осень)
Вос-ль: Молодцы ребята. Наступило время года осень. Наши ребята знают стихотворение про осень, давайте их послушаем.
Осень
Листик красный, листик желтый,
А зеленых не видать!
Поменяли цвет листочки,
Стали дружно опадать.
Солнце прячется за тучки,
Хмурый дождик льет с утра.
Это осень наступила –
Золотистая пора!
Вос-ль: Какие осенние месяца вы знаете?
Дети: сентябрь, октябрь, ноябрь.
А какие приметы осени вы знаете?
Дети: Дождь, холодно, птицы улетают в теплые края….
Вос-ль: Молодцы. Я вам предлагаю поиграть в игру. Я буду задавать вопросы, а вы должны сказать правильный ответ, бывает это осенью да или нет.
Игра: «Да или нет» :
Осенью цветут цветы?
Осенью растут грибы?
Тучки солнце закрывают?
Колючий ветер прилетает?
Туманы осенью плывут?
А букашки прилетают?
Звери норки закрывают?
Урожай все собирают?
Птичьи стаи улетают?
Часто-часто льют дожди?
Достаем ли сапоги?
Солнце светит очень жарко?
Можно детям загорать?
Ну а что же надо делать?
Куртки, шапки надевать?
Вос-ль: Молодцы хорошо вы знаете приметы осени.
ВКЛЮЧИТЬ ЗВУК НА СЛАЙДЕ.
Звучит волшебная музыка «Шум осеннего леса»
Вос-ль: Слышите, как шумит ветер? Какой звук издаёт ветер? Мы с вами можем его произнести?
Физ-минутка: Ветер дует нам в лицо.
Ветер дует нам в лицо.
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише.
Деревцо всё выше, выше.
Вос-ль: Ребята посмотрите, сколько листьев сорвал ветер с деревьев.
Давайте посмотрим, с каких деревьев здесь листочки. Если лист упал с березы - березовый, с рябины - рябиновый, с клёна - кленовый, с дуба- дубовый.
Воспитатель: На прогулках мы с вами замечали, что листья падают с деревьев по-разному. Давайте проведем эксперимент, для того, чтобы выяснить, какие листья падают быстро – крупные или мелкие, а какие медленно, и какой листик красивее всех кружиться.
Для этого возьмите в руку лист и встаньте. Поднимите руку с листиком вверх и выпустите его из пальцев.
Воспитатель - Пока лист летел, что вы заметили?
Быстро или медленно он падал, летел прямо вниз или кружился?
Какие выводы можно сделать из этого эксперимента?
Вывод детей : Крупные листья падают медленнее и почти не кружатся. Маленькие листья падают быстрее и больше кружатся.
Воспитатель: ребята,а хотите поиграть с осенними листочками?
Дети: Да
Воспитатель: Возьмите листочек
Игра «Мы осенние листочки».
Мы – осенние листочки. (покачивают головой)
Мы – на веточках сидели, (руки вверх потрясти кистями)
Дунул ветер – мы цепочкой, (покачивание рук из стороны в сторону)
Друг за другом полетели,
полетели, полетели. (Бегают друг за другом)
И на землю сели. (Приседают)
Ветер снова набежал (покачивание поднятых рук)
И листочки все поднял. (встают на ноги, руки вверх)
Повертел их, покрутил. (кружатся)
И на землю опустил. (сели на корточки)
Вос-ль: Ребятки, а почему не слышно в лесу птиц?
(ОТВЕТ ДЕТЕЙ)
Вос-ль: А Оля нам расскажет стихотворение.
«Наступила осень. "
Наступила осень,
Пожелтел наш сад.
Листья на берёзе
Золотом горят.
Не слыхать весёлых
Песен соловья.
Улетели птицы
В дальние края.
Воспитатель: Ребята, а можно шуметь в лесу?
Дети: Нет
А почему? Правильно, звери могут испугаться. Надо вести себя тихо, не шуметь в лесу. Смотрите, звери даже оставили нам знак.
Вос-ль: Можно напугать лесных жителей, если шуметь. Давайте тихонько погуляем по лесу
Если в лес пришел гулять,
Свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй,
Только, чур, не забывай,
Ребенок 1: что в лесу нельзя шуметь.
Ребенок 2: даже очень громко петь!
Ребенок 3: испугаются зверушки, убегут с лесной опушки.
Ребенок 4: ветки нельзя ломать!
Ребенок 5: мусор за собой убрать!
Ребенок 6: зря цветы не надо рвать!
Ребенок 7: из рогатки не стрелять!
Ребенок 8: и костры не разжигать!
Ребенок 9: бабочки пускай летают, ну кому они мешают?
Ребенок 10: здесь не нужно всех ловить, топать, хлопать, палкой бить.
Вы запомнили правила поведения в лесу? Что нельзя делать в лесу?
Скажите, а каких животных можно встретить в лесу? Ребята, а что они
делают осенью? (Готовятся к зиме).
Предлагаю вам отгадать загадки. О ком будет загадка, того зверя мы с вами и увидим.
Кто по елкам ловко скачет
И влезает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет,
Сушит на зиму грибы? (Белка)
Вос-ль: Что белка запасает на зиму?
ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ
Вос-ль: А как называется домик белочки?
Дети: Дупло.
Вос-ль: Косолапый и большой,
Спит в берлоге он зимой.
Любит шишки, любит мёд,
Ну-ка, кто же назовет? (МЕДВЕДЬ)
Вос-ль: Ребята а как медведь готовится к зиме? А как называется его дом?
ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ
Вос-ль: Лежала между елками
Подушечка с иголками.
Тихонечко лежала,
Потом вдруг убежала.
(Еж)
Вос-ль: А какие запасы делает ежик? Как называется его дом? Ёжик тоже будет спать зимой.
ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ
Вос-ль: Комочек пуха, длинное ухо.
Прыгает ловко любит морковку. (ЗАЯЦ)
Вос-ль: Ребята а заяц делает запасы?
ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ.
Вос-ль: Нет, ему зимой хватает еды, он грызёт кору. А к зиме зайчик меняет шубку, серую на белую. Посмотрите.
А как вы думаете, зачем он это делает?
Вос-ль: Молодцы ребята. Вы очень много знаете о том, что происходит в природе осенью. Ну что старичок-Лесовичок ты всё вспомнил?
Старичок-Лесовичок : Да ребятки спасибо вам большое. Но мне как-то грустно, от того что все листочки облетят, и лес будет совсем голый.
Вос-ль: Не грусти Старичок- Лесовичок. Мы с ребятами приготовили тебе картину про осень и тебе подарим.
Старичок-Лесовичок : спасибо, ребята.
Вос-ль: не грусти лесовичок, мы к тебе еще придем.
А теперь нам пора возвращаться в группу, давайте скажем волшебные слова: Покружились, покружились и в группе снова очутились.