Лариса Селиверстова
Комплексно-тематическое планирование педагога-психолога (младший дошкольный возраст)
Комплексно-тематическое планирование педагога-психолога.
Младший дошкольный возраст
Селиверстова Лариса Ивановна
Месяц Тема, цель Самостоятельная деятельность детей Совместная взросло-детская деятельность Совместная работа с семьей
Сентябрь 1.«Божья коровка» [1, С. 63]
Цель: создание положительного эмоционального настроя в группе; развитие умения действовать соответственно правилам игры; развитие координации движений, общей и мелкой моторики, ориентации в собственном теле; развитие зрительного восприятия (цвета, формы, размера предметов); развитие внимания, речи и воображения.
Публикация «Комплексно-тематическое планирование педагога-психолога (младший дошкольный возраст)» размещена в разделах
2.«Листопад» [2; С. 11]
Цель: создание атмосферы эмоциональной безопасности; снятие эмоционального и мышечного напряжения;
снижение импульсивности, повышенной двигательной активности; развитие умения двигаться в одном ритме с другими детьми, подстраиваться под их темп; развитие слухового внимания, произвольности, быстроты реакций;
развитие речи, воображения, творческих способностей.
3. «Детский сад, детский сад – он так нужен для ребят» (конспект)
Цель: сплочение группы, формирование дружеских взаимоотношений; показать, что детский сад похож на семью, учить детей эмоционально реагировать на окружающий мир, развивать общую и мелкую моторику
4. «Мячик» [2; С. 29]
Цель: развитие коммуникативных навыков (учить устанавливать контакт; друг с другом, действовать согласованно, подстраиваться к темпу движений партнера); снятие эмоционального и мышечного напряжения; развитие умения согласовывать свои действия с ритмом и текстом стиха; развитие ориентации в собственном теле; развитие общей и мелкой моторики; развитие зрительного восприятия, речи и воображения.
П/и «Птички»
Р/и «Божьи коровки и ветер»
С/и «Зашагали ножки»
П/и «Мой веселый звонкий мяч»
Чтение потешки «Божья коровка»
Рисование «Точки на спинках божьих коровок»
Игра «Дождик и солнышко»
Рисование пальчиком «Осенний лист»
Развивающая игра с ребенком «Покажи мне…» (где животик, ручка, ножка, носик и т. д.)
Прогулка с ребенком по осеннему лесу, акцентируя внимание ребенка на цвет осенней листвы.
Раскрасить с ребенком осенний лист.
Игра с ребенком в мячики на определение понятий: большой-маленький.
Октябрь 1. «Веселый Петрушка» [2; С. 20]
Цель: развитие умения согласовывать свои действия с действиями других детей, с правилами игры, с ритмом стиха; закрепление знаний детей о принадлежности к полу (девочка - мальчик); закрепление пространственных представлений («верх», «вниз»); развитие общей и мелкой моторики; развитие восприятия, речи и воображения.
2. «Зайка» [1; С. 69]
Цель: создание положительного эмоционального настроя в группе; развитие умения подражать движениям взрослого; развитие координации движений, общей и мелкой моторики; развитие умений подчиняться правилам игры, отработка быстроты реакции; снижение излишней двигательной активности, импульсивности; развитие тактильного восприятия, внимания, речи и воображения.
3. «Мишка» [1; С. 72]
Цель: сплочение группы, развитие эмпатии; снятие эмоционального и мышечного напряжения, тревожности; развитие умения согласовывать свои действия с действиями других детей, с ритмом стиха, с правилами игры; развитие координации движений, общей и мелкой моторики; развитие внимания, речи и воображения.
4. «Колобок» [2; С. 56]
Цель: сплочение группы, развитие эмпатии, обучение детей навыкам сотрудничества; снятие страхов перед сказочными героями; развитие общей и мелкой моторики, координации движений; развитие восприятия (вкусового, тактильного, зрительного, обонятельного);
развитие пространственных представлений; развитие внимания, речи и воображения.
Сл/и «По ровненькой дорожке»
П/и «Карусели»
Рисование «Раскрасим кружочки»
Пальчиковая игра «Капуста»
П/и «Поймай»
Чтение стихотворения Б. Заходера «Что ты, еж, такой колючий?»
Сл/и «Прятки с ручками»
Сл/и «Зайка беленький сидит»
Чтение сказки «Колобок»
Беседа родителя с ребенком: «Кто в гости приходил»
Чтение потешки «Зайка серенький»
Беседа с ребенком о лесных жителях.
Чтение сказки «Колобок»
Ноябрь 1. «Мячики» [2; С. 14]
Цель: сплочение группы, развитие умения взаимодействовать со сверстниками; повышение эмоционального тонуса; развитие чувства ритма, координации движений; развитие ориентации в пространстве; обучение отражению в речи своего местонахождения, местонахождения других детей, предметов; развитие зрительного и тактильного восприятия, речи и воображения.
2. «Мыльные пузыри» [2; С. 35]
Цель: снятие эмоционального напряжения и агрессии; снижение излишней двигательной активности, импульсивности; обучение детей установлению контакта друг с другом, сплочение группы; развитие чувства ритма, общей и мелкой моторики; развитие внимания, речи и воображения.
3. «В гостях у зайчихи Ляли» [1; С. 41]
Цель: создать благоприятную психологическую обстановку в группе; учить детей слушать текст и выполнять движения в соответствии с текстом; развивать ориентировку в пространстве
4. «Кот и мышата» [1; С. 43]
Цель: пробуждать интерес к жизни детского сада; развивать умение ориентироваться в пространстве, мелкую моторику.
П/и «Мячики»
П/и «Солнечный зайчик»
Р/и «Мыльные пузыри»
Р/и «Прятки с игрушками»
Сл/и «Кот и мыши»
Р/и «Кто к нам в гости пришел?»
Д/и «Волшебный мешочек»
Лепка «Морковка для зайчонка»
Совместная игра «Мой веселый звонкий мяч» (помочь ребенку научиться прыгать на двух ногах)
Игра с мыльными пузырями.
Пальчиковая игра с ребенком «Пузырь большой» (соединять поочередно в кольцо большой палец и указательный; большой и средний и т. д.)
Беседа с ребенком «
Что любит кошка»
Декабрь
1. «Курочка и цыплята» [1; С. 52]
Цель: способствовать адаптации малышей к детскому саду; закреплять знания частей лица, умение их показывать у себя; развивать изобразительные навыки.
2. «Солнышко» [1; С. 55]
Цель: формировать дифференцированные связи с окружающими людьми; развивать навыки совместной игры, предметного взаимодействия; расширять словарный запас
3. «Волшебный стул» (конспект)
Цель: воспитывать доброе отношение детей друг к другу; обогащать словарный запас; развивать умение работать в коллективе
4. «Новый Год» [2; С. 25]
Цель: создание положительного эмоционального настроя в группе; отработка умения согласовывать свои движения с движениями других детей, с ритмом и текстом песни;
отработка быстроты реакции; развитие общей и мелкой моторики, ориентации в собственном теле; развитие тактильного восприятия, внимания, речи и воображения
Пальчиковая игра «Пальчики пляшут»
Рисование «Раскрасим шарики на елке»
Игровое словесное упражнение «Еду-еду, к бабе, деду»
П/и «Поймай солнечного зайчика»
Сл/и «Подарки»
Д/и «Найди пару»
Хоровод «Дети по лесу гуляли»
П/и «Заморожу»
Чтение потешки «Курочка-хохлатка»
Беседа «Я дружу.»
Совместные с ребенком упражнения для снятия напряжения
Беседа о празднике «Новый год»
Январь 1. «Котята» [2; С. 61]
Цель: формирование положительной самооценки; развитие стремления сопереживать, помогать, поддерживать друг друга; снятие мышечного напряжения; развитие умения выражать эмоции (страх, грусть и радость); развитие слухового восприятия, умения воспроизводить услышанные звуки; развитие моторики, координации движений, ориентации в собственном теле; развитие пространственных представлений.
2. «В гостях у русской народной сказки «Маша и медведь» (конспект)
Цель: развивать речь детей, обогащать словарный запас, учить отвечать на вопросы; развивать образное мышление, внимание, память; поддерживать бодрое, веселое настроение
3. «Снежинки» (конспект)
Цель: способствовать снятию психоэмоционального напряжения; развивать функцию произвольности; развивать доброжелательное отношение к сверстникам
5. «Елочка» (конспект)
Цель: способствовать формированию у детей умения любить окружающих; снизить уровень тревожности у детей; активизировать доброжелательное отношение к сверстникам
П/и «Кот и мыши»
Пальчиковая игра «Пирожки»
Р/и «Кто к нам в гости пришел?»
Показ кукольного театра «Маша и медведь»
П/и «У медведя во бору»
Сл/и «Кто лучше разбудит медвежонка»
Дыхательная гимнастика «Снежинки»
Чтение потешки «Киска брысь»
Чтение и обсуждение русской народной сказки «Маша и медведь»
Чтение потешки «Снег, снег кружится»
Нарисовать с ребенком шарики для елочки и раскрасить
Февраль 1. «Непослушные Мышата» [2; С. 50]
Цель: преодоление упрямства, негативизма в период кризиса трех лет; формирование положительной самооценки; развитие умения подчиняться правилам игры, действовать в соответствии с ролью, преодолевать двигательный автоматизм; развитие слухового внимания, быстроты реакции; развитие общей и мелкой моторики;
развитие чувства юмора, речи и воображения.
2. «В поисках колобка» (конспект)
Цель: сплочение группы, развитие умения взаимодействовать со сверстниками; воспитывать смелость, самостоятельность; вызвать у детей хороший эмоциональный отклик на игровое занятие и желание участвовать в нем
3. «Веселый Петрушка» [2; С. 20]
Цель: развитие умения согласовывать свои действия с действиями других детей, с правилами игры, с ритмом стиха; закрепление знаний детей о принадлежности к полу (девочка - мальчик); закрепление пространственных представлений («верх», «вниз»); развитие общей и мелкой моторики; развитие восприятия, речи и воображения.
5. «Найди различия» (конспект)
Цель: выявление динамики развития такого психического процесса, как внимание
П/и «Собираем мячики»
Конструирование из кубиков «Дорожка для колобка»
Д/и с разрезными картинками «Животные»
Упражнение «Ласковая цепочка»
Д /и «Третий лишний»
Познавательная игра «Догоню»
Речевая игра «Выпал беленький снежок» Совместные игры и упражнения с ребенком: мозаика – «Выложи дорожку», «Цветной коврик»
Пальчиковая игра-гимнастика «Пальчики-мышата»
Игра с ребенком «Что изменилось» (из четырех игрушек спрятать одну)
Март 1. «Мамин день» [2; С. 43]
Цель: Оптимизация детско-родительских отношений; воспитание доброго отношения к маме; развитие двигательных навыков; развитие восприятия, внимания и речи.
2. «Облака» (конспект)
Цель: способствовать снятию психоэмоционального напряжения; развивать функцию произвольности; способствовать снижению уровня тревожности; развивать сенсорные способности
3. «В гостях у доктора Глаз» (конспект)
Цель: способствовать снятию психоэмоционального напряжения; развивать функцию произвольности; развивать общий кругозор
4. «Путешествие в зеленую сказку» (конспект)
Цель: закрепить представления детей о зеленом цвете, обогатить словарь прилагательными: зеленый, зеленая, зеленые; воспитывать бережное отношение к природе
Игра «Прятки под платочком»
Д / и «Овощи и фрукты»
Р / и «Пирамидка,
«Матрешка»
Мозаика. Подарок маме «Собери букет»
Разыгрывание ситуации «У птички болит крылышко»
Игра – танец «Делай как я»
Чтение сказки «Зеленая сказка»
Музыкально-дидактическая игра «Вышла курочка гулять»
Беседа «Мамин праздник»
Чтение потешки «Водичка, водичка»
Совместная игра с ребенком на закрепление зеленого цвета «Назови овощи зеленого цвета»
Апрель 1. «Музыканты» [2; С. 40]
Цель: создание положительной эмоциональной обстановки; сплочение группы, отработка умения согласовывать свои движения с движениями других детей, с ритмом музыки и текста; развитие образности слухового восприятия; развитие слуховой и зрительной памяти; развитие общей и мелкой моторики; развитие внимания, речи и воображения.
2. «В гостях у волшебного мешочка» (конспект)
Цель: ввести детей в игровую ситуацию; вызвать активный интерес к играм; развитие слухового восприятия; развитие речи и воображения
3. «Зайчик в норке» (конспект)
Цель: способствовать снятию психоэмоционального напряжения; способствовать формированию у детей умения любить окружающих
4. «Разноцветные лепестки» (конспект)
Цель: Обучение действиям с предметами в соответствии с их функциями и свойствами.
Сл/и «Хоровод»
Игра «Кто как кричит?»
Игры с погремушками
Игра «Все захлопали в ладоши»
Чтение сказки С. Макбратни «Знаешь, как я тебя люблю?»
Д / и «Волшебный мешочек»
Д/и «Кто где живет»
Беседа с ребенком о музыкальных инструментах
Совместная игра с ребенком «Угадай, что это?» (на ощупь, с закрытыми глазами определять предмет)
Май 1. «В гости к бабушке» (конспект)
Цель: развивать у детей умение действовать совместно по словесной инструкции; создание положительной эмоциональной обстановки; упражнять в ходьбе с преодолением препятствий
2. Инсценированная сказка «Курочка Ряба»
Цель: побуждать детей слушать сказку; формировать способность к общению; развивать речевую активность, умение называть персонажей сказки
3. «Матрешка» (конспект)
Цель: закрепление величины (большой, маленький, посредством практических действий с предметами
4. «Подарки для пчел» (конспект)
Цель: развивать воображение, активную речь детей; учить сопровождать речь движениями.
П / и «Поймай бабочку»
Игра «Волшебное зеркало»
П/и «По кочкам - по кочкам»
Рисование «Солнышко» (ладошками)
Чтение книг и потешек «А у нас во дворе»
Пальчиковая игра «Пальчик-мальчик» Беседа с ребенком о домашних животных (собака, кошка, корова, лошадь)
Чтение сказки «Курочка Ряба»
Раскрасить матрешек: мама-большую матрешку, ребенок маленькую. Закрепить величины: большой-маленький.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Лапина. И. В. Адаптация детей при поступлении в детский сад: программа, психолого-педагогическое сопровождение, комплексные занятия/И. В. Лапина. – Изд. 2-е. – Волгоград: Учитель, 2013. - 127с.
2. РоньжинаА. С. Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению. – М. :Книголюб,2003 ( Домодедово:ДПК). – 72с.