Ирина Соловьева
Комплексно — тематическое планирование факультатива для старших дошкольников по теме «Мой любимый край»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка:
Интерес к изучению родного города, края, воспитанию любви к месту, где ты родился, входит в патриотическое воспитание дошкольников.
Это неотъемлемая часть воспитания подрастающего поколения.
Данное планирование составлено с учетом интереса детей, и включает в себя рассказы о городе, крае, его людях, народностях, которые проживают здесь.
А так же в комплексе в данную тему входят занятия по изобразительной деятельности, поделке.
Воспитателями разработаны ряд дидактических игр, викторин.
Публикация «Комплексно — тематическое планирование факультатива для старших дошкольников по теме „Мой любимый край“» размещена в разделах
- Мой край, мой город. Краеведение
- Планирование. Планы работ
- Республика, область, край. Список городов
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2014
В занятия по данному факультативу гармонично вошли экскурсии и прогулки с детьми по городу, в музеи, выезд в соседний город Усолье.
Комплексно – тематическое планирование факультатива для старших дошкольников по теме: «Мой любимый край» можно взять за основу при изучении любого города заменив названия на соответствующие данному региону.
Программное содержание построено следующим образом:
Сентябрь №1 1. Рассказ о городе Березники (дата образования, герб, основные предприятия).
2. Изготовление символики: вокзал, парк, театр, завод …
№2 1. Прогулки по близлежащим улицам: Пятилетки,
В. Бирюковой, Черепанова. Обратить внимание на
архитектуру, озеленение, безопасный путь.
№3 1. Рассматривание альбома «Балет». Рассказать о
Березниковском театре - балета и его
руководителях.
№4 1. Рассматривание карты Пермского края, беседа о климате, природе, людях.
2. Рисование «Ожившая природа Урала».
№5 1. Посещение краеведческого музея: экспозиция
«Природа Урала», рассказ о флоре и фауне.
№6 1. Дидактическая игра «Природа Урала».
2. «Кто больше назовет улиц, памятников».
№7 1. Целевая прогулка к площади Первостроителей. Уважение к труду, рассказ об заслуженных строителей города Ардуанове, Курбатове, Степанове.
№8 1. Рассказ об улице Пятилетки. Закрепить представлений о том, что все улицы имеют название. Какие названия выбирают улицам?
2. Беседа: «что такое «памятник»?» почему памятники могут быть здания, места в городской архитектуре, скульптуры?
Октябрь №1 1. Заочная экскурсия на предприятие. Знакомство детей с предприятиями города, с выпускаемой ими продукцией.
№2 1. Знакомство с подвижной игрой коми-пермяков (кн. «Подвижные игры народов СССР»).
2. Беседа с детьми о богатстве уральских лесов. Деревянные предметы вокруг нас, красота камня.
№3 1. Экскурсия во дворец Ленина. Архитектура, оформление фойе. Назначение гардероба и буфета.
№4 1. Посещение краеведческого музея. Выставка «Волшебная кисточка». Знакомство с Урало-сибирской росписью.
№5 1. Создание макета части улицы, на которой стоит детский сад. Формируем представление о ближайших к детскому саду достопримечательностях (МББ, Горисполком, памятник Первостроителям).
№6 1. Экскурсия в музей Калийщиков. Экспозиция старинных и современных орудий труда. Уточнить роль современных машин в облегчении труда, в ускорении его результатов, улучшении качества.
№7 1. Беседа «Лекарственные растения нашего края».
2. Дидактическая игра «Узнай по описанию». Памятники.
№8 1. Посещение спектакля. Обратить внимание на внешний вид зала, люстру. Воспитывать эстетический вкус и уважение к труду артистов.
Ноябрь №1 1. Экскурсия в библиотеку. Библиотека – это место, где собирают и хранят книги. Формировать понятие дошкольников о том, что библиотека – это дом знаний.
№2 1. Рассказ о людях, прославивших наш край и весь мир: архитектор Воронихин, организатор знаменитых выступление русских артистов за рубежом Дягилева, изобретатель радио Попов.
№3 1. Экскурсия к именной доске Старкова. Рассказ о художнике.
№4 1. Украшение быта предметами Урало-сибирской и Обвинской росписи.
2. Дидактическая игра «Где гулял Петя?».
№5 1. Рассказ о Чайковском. Показ буклета.
2. Дидактическая игра «Выбери маршрут». Закреплять умение ориентироваться в знакомом районе.
№6 1. Рассматривание альбома «Город белых берез». Закреплять умение быстро находить знакомые места и рассказывать о них, желание сделать город красивее, наряднее.
2. Рассматривание альбома «Обвинская роспись».
Знакомство с элементами круг, полукруг, травка, дерево, капелька.
№7 1. Дидактическая игра «Какой элемент лишний?».
2. Любование вечерними улицами. Рассказ о профессиях, которые занимаются планировкой улиц: проектировщики, архитекторы, строители.
№8 1. Дидактическая игра «Собери картинку».
2. Беседа, какая память остается о человеке, его делах, поступках, произведениях. Уточнить представление о том, что земляки гордятся тем, кто прославил край трудом.
Декабрь №1 1. Рисование «По красоте, по скрытой силе мне не с чем мой Урал сравнить». Отметить красоту и своеобразие природы Урала.
2. Рисование элементов Обвинской росписи: ветки, цветы, деревья.
№2 1. Подвижная игра татар (кн. «Подвижные игры народов СССР»).
2. Дидактическая игра «Кому что нужно?».
№3 1. Беседа «Транспорт в нашем городе». Виды, правила, поведение.
2. Роспись разделочных досок «Обвинские мастера». Закрепить знания элементов.
№4 1. Целевая прогулка к именной доске Братчикова (ул. Пятилетки).
№5 1. Экскурсия в краеведческий музей. Экспозиция «Здесь начинался город». Формировать познавательный интерес к своему прошлому и настоящему.
№6 1. Разбор ситуации «Представь ты писатель. О чем будут твои рассказы?».
2. Повторить поговорки и пословицы Урала.
№7 1. Рассматривание альбома «Природа Урала». Вспомнить флору, фауну и лекарственные растения.
2. Дидактическая игра «Животные и насекомые».
№8 1. Дидактическая игра «Определи по следу».
2. Рассказ о Пермском книжном издательстве с рассматриванием книг и другой печатной продукции, с маркой издательства.
Январь
№1 1. Викторина «Что ты знаешь об улицах города?». Закрепление знания об улицах города (названия, достопримечательности, безопасное поведение).
2. Дидактическая игра в ПДД.
№2 1. Рассказ о знаменитых людях нашего города (Цыганова, Старков, Сарычев, Циренщиков, Савчук).
2. Ситуация: «Ты построишь дом? Какой он будет?», «Когда я стану взрослым…»
№3 1. Викторина «Люди всякие важны, люди разные нужны». Закрепление знание распространенных на Урале профессий.
2. Рассмотреть книги с иллюстрациями Соколовского и Токмакова.
№4 1. Поделки детей из природного материала.
2. Дидактическая игра «Кто потрудился?».
№5 1. Дидактическая игра «Времена года». Особенности протекания сезонов на Урале.
2. Беседа «За что люблю свой край?». Вспоминать любовь к родному краю, природе, людям.
Февраль №1 1. Дидактическая ига «Составь узор».
2. Рассказ детей «Мой дом».
№2 1. Составление рассказов «О чем бы ты рассказал гостям родного города, что они еще раз захотели к нам приехать?».
2. Беседа «Почему наш город знают в России?» (производство, люди и экология).
№3 1. Рисование «Самое красивое здание в нашем городе».
2. Рассматривание иллюстраций Широково, рассказ о его творчестве.
№4
1. Рассматривание книг и газет о Березниках.
2. Беседа о труде людей, живущих в городе, его значимости.
№5 1. Рассмотреть альбом «Народности Урала». Подчеркнуть многообразие национальностей и общую для всех народов духовность».
№6 1. Целевая прогулка к административным зданиям города (знакомим в сравнении высоты – низкие, необычные, красивые)
№7 1. Беседа «Чем прославишь свой город?».
2. Экскурсия к Каме, к мосту. Какую роль играет мост в жизни города? Как раньше обходились без него?
Март №1 1. Создание карты Пермского края, на которой обозначены города, поселки, связанные с известными людьми или промыслами Прикамья.
2. Рассказ о предметах, добывающих из недр земли полезные ископаемые: соль, уголь. НТР и богатство Урала.
№2 1. Выполнение коллективной работы – панно «Мой любимый край».
№3 1. Старинный город Усолье. История, братья Строгановы их роль в развитии края.
2. Экскурсия в Усолье, в палаты Строгоновых.
№4 1. Военное время, жизнь города, функционирование школ. Школа №2 – госпиталь, история школы №1.
2. Экскурсия в музей Пушкинской школы№1. самый знаменитый ученик – первый президент России – Ельцын.
№5 1. Беседа о Камне. Влияние реки на жизнь города.
2. Разбор ситуации «Что было бы, если не было бы лесников и лесничих?». Охрана и приумножение флоры и фауны.
№6 1. Напомнить пермских авторов. Вызвать интерес к произведениям наших земляков.
2. Экскурсия к памятнику А. Решетова
№7 1. Просмотр фотографий памятников города.
2. Составление рассказа «Что такое подвиг?»
№8 1. Экскурсия в школу. Почему много дверей? Почему раздевалка не как в детском саду? Оборудование класса.
Апрель №1 1. Задание «Продолжить предложение»:
Л. Кузьмин (Давыдов, Воробьев, Решетов) написали
много…
В нашем городе много музеев, улиц… закреплять знания о достопримечательностях родного города.
2. Чтение коми-пермяцких сказок, знакомство с
народами, населяющими наш край.
№2 1. Беседа «Их именами названы улицы города». Фото.
2. Боевой и трудовой подвиг сохраняется в памяти людей.
№3 1. Беседа о мастерах Прикамья - финифть, анималисты-камнерезы, художники Старков, Широков.
№4 1. Чтение Бажова «Данил мастер». Повторить пословицы о труде.
№5 1. Дидактическая игра «Город белых берез».
2. Рассматривание картин известных художников и заучивание стихов земляков-уральцев.
№6 1. Творческое задание «Инсценировать деятельность тех, кому в городе поставлены памятники, именные доски». Старков, Решетов, Первостроители, первые шахтеры.
2. Дидактичекая игра «Наш город».
№7 1. Беседа «Мы - мастера». Обобщать знание Обвинской росписи, уточнить знание элементов.
№8 1. Чтение отрывка из книги «Они сражались за родину». Госпиталь.
2. Организация выставки книг пермских авторов. Заинтересовать детей жизнью и творчества земляков.
Май
№1 1. Посещение городского мемориала «Вечный огонь».
Возложение цветов на могилу неизвестного солдата.
№2 1. Рассказ на темы «Самый знаменитый земляк», «Я люблю улицы города», «С чего начинается наш город?».
2. Акция «Улицы нашего города». Рассказ детей по своим работам.
№3 1. Беседа о героях ВО войны: Бирюкова, Красноборова, Братчиков. Рассматривание буклетов, фото.
2. Составление загадок о памятниках и достопримечательностях родного города, его людях.
№4 Организация и оформление выставки фотографий принесенных детьми «Мой край родной».
№5 1. КВН для детей и родителей «Родной город». Знание о городе, его достопримечательностях и людях.