Сулимова Нина Владимировна
Комплексная программа сопровождения ребёнка и семьи и непрерывности обучения при переходе в образовательную организацию детей
▼ Скачать + Заказать документы
Проект
Тема: «Комплексная программа сопровождения ребенка и семьи и непрерывности обучения ребенка при переходе в образовательную организацию детей с ОВЗ»
Разработчик:
(Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №18)
Сулимова Нина Владимировна
Заведующий
г. Барнаул
контактный тел. 40-55-12;40-99-37
г. Барнаул
2020год
Пояснительная записка
Публикация «Комплексная программа сопровождения ребёнка и семьи и непрерывности обучения при переходе в образовательную организацию детей» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» октябрь 2020
На современном этапе развития общества одной из важнейших задач является формирование системы раннего выявления и ранней комплексной помощи детям, имеющим нарушения в развитии или риски возникновения нарушений, а также их семьям. Раннее начало комплексной помощи содействует максимально возможным достижениям в развитии ребенка, поддержанию его здоровья, а также успешной социализации и включению ребенка в образовательную среду с последующей интеграцией в общество.
Целями создания системы ранней помощи являются:
• раннее выявление риска развития нарушений здоровья и нарушений здоровья у детей от 0 до 3-х лет;
• создание единой системы медицинских, психологических, педагогических, социально-экономических мероприятий, основанных на внутри- и межведомственном взаимодействии, обеспечивающих возможно более полную компенсацию нарушений здоровья;
• обеспечение услугами по развитию таких детей во избежание возникновения нарушения развития здоровья или коррекции для уменьшения уже возникших нарушений;
• формирование и развитие способностей таких детей для их оптимальной адаптации и интеграции в общество;
• предоставление помощи родителям в создании оптимальных условий для развития и обучения ребенка в условиях семьи, повышения уровня компетентности родителей и других членов семьи для расширения их возможностей по созданию условий для выстраивания маршрута роста и развития такого ребенка, планирования жизни ребенка в будущем;
•
Содержание проекта
2.1. Для обоснованного определения дальнейшего образовательного маршрута ребенка с ограниченными возможностями здоровья, оптимально соответствующего его специальным потребностям и принятия решения о его интеграции в ту или иную образовательную среду, определения потребности в дальнейшем комплексном сопровождении осуществляется его комплексное обследование в ПМПК после завершения пребывания в Службе ранней помощи. Важно обеспечить преемственность комплексной индивидуальной программы сопровождения ребенка и семьи и непрерывности обучения ребенка при переходе в образовательную организацию, в том числе: помощь в выборе образовательной организации, прохождении ПМПК, участие в разработке индивидуального образовательного маршрута по основной или адаптированной образовательной программе, рекомендации по созданию специальных образовательных условий, помощь в адаптации и включению ребенка в образовательный процесс на начальном этапе и далее.
Таким образом, диагностика в системе ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, раннее выявление отклонений и особенностей в развитии ребенка первых трех лет жизни является комплексом мер, включающим следующие этапы:
• медицинский скрининг, осуществляемый специалистами медицинского профиля в родильных домах, перинатальных центрах, отделениях новорожденных, поликлиниках, медицинских диагностических центрах;
• комплексное изучение ребенка на ПМПК, результатом которого является направление ребенка в Службы ранней помощи;
• углубленное психолого-педагогическое изучение ребенка в Службе ранней помощи с целью разработки комплексной индивидуальной программы сопровождения ребенка и семьи;
• рограммы сопровождения ребенка и семьи, реализуемой Службой ранней помощи;
• итоговое обследование ребенка на ПМПК при выпуске из Службы ранней помощи для определения дальнейшего оптимального образовательного маршрута.
В том случае, если ребенок переходит из Службы ранней помощи в дошкольную образовательную организацию, целесообразно не только представить рекомендации ПМПК, но и осуществлять сопровождение специалистами Службы ранней помощи. В том случае, если ребенок переходит из Службы ранней помощи в организацию, оказывающую специальную помощь (группа кратковременного пребывания, лекотека, Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи и др.) данного сопровождения не требуется.
Методы, которые могут быть использованы в деятельности Службы ранней помощи, разнообразны.
С ребенком раннего возраста с ОВЗ, и детьми группы риска, и семьями, их воспитывающими, работает команда специалистов, обеспечивая единый подход к обеспечению ранней помощи и комплексному психолого-педагогическому сопровождению. Деятельность специалистов междисциплинарной команды структурного подразделения дошкольной образовательной организации направлена на помощь детям первых лет жизни с ограниченными возможностями здоровья (риском развития). Она включает в себя предоставление квалифицированной семейно-центрированной помощи ребенку и семье с целью содействия оптимальному развитию и адаптации в обществе ребенка с проблемами здоровья и развития. В состав команды специалистов входят: педагог-психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед, социальный педагог, инструктор по физической культуре. При этом дети целевой группы имеют возможность социализации в коллективе сверстников через посещение в детском саду и пребывание в группе кратковременного пребывания.
Опыт работы с детьми раннего возраста показывает, чем раньше выявлены нарушения в развитии ребенка, тем эффективнее помощь специалистов в преодолении этих нарушений.
Первые годы жизни ребенка является самыми благоприятными для формирования личности ребенка и развития его мозга, поэтому своевременно выявленные нарушения в развитии ребенка в этом возрасте и вовремя оказанная помощь, способствует значительному или полному их преодолению. Ранняя помощь ребенку с ограниченными возможностями здоровья создаёт реальные предпосылки решения важной социальной проблемы - профилактики нарушений развития детей в раннем возрасте. А раннее социальное психолого-педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей ребёнка с ограниченными возможностями, позволит если не полностью исключить, то значительно ослабить степень ограничений жизнедеятельности, получить в лице семьи надёжного союзника в процессе дальнейшей реабилитации ребёнка.
Таким образом, достижение цели связано с решением следующих задач:
- максимально раннее выявление и диагностику особых образовательных потребностей ребенка и его семьи;
- сокращение разрыва между временем определения первичного нарушения в развитии ребенка и началом целенаправленной коррекционной помощи;
- снижение временных границ начала образовательного процесса (до первых месяцев жизни ребенка);
- построение индивидуальных комплексных программ сопровождения на основе выявления потенциала развития ребенка;
- обязательное включение родителей в коррекционно-развивающий процесс на основе выявления специальных потребностей и возможностей семьи.
2.2. Перечень организаций, оказывающих образовательные, социальные, медицинские услуги детям, нуждающимся в ранней помощи.
- МБУ ДО Городской психолого- педагогический центр «Потенциал»
- Центр ранней помощи для детей с нарушением в развитии на базе детской поликлинники №3 г. Барнаула
- Детская поликлинника №14 - отделение востановительного лечения
- КГБСО «Комплексный центр социального обслуживания населения города Барнаула»- Создание необходимых условий для получения социальных услуг детям с ограниченными возможностями здоровья с учетом индивидуальных особенностей Определение наличия потребности в дополнительном постороннем уходе при проживании в семье и потребности в социальной адаптации или реабилитации (абилитации).
- КГБУСО «Краевой реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Журавлики»- Повышение уровня доступности и условий беспрепятственного доступа к объектам и услугам в учреждении для инвалидов (в том числе детей-инвалидов) и других маломобильных групп получателей социальных услуг Создание эффективной помощи семьям, направленной на психологическую и социальную поддержку семей с детьми с синдромом Дауна.
- АКОО «Мать и дитя»- Создание эффективной помощи семьям, направленной на психологическую и социальную поддержку семей с детьми с ОВЗ.
- Комитет по образованию города Барнаула - Улучшение жизненной ситуации семьи, снятие психологической напряженности.
- Управление социальной защиты населения по городу Барнаулу - Улучшение жизненной ситуации семьи, снятие психологической напряженности. информированность о законных правах.
- МБУ ДО Валеологический центр «Гармония»- - Улучшение жизненной ситуации семьи, снятие психологической напряженности. информированность о законных правах.
2.3. Эффективность межведомственного взаимодействия обеспечивают специально разработанные порядки взаимодействия органов исполнительной власти и учреждений разной ведомственной принадлежности; система ранней помощи, в которой центральное место занимает одно учреждение, обеспечивающее оказание услуг ранней помощи в разных сферах (образование, медицина, социальная сфера, являющееся координатором указанной работы и обеспечивающее максимальный объем практической и методической деятельности.
Также предлагается обеспечить скоординированность услуг, направленных на развитие всех сторон жизни ребенка, используя междисциплинарный подход в организации эффективного межведомственного взаимодействия.
Реализацию мероприятий настоящей Концепции, ее финансовое обеспечение, проведение работ по подготовке методических материалов, проектов типовых документов, моделей межведомственного взаимодействия при организации ранней помощи и сопровождения, а также анализ и внедрение уже имеющихся методических материалов в этой сфере планируется осуществлять в рамках реализации государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2015 г. № 1297 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2020 годы".
3. Коррекционно - развивающая предметно-пространственная среда, как условие реализации проекта
Предметно-развивающая среда-это система материальных объектов деятельности детей, функционально моделирующая содержание духовного и физического развития самих детей. Поэтому педагоги должны уделять огромное внимание на изменение, обогащение, улучшение ПРС для детей с ОВЗ.
Помимо этого, при организации предметно-развивающей среды учитываются:
- закономерности психического развития
- показатели здоровья дошкольников
- психолого-физиологические особенности
- уровень общего развития
- коммуникативные особенности и речевое развитие
- эмоциональное благополучие.
В соответствии с ФГОС, в группах предлагается провести зонирование, т. е. отделить игровую зону и зону для творчества. Наполняемость зон соответствует учету зоны актуального развития самого слабого ребенка и зоны ближайшего развития самого сильного ребенка.
Размещение по центрам развития (уголкам, секторам) позволяет детям объединяться подгруппами по интересам, а так же соблюдать принцип интеграции.
Интегративный подход обеспечивает процесс связанности и взаимодействия отдельных образовательных направлений, содержания образования, обеспечивающий целостность познавательного, речевого, физического, художественно-эстетического и социально-коммуникативного развития ребенка.
Учитывая ФГОС, ПРС для детей с ОВЗ и инвалидов должна способствовать наиболее эффективному развитию индивидуальности каждого ребенка, с учетом его склонностей и интересов. Должны присутствовать элементы, стимулирующие познавательную, физическую и эмоциональную деятельность детей. ПРС должна иметь подвижные трансформирующиеся границы, а так же изменяться (сжиматься и расширяться) по объему. Дети с ОВЗ и инвалиды, имеют физиологические и психические отличия от обычных детей, поэтому ПРС для них должна отвечать критериям оценки не только материально-технических, но и медико-социальных условий пребывания детей в ДОУ. Группы, где находятся дети с ОВЗ и инвалиды, должны быть оборудованы специальной мебелью. Детей с ДЦП нужно обеспечить ортезами (фиксаторами вертикального положения, индивидуальной мебелью. Должно быть оборудовано не только групповое пространство, но и туалетная комната, приемная, музыкальный и спортивные залы .
Для начала рассмотрим примерный перечень зон для организации предметно-развивающей среды.
- зона сюжетно-ролевых и режиссерских игр (уголок театрализованной деятельности, уголок ряженья.)
- зона познавательной активности (экспериментирование с различными материалами, развитие речи, наблюдение за природными явлениями, развитие математических представлений и пр.)
-зона для самостоятельной деятельности детей (конструирование из различных материалов, художественно-продуктивная деятельность, ознакомление с литературой, выставка детского творчества, центр патриотического воспитания и пр.)
-зона двигательной активности (физкультурный уголок, подвижные и спортивные игры, соревнования и пр.);
- зона настольно-печатных и развивающих игр (рассматривание иллюстративного материала, дидактические игры и пр.)
- зона экспериментирования и наблюдения за природными явлениями (экспериментальные лаборатории, календарь природы, центры для организации различных проектов и пр.);
- зона отдыха (уголок уединение, общения и пр.)
• Достаточная освещенность.
• Соответствие игрового и наглядного материала тифлопедагогическим требованиям по размеру, окраске, контрастности, реалистичности, объемности
• Для эффективного развития ребенка с нарушением зрения необходимо наличие сенсорного уголка, в котором будут заводные, звучащие, сделанные из разного материала игрушки, дощечки с разными тактильными поверхностями
Предметно-развивающая среда для детей с Задержкой Психического Развития
- Различные варианты материалов по одной теме (живые объекты, объемные предметы, плоскостные предметы, иллюстрации)
- Схемы и алгоритмы действий
- Модели последовательности рассказывания, описания
- Модели сказок
Правильно реализуемая развивающая среда способствует развитию у детей когнитивных процессов (памяти, внимания, мышления).
Предметно-развивающая среда для детей с нарушениями интеллекта
- Предметы для развития перцептивных действий
- Предметы для развития сенсорной сферы
- Реальные предметы для рассматривания и обследования различной формы, цвета, величины
- Подборки простого иллюстративного материала по ознакомлению с природой, окружающим, действиями людей
Если в детский сад поступает ребенок с заболеванием или повреждениями опорно-двигательного аппарата, то педагогам нужно создать необходимые условия:
- Свободное малоизрезанное пространство
- Минифланелеграфы для каждого ребенка с подборкой карточек, моделей по темам
- Разнообразные шнуровки по темам
- Рамки Монтессори
- Мелкие предметы для счета, выкладывания узоров, переборки
- Сухие бассейны, тренажеры, игрушки-двигатели, сборно-разборные игрушки.
При реализации инклюзивной практики необходимо осознавать, что появление в группе ребенка с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) требует внесения изменений в образовательный процесс. Осуществление таких изменений возможно при знании педагогами особенностей обучения и воспитания этой категории дошкольников. Для всех детей с ОВЗ имеются некоторые общие требования к обеспечению специальных условий.
Принимая в группу такого ребенка, не обходимо учитывать следующее:
• практически у всех детей, в отличие от нормально развивающихся сверстников, часто снижен темп речемыслительной деятельности, для них характерна повышенная утомляемость;
• у большинства детей нарушены коммуникативные навыки;
• у многих наблюдаются такие особенности моторного развития, как: - нарушения тонких движений (им трудно завязывать шнурки, пользоваться ножницами, раскрашивать, у них с трудом формируются графические навыки);
• нарушение равновесия (это создает сложности при обучении катанию на роликовой доске и двухколесном велосипеде);
• из-за проблем зрительно-пространственной координации затруднительно участие в спортивных играх, особенно с мячом.
Таким образом, при включении в группу ребенка с ОВЗ необходимо создание таких условий, при которых обеспечиваются:
• привлекательность развивающей предметно-пространственной среды для детей разного возраста (насыщение игрушками) как в группе, так и на прогулке. Например, если в старшей группе есть дети с интеллектуальными нарушениями, то в доступе для них должны быть игрушки предыдущей возрастной группы, в т. ч. такие, которые отражают реальные предметы окружающего мира, соответствуют жизненным ситуациям (купание, одевание, чаепитие, прогулка и др.);
• присутствие второго взрослого на занятиях и в основных режимных моментах. Это помогает снять напряженность ситуаций, в которых ребенку требуются повышенные внимание и помощь;
• использование в образовательной деятельности заданий разноуровневого содержания. Такая подача материала позволяет всем детям участвовать в образовательной деятельности;
• упор в обучении и воспитании на сильные стороны ребенка. Когда педагог обращает внимание на прогресс, демонстрирует достижения детей, то у них появляется настойчивость в овладении новыми навыками, исчезает чувство беспомощности, появляется вера в себя;
• недопустимость сравнения и соревнования детей друг с другом;
• включение детей в помощь друг другу - общеизвестен факт, что большая часть наших знаний создается в обществе, т. е. мы учимся у своего непосредственного и ближайшего окружения, и дети могут многому научиться, помогая друг другу;
• включение в структуру образовательного процесса специально организованных видов деятельности, направленных на развитие коммуникации; создание безопасной предметной среды, в т. ч. на прогулке, - это важно для обеспечения свободы движений дошкольника;
• обеспечение спокойного засыпания (балдахин над кроваткой, домик и т. д.) и возможности уединения для ребенка. Уголки уединения - это, прежде всего, ниша покоя, где ребенок чувствует себя защищенным и может заняться тем, что ему больше всего нравится, или просто отдохнуть.
Помимо общих условий, распространяющихся на всех детей с ОВЗ, необходимо создание условий в зависимости от характера нарушений здоровья.
Развивающая предметно-пространственная среда должна содержать игрушки с опорой на реальный уровень развития ребенка.
Развивающая предметно-пространственная среда должна включать:
Последовательные картинки, структурирующие деятельность ребенка в течение дня и обеспечивающие предсказуемость событий, - это зрительные опорные сигналы, которые помогают детям сосредоточиться на актуальной в данный момент информации (режим дня, календарь, последовательность заданий и др.);
Картинки отражающие различные эмоциональные состояния ребенка -игры с «азбукой эмоций» помогают;
• замечать эмоциональные состояния других людей (вначале по лицу взрослого, затем по лицам, изображенным на картинке);
• декодировать (расшифровывать) их выразительные проявления;
• анализировать эмоции и понимать, чем они вызваны, под влиянием чего меняются;
• воспроизводить эмоции, учиться анализировать собственные эмоции;
• управлять своим эмоциональным состоянием;
Книги разной степени сложности;
Кукольный театр - прекрасное средство для развития взаимодействия между детьми, развития воображения и творческих способностей. От имени кукол ребенку значительно легче вступать в общение;
Музыкальный центр с наушниками и набором музыкальных и литературных произведений - его использование даст ребенку возможность уединиться и отдохнуть в течение дня.
Создание развивающей предметно-пространственной среды, учитывающей особенности и характер нарушений здоровья детей с ОВЗ, будет способствовать их включению в социальную жизнь, позволит им быть успешными, ощущать собственную безопасность и сопричастность к общей жизни. У ребенка с ОВЗ появляется возможность естественного перехода к более сложным отношениям с социумом.
Кроме того, для остальных детей это возможность учиться понимать и ценить многообразие общества, лучше относиться друг к другу, осознать, что такое социальная справедливость.
Для повышения уровня социальной адаптации и дальнейшего развития воспитатель должен поддерживать у всех детей чувства эмоционального комфорта и психологической защищённости. Любому дошкольнику важно ощущать себя любимым и неповторимым, в том числе ребенку с ОВЗ. Созданная предметно-развивающая среда позволит облегчить процесс адаптации с учётом интеграции образовательных областей и соблюдение принципов ФГОС.