Наталья Борисова
Комплекс упражнений для выработки воздушной струи при коррекции звуков [Л], [Л’]
Цель: Вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка.
Воздушная струя умеренная, идет через щель по боковым краям языка (между передней спинкой языка и щекой).
На тыльной стороне ладони, поднесенной ко рту, ощущается теплый воздух. (Дыхательную струю дать обязательно ребенку ощутить на руку.)
1. Упражнение «Кто дальше загонит мяч?»
Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. И, как бы произнося длительно звук /ф/, сдуть ватку на противоположный край стола.
2. Упражнение «Самолет летит».
Публикация «Комплекс упражнений для выработки воздушной струи при коррекции звуков [Л], [Л’]» размещена в разделах
- Буква Л и звуки [Л], [Л’]. Конспекты занятий
- Дыхательная гимнастика и упражнения
- Звуки [Л], [Л’]. Автоматизация, дифференциация звуков
- Темочки
Сдувать с силой с кончика языка маленький кусочек бумаги, слегка закинув голову, следить, чтобы язык находился в верхнем положении.
3. Дутьё на карандаш, лежащий на столе. Рот на уровне стола.
4. Задувание на кончик языка «лопатой», прикасающейся к верхней губе.
5. Попеременное задувание на кончик языка, то сближенного с губами (одной или обеими, то помещенного в загубной области.
6. Сильное задувание, вызывающее трепетание языка. (На первых порах задувание делать закрытым носом.)
7. Упражнение «Фокус».
Рот приоткрыть, язык «чашечкой» выдвинуть вперед и приподнять, плавно выдохнуть на ватку, лежащую на кончике носа, или на чёлочку.
8. Упражнение «Самолет гудит».
Рот приоткрыть. Губы растянуть, протолкнуть кончик языка между верхними и нижними резцами и, удерживая его в этом положении, длительно произносить звук /ы/.
9. Упражнение «Пароход гудит».
Приоткрыть рот и длительно произносить звук /ы/.
10. Упражнение «Гудит завод».
Губы сильно растянуть. Видны верхние и нижние зубы. Широкий кончик язь чуть прикусить губами (т. е. положить его в межзубное положение) и тянуть звук /ы/. Получится /л/.
11. Упражнение «Шмель».
Рот открыть. Язык в виде чашечки поднять вверх, боковые края прижат коренным зубам, передний край свободен. Посередине языка идет воздушная струя, подключить голос.
12. Упражнение «Ослик кричит». Подражать крику осла: ыыааа