Юлия Сендецкая
«Птицы». Комплекс занятий-прогулок с детьми второй младшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Сентябрь
Наблюдение за птицами во время кормления
Цели:
прививать желание заботиться о птицах;
формировать знания о повадках птиц;
воспитывать любовь к природе.
Ход наблюдения:
Перед прогулкой оставить корм для птиц на участке. Подвести детей к кормушке для птиц. Понаблюдать, какие птицы первыми прилетели к кормушке (быстрые, юркие, смелые).
Маленький мальчишка, в сером армячишке,
Публикация «„Птицы“, Комплекс занятий-прогулок с детьми второй младшей группы» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Прогулка. Наблюдения за птицами
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Конспекты занятий
- Темочки
По двору гуляет, крошки подбирает.
Воспитатель задает вопросы детям, предлагает отгадать загадку.
Чем птицы собирают зерна? (Клювом, он у них острый; птицы клюют и перелетают на новое место.)
Как птицы кричат? Как прыгают?
Чик-чирик к зернышкам – прыг.
Клюй – не робей! Кто же это? (Воробей)
Трудовая деятельность
Кормление птиц
Цели:
побуждать к самостоятельному выполнению элементарных поручений (кормление птиц, уборка участка);
воспитывать желание ухаживать за животными.
Подвижные игры
«Воробушки и кот»
Цели:
учить мягко спрыгивать, сгибая ноги в коленях;
бегать, не задевая друг друга, увертываться отводящего;
быстро убегать, находить свое место;
быть осторожными, занимая место, не толкать товарища.
«Попади в круг»
Цели:
совершенствовать умение действовать с разными предметами;
развивать умение бросать предметы в определенном направлении двумя руками;
развивать глазомер, координации, движений, ловкость.
Октябрь
Наблюдение за перелетными птицами
Цели:
расширять представления о перелетных птицах, об изменениях жизни птиц осенью, когда наступают холода;
воспитывать любовь и заботу о птицах.
Ход наблюдения:
Воды зашумели быстрого ручья,
Птицы улетают в теплые края.
Воспитатель задает детям вопросы:
Какие птицы улетают в теплые края?
Зачем они это делают?
Птицы собираются в стаи, летают низко над землей. Это значит, что скоро они улетят в теплые края. Первыми это делают ласточки, так как с наступлением холодов исчезают насекомые, которых они ловят на лету. Последними улетают утки, гуси, журавли, поскольку водоемы начинают замерзать, и они не могут найти корм в воде.
Воспитатель предлагает детям закончить предложение:
Воробей маленький, а журавль … (большой).
Утка серая, а лебедь … (белый).
Трудовая деятельность
Сбор семян деревьев.
Цель: привлекать детей к сбору семян и закреплять название деревьев.
Подвижная игра
«Собачка и воробей»
Цели:
закреплять знания о характерных движениях птиц;
учить имитировать их по голосу.
Индивидуальная работа
Развитие движений.
Цель: закреплять умение в бросании мяча друг другу снизу.
Ноябрь
Наблюдение за птицами
Цели:
продолжать наблюдение за птицами, их повадками;
сравнить воробья и голубя.
Ход наблюдения:
Перед прогулкой воспитатель говорит детям, что нужно взять хлеб для того, чтобы покормить голубей. Придя на место, сначала рассмотреть их, спросит, много ли голубей? Посмотреть, как голуби будут клевать. Обратить внимание детей, что у голубей есть глаза – они видят корм, когда им насыпают, есть клюв – они клюют крошки, есть ноги – они ходят, есть хвост и крылья – они летают. Голуби бывают разного цвета и величины. Голубей иногда называют «сизарями».
Трудовая деятельность
Приготовление корма для птиц вместе с воспитателем.
Цели:
воспитывать желание участвовать в уходе за птицами;
приучать детей с помощью взрослых кормить птиц.
Подвижные игры:
«Раз, два, три – беги!»
Цели:
упражнять в умении действовать по сигналу;
различать быстроту бега, слаженность коллективных действий.
«Догони меня»
Цели:
учить быстро ориентироваться в пространстве;
развивать ловкость.
Декабрь
Наблюдение за птицами зимой
Цели:
углублять знания о жизни птиц в зимний период;
развивать умение и желание помогать им.
Ход наблюдения:
Птичьи гнезда опустели,
Птицы к югу улетели.
Оказался всех храбрей
Нащ дворовый воробей.
Холода не испугался,
С нами на зиму остался.
Непоседа, невеличка –
Желтая почти вся птичка
Любит сало, семечки…
Воспитатель задает детям вопросы:
Что у них общего?
Они живут поодиночке?
Где ищут корм?
Надо ли помогать птицам? Почему?
Чем мы будем их кормить?
Что интересного можно наблюдать у кормушки?
Трудовая деятельность
Сгребание снега лопатками, расчистка дорожки.
Цель: учить работать сообща, добивать цели общими усилиями.
Подвижные игры:
«Ловлю птиц на лету» (русская народная)
Цели:
учить быстро действовать по сигналу;
бегать, не наталкиваясь друг на друга.
«Попади в цель»
Цель: упражнять в броске в цель, развивать ловкость.
Январь
Наблюдение за зимующими птицами
Цели:
закреплять желание детей заботиться о птицах;
изучать их повадки и особенности.
Ход наблюдения
После новогодних праздников вынести ёлку на участок, воткнуть ее в горку снега, залить водой, чтобы крепче держалась. Устроить праздник для птиц. На ветки прикрепить кисти рябины, кусочки несоленого сала (на веревочки). Вокруг ёлки посыпать песок, смешанный с зерном. Наблюдать, какие птицы какой корм будут клевать.
Трудовая деятельность
Изготовление крокодила из снега.
Цели:
учить правильно передавать форму крокодила;
доводить начатое дело до конца.
Подвижные игры:
«Воробушки и автомобиль»
Цели:
учить быстро действовать по сигналу;
бегать, не наталкиваясь друг на друга.
«Сбей кегли» (3-5 кеглей и 1 шар)
Цель: учить правилам очередности в игре.
Февраль
Наблюдение за вороной
Цели:
расширять представление о зимующих птицах, учить различать их по внешнему виду;
воспитывать бережное отношение к зимующим птицам.
Ход наблюдения
Воспитатель загадывает детям загадку, предлагает ответить на вопросы.
Шапочка серенькая,
Жилеточка нетканая,
Кафтанчик рябенький,
А ходит босиком. (Ворона)
Как зовут эту птицу?
Назовите особенности ее внешнего вида.
Чем она питается?
Есть у нее враги?
Трудовая деятельность
Расчистка дорожек от снега и мусора.
Цель: воспитывать трудолюбие, желание доводить начатое дело до конца.
Подвижные игры
«Встречные перебежки»
Цель: повышать двигательную активность на прогулке.
«Попади в обруч»
Цель: развивать меткость, ловкость, выносливость.
Март
Наблюдение за голубями
Цели:
расширять знания о внешнем виде птиц, их повадках и среде обитания;
формировать реальные представления о жизни птиц.
Ход наблюдения
Известно с давних нам времен,
Что эта птица – почтальон.
Воспитатель организует беседу с детьми, задает вопросы.
Как называют эту птицу?
Какого окраса она может быть?
Какого размера?
Голубь – перелетная птица?
Какую пользу приносят голуби?
Где они вьют свои гнезда?
Почему голубя называют почтальоном?
Про сороку говорят, что она стрекочет, про воробья – чирикает, про голубя, что он воркует.
Трудовая деятельность
Коллективная очистка участка от остатков снега.
Цель: приучать к порядку и чистоте на участке.
Подвижные игры:
«Догони голубя»
Цель: совершенствовать ловкость, быстроту (бежать по сигналу, не оглядываясь назад).
«Совушка»
Цель: учить начинать движение по сигналу, при ускорении темпа делать более частые шаги, энергичные движения рук.
Апрель
Наблюдение за птицами весной
Цели:
познакомить с жизнью птиц весной;
воспитывать любовь и заботливое отношение к пернатым.
Ход наблюдения
С приближением весны к кормушке больше не прилетают синички, остались только воробьи и голуби. Наблюдать за появлением грача. Грач большой, черный, у него светлый клюв. Он кричит «гра-гра», отсюда его название. Сравнить с вороной.
Капли падают с крыши,
Всюду пахнет весной.
Небо кажется выше,
Звонче воздух лесной.
В поле снег синеватый
Подмывает вода.
Грач – разведчик крылатый –
Теребит провода.
Трудовая деятельность
Уборка мусора на участке.
Цели:
учить пользоваться граблями;
воспитывать бережное отношение к природе;
закреплять умение трудиться в коллективе.
Подвижные игры:
«Перелет птиц»
Цель: упражнять в лазании.
«Кто ушел?»
Цель: развивать внимание.
Индивидуальная работа
Развитие движений.
Май
Наблюдение за птицами, прилетающими на участок детского сада
Цель: расширять знания о птицах, прилетающих на участок детского сада.
Ход наблюдения
Воспитатель задает детям вопросы.
Чем воробей отличается от голубя? (Воробей меньше, окрас серый; голубь больше, окрас белый и сизокрылый.)
Чем отличается крик воробья от крика голубя? (Воробей чирикает «чик-чирик», а голубь воркует «гуль-гуль-гуль».)
Какую пользу приносят воробьи? (Они поедают вредных насекомых, комаров и мошек.)
Отметить, что голуби ходят по земле, летают, сидят на крыше (иногда на деревьях). Воробьи прыгают – как на пружинках, летают, сидят на деревьях. Предложить детям попрыгать, как воробушки, и походить важно, покачивая головой и часто переступая ногами, как голуби.
Трудовая деятельность
Наведение порядка на территории участка.
Цели:
приучать детей ухаживать за саженцами, поливать землю вокруг деревца;
следить, чтобы дети из других групп не ломали ветки деревьев.
Подвижные игры:
«Перелет птиц»
Цели:
упражнять детей в лазании по лестнице, спрыгивании, беге;
учить переходить от одного действия к другому;
развивать ловкость, умение ориентироваться в пространстве.
«Найди такой же листочек»
Цели:
учить различать листья березы, рябины, клена;
быстро действовать по сигналу воспитателя.
Список использованной литературы
Антонова Л. В. Игры на свежем воздухе. – М. : ООО ИКТЦ «ЛАДА», 2010.
Долгова Т. Л. Прогулки в детском саду. / Под ред. Г. М. Киселевой, Л. И. Пономаревой. – М. : ТЦ Сфера, 2013.
Иванова А. И. Живая экология: Программа экологического образования для дошкольников. - М., 2007.
Шелест Т. Наблюдения в природе // Дошкольное воспитание. 1987. №4.