Елена Смирнова
Комплекс мероприятий по подготовке артикуляционного аппарата к постановке звука [р]
▼ Скачать + Заказать документы
Ни для кого не секрет, что самым желанным звуком у ребенка для родителей является звук Р.
Он же является звуком позднего онтогенеза, и, как правило, заставляет себя подождать. В норме появления этого звука в речи ребенка стоит ожидать не ранее 5 летнего возраста. Но как быть, если ребенку 5 и больше, а звук Р все не появляется? На помощь придет логопед и несложные упражнения, регулярно выполняя которые можно существенно сократить сроки постановки желанного звука.
Итак:
1. Контрастотермии на область языка ежедневно (минимкум 2 раза в день).
Темочки:
2. Массаж языка (2 р. в день после чистки зубов). Выполнять обратным концом зубной щетки движения: «елочка, спирали, дождик». Каждый раз заканчивать потряхиванием кончика языка.
3. Удерживать ватную палочку на верхней губе широким языком.
Упражнение статическое, выполняется перед зеркалом под счет до 3-5-10.
4. Упражнение «Фокус» : рот открыт, губы в улыбке, язык высунут. Боковые края и кончик языка подняты и загибаются вверх. Удерживая язык в таком положении, сдувать ватку с кончика носа. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной, губы не натягивались на зубы, ватка летела строго вверх.
5. Упражнение «покатай карандаш» : широкий кончик языка лежит на нижней губе. Направить воздушную струю так, чтобы с кончика языка она попадала на центр карандаша и катила его по столу. Следить, чтобы щеки не раздувались (воздушная струя идет по центру языка).
6. Упражнение «Качели» : Рот открыт, губы в улыбке. Широкий кончик языка прикасается к верхним резцам, затем к нижним (чтобы челюсть оставалась неподвижной, а рот – открытым, можно использовать прищепку в качестве распорки между зубами).
7. Упражнение для губ «пробка» : губы плотно поджать (полностью втянуть, затем, со звуком вылетающей пробки, резко отпустить.
Данный комплекс упражнений выполнять ежедневно втечение 30 - 60 дней. Это существенно укрепит мышцы языка ребенка и позволить сократить сроки постановки звука Р, а так же, шипящих звуков Ш и Ж.