Ригана Тотиева
Комплекс игр и упражнений для детей с ДЦП
▼ Скачать +Заказ
Психологическая коррекция эмоциональных нарушений
«Свободное рисование»
Цель: освобождение телесных ощущений и эмоций от интеллектуальной составляющей. Подобная работа позволяет ребенку актуализировать негативные чувства (обиду, страх, агрессию и др.) в безопасной среде, вывести их вовне (за границы себя, не опасаясь при этом быть раскрытым или наказанным.
Подсобный материал: лист бумаги, простой карандаш, музыкальное сопровождение (спокойная, медленная музыка).
Публикация «Комплекс игр и упражнений для детей с ДЦП» размещена в разделах
Процедура проведения: включается музыка. Педагог дает ребенку бумагу и карандаш и предлагает закрыть глаза и послушать, что нужно делать. Инструкцию следует произносить медленно, с паузами; она может быть трансформирована в соответствии с индивидуальными особенностями (скоростью работы) каждого ребенка.
Инструкция: «Слушай музыку. Води карандашом по бумаге, не думая о том, что получится. Разреши своей руке двигаться так, как ей захочется. Сначала ее движения будут несмелыми, но потом она начнет двигаться свободно, легко. Пусть она делает это столько, сколько ей захочется.»
Когда педагог видит, что ребенок закончил работу, музыкальное сопровождение приглушается и следует обсуждение рисунка: «Рассмотри свой рисунок. Ты можешь взглянуть на него с разных сторон. Что ты там видишь? Может это похоже на какие-то вещи, предметы, людей или жинотных. Какие чувства вызывают у тебя эти образы?».
Можно предложить написать текст прямо поверх каракулей (таким образом преодолевается страх «белого листа»): «Напиши о том, что ты там увидел или о том, как рождался твой рисунок».
Развитие речи
«Кто больше?»
Цель: игра направлена на расширение словарного запаса, а также развитие произвольного внимания ребенка и слухового восприятия.
Процедура проведения: педагог предлагает ребенку посмотреть вокруг и найти как можно больше слов, в которых слышится заданная буква (например «с»). Можно превратить этот процесс в соревнование с педагогом или другим ребенком.
«Анаграммы» («Заколдованные слова»)
Цель: игра способствует формированию образа слова, расширению словарного запаса, а также развитию пространственных представлений.
Подсобный материал: лист бумаги; карандаши.
Процедура проведения: педагог пишет несколько слов, переставляя в них буквы местами, и предлагает ребенку разгадать эти слова. Если это окажется трудным, то педагог «шифрует» названия трех предметов, которые ребенок может видеть вокруг себя, сообщая ему об этом. Эти предметы будут служить ребенку подсказками.
Потом ребенок и педагог меняются ролями.
Развитие равновесия, осознание схемы тела, развитие умения владеть телом
«Пяточка к носочку»
Подсобный материал: шнур длиной около 1,5-2 м; небольшая игрушка.
Процедура проведения: ребенок идет по шнуру, при каждом шаге приставляя пятку одной ноги к носку другой. Задача — удержать равновесие.
Усложнение задания: при ходьбе ребенок должен нести на тыльной стороне кисти руки или на голове мелкую игрушку.
«Аист» («Завяжи шнурок»)
Подсобный материал: не требуется.
Процедура проведения: ребенок стоит на одной ноге, изображая аиста или завязывание шнурка. Задача — удержать равновесие.
«Удержи мешочек на ноге»
Подсобный материал: мешочек с песком; кубик.
Процедура проведения: ребенок поднимает ногу, удерживая на ее пальцах мешочек песка. Задача — сохранять равновесие.
Усложнение задания: - ребенок водит ногой с грузом назад-вперед. Затем можно предложить ребенку одновременно с движениями ногой двигать и руками: вытягивать их перед собой и отводить назад либо в том же направлении, куда движется нога, либо в обратном;
- ребенок, удерживая мешочек на одной ноге, приседает на другой;
- ребенок, удерживая мешочек, вытягивает вперед руку. На тыльную сторону кисти руки ставится предмет (кубик, мячик); ребенок приседает.
«Цапля уснула»
Подсобный материал: не требуется.
Процедура проведения: ребенок стоит на одной ноге, глаза закрыты. Задача «цапли» - «спать», пока педагог считает до 10.
«Пройди по дорожке»
Цель: кроме развития равновесия, игра способствуй развитию функций контроля и переключения.
Подсобный материал: шнур; всевозможные предметы разного размера и цвета.
Процедура проведения: на «дорожке», выложенной шнуром, раскладываются препятствия различного размер и цвета. Задача ребенка — двигаясь по «дорожке», перешагивать или перепрыгивать эти препятствия.
Снятие психоэмоционального напряжения
«Игра с платком»
Подсобный материал: платок или шарф.
Процедура проведения: ребенку дается платок или шарф, и с его помощью он пытается изобразить добрую старушку, злую фею, веселого фокусника, хитрую лисичку, ласковые волны, печальный падающий листок, веселый ветер и т. д.