Олеся Климова
Комплекс артикуляционной гимнастики
▼ Скачать + Заказать документы
Комплекс артикуляционной гимнастики
1. «Бегемот»- слегка улыбнуться, медленно открыть рот (как для
пропевания звука «а» : «а-а-а»). Подержать рот в открытым 5-10 сек. ,
медленно закрыть. Язык лежит во рту спокойно, не оттягивается
назад, кончик языка у передних зубов. Если у ребенка возникают затруднения, пропойте вместе с ним звук «а» : «а-а-а»- губы и язык примут нужное положение.
Ротик широко открыт, Язычок спокойно спит.
Темочки:
2. «Лягушка» - широко улыбнуться, показать сжатые зубы (верхниеровно стоят на нижних). Удерживать в таком положении 5-7 сек.
Мы веселые лягушки
Тянем губки прямо к ушкам.
3. «Слоник» - вытянуть губы вперед «трубочкой» (зубы сжаты). Удерживать такое положение 5-7сек.
Я слегка прикрою рот.
Губки - «хоботом» вперед. Далеко я их тяну,
Как при долгом звуке: у-у-у
4. Чередовать «Лягушка» и «Слоник». Нижняя челюсть не двигается,
двигаются только губы.
5. «Лопаточка» -широкий плоский кончик языка положить на нижнюю
губу, сказав один раз «пя» («испекли блинчик и положили его
остывать на тарелочку»). Язык не должен двигаться. Рот чуть –чуть приоткрыт. Удерживать такое положение 3-10 сек. Повторить 2-3 раза.
Поперек улыбки лег-Отдыхает язычок.
6. «Иголочка» - узкий напряженный язычок высунуть как можно дальше. Рот открыть широко. Счет в таком положении от 1 до 5-10. Язычок не лежит на губе, а выдвигается вперед!
Улыбаюсь: вот шутник
Узким-узким стал язык.
Меж зубами, как сучок,
Влез длинный язычок.
7. Чередовать «Лопаточка» и «Иголочка»
8. «Горка» - улыбнуться, приоткрыть рот, кончик языка поставить за нижние зубы, широкий язычок установить «горкой». Удерживать под счет от 1 до 5-10.
! Если ребенок затрудняется выполнить данное упражнение,
предложить ему пропеть звук «и» : «и-и-и»- и язык примет нужное положение для «горки».
Улыбаюсь, рот открыт-
Там язык лежит, свернувшись.
В зубки нижние уткнувшись,
Горку нам изобразит.
9. «Лошадка» -улыбнуться, открыть рот и пощелкать кончиком языка («лошадка цокает копытами»)
! Упражнение сначала выполняется в медленном темпе, а затем темп
убыстряется. Нижняя челюсть не двигается, работает только язык.
Рот пошире открываю,
К потолочку язык прижимаю.
Прыгает вниз язычок,
И раздался вдруг щелчок.
10. «Маляр» -улыбнуться, открыть рот и «покрасить» кончиком
языка твердое небо («потолок», делая движения языком вперед-
назад.
! Губы и нижняя челюсть неподвижны. Работает только язык «кисточка». Следите, чтобы кончик языка доходил до внутренней поверхности верхних зубов, но не высовывался изо рта.
Язык — как кисточка моя,
И ею небо крашу я.
11. «Вкусное варенье» - улыбнуться, открыть рот, широким
плоским кончиком языка облизать верхнюю губу сверху вниз. При
этом должны быть видны нижние зубы (нижняя губа оттянута вниз, зубы не прикусывают язык).
! Нужно следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не
«подсаживала язык вверх» - она должна быть неподвижной (можно
придержать ее пальцем). Язык широкий, в форме «чашечки». Если
упражнение не получается, то нужно вернуться к упражнению «Лопаточка»
Как будто варенье лежит на губе-
Слижу его «чашечкой» в ротик к себе.