Галина Винярская
Компилятивная программа по патриотическому воспитанию «Родничок»
▼ Скачать + Заказать документы
Мдобу ДС №34 «Солнышко»
Особенности патриотического воспитания дошкольников на современном этапе.
Патриотическое воспитание дошкольников должно носить комплексный характер, пронизывать все виды детской деятельности, осуществляться в повседневной жизни и на занятиях по ознакомлению с окружающим. От взрослого во многом зависит, чем интересуется ребенок, о чем он спрашивает. Поэтому особенна важна активная позиция воспитателя, его желание и умение сформировать у детей потребность участвовать в делах на благо окружающих людей и живой природы, помочь им осознать себя неотъемлемой частью своей малой родины, гражданином России.
Публикация «Компилятивная программа по патриотическому воспитанию „Родничок“» размещена в разделах
Психологи утверждают: нравственные качества не могут возникнуть путем естественного созревания. Их развитие и формирование осуществляется постепенно в процессе накопления и эмоционального освоения конкретных фактов, и зависит это от средств и методов воспитания, от условий, в которых растет ребенок.
Гуманизация дошкольного образования, обращение к личностно-ориентированной педагогике, появление вариативных программ и технологий требует от педагогов перехода на другой уровень взаимодействия с детьми по всем направлениям в работе.
Патриотическое воспитание можно назвать одним из самых сложных направлений по ряду причин: особенности дошкольного возраста, многоаспектность понятие «патриотизм» в современном мире, отсутствие концепции, теоретических и методических разработок (характерной особенностью многих исследований является обращение лишь к отдельным аспектам проблемы).
Уровень представлений детей о патриотизме во многом зависит от того, какое содержание (доступность и количество материалов для восприятия и понимания) отобрано воспитателем, какие методы используются, как организована предметно-развивающая среда в группе.
В процесса работы по патриотическому воспитанию решаются следующие задачи.
1. Задачи эстетического и нравственного воспитания.
Самое существенное в воспитании нравственных чувств – это непосредственное проявление их в реальных практических поступках. Действенное отношение к окружающему миру проявляется в игре, труде, творческой и изобразительной деятельности, общении, повседневной жизни.
2. Задачи физического воспитания.
Развитие ловкости, смелости.
3. Задачи трудового воспитания.
Поощрение трудовой деятельности детей, в основе которой лежит желание сделать что-то для других. Взрослые должны приучать детей добросовестно относиться к любой работе, добиваться поставленной цели, воспитывать бережное отношение к общественному добру, природе родного края.
4. Формирование бережного отношения к природе.
Важно, чтобы формирование бережного отношения к природе сочеталось с воспитанием любви к родному городу, с желанием работать вместе со взрослыми по его благоустройству.
Ожидаемый результат
1. Сформированность патриотических чувств в процессе реализации данных целей.
2. Способность воспринимать и анализировать искусство (литературу, живопись, фильмы и т. д., выражать собственное мнение по предлагаемым вопросам выработанных ценностей.
3. Применять полученные знания в добрых делах и поступках на благо Родины; уметь сопереживать, оказывать посильную помощь окружающим и близким людям.
4. Вырабатывать способность в бережном отношении к народным ценностям, окружающей действительности, желание приумножать и сохранять природные ресурсы.
Пояснительная записка
Компилятивная программа «Родничок» предназначена для работы с детьми от 3 до 7 лет и является и является парциальной к любой программе дошкольного возраста.
Программа состоит из пяти разделов, объединенных общей темой и имеющих интегрированный характер.
Объем содержания по каждой теме можно варьировать в зависимости от уровня подготовленности детей, что делает программу достаточно гибкой и лего адаптируемой к конкретным различным условиям, предполагает активное участие родителей, детей, педагогов в этой программе.
Программа рассчитана на учебный год, объем в часах индивидуален для каждой группы, в зависимости от восприятия данной темы воспитанниками. Знакомство детей с материалом каждой темы проводится в течение месяца, как на организованных занятиях, так и в свободное от занятий время.
Место реализации – детский сад и семья.
В первом разделе предполагается работа по развитию речи.
Развитие речи – есть развитие личности на основе духовного богатства, которым пронизан русский язык. Поэтому важен отбор литературных произведений по нравственным критериям. Это сказки, потешки, поговорки, лучшие произведения русских писателей и поэтов, а также русские былины, сказания о защитниках земли русской. Задача воспитателя - раскрыть духовный и нравственный потенциал произведений и донести его до ребенка в доступной форме. Важное значение имеет увеличение словарного запаса детей путем смыслового объяснения незнакомых слов и их происхождения и исторического значения. Помимо чтения книг, рассказов воспитателей, работы с видео- и аудиокассетами, одним из основных методов подачи и усвоения материала является диалог педагога с ребенком, детей друг с другом. В диалоге проявляется умение ребенка слушать другого, анализировать и рассуждать. Это активизирует мыслительную деятельность, поднимает интеллектуальный уровень детей, а также, что очень важно, воспитывает умение правильно общаться в коллективе.
Второй раздел связан с экологическим воспитанием.
Работа по народному календарю, связанному с временами года, помогает лучше почувствовать и полюбить природу, что позволяет не только научиться видеть красоту окружающего мира, но и стать активным его преобразователем. Любовь к родной природе мы считаем одной из составляющих любви к Родине.
Третий раздел связан с изобразительной деятельностью.
Занятия по изобразительному искусству включают в себя знакомство с народными промыслами, картинами русских художников, знакомство с декоративно-прикладным искусством, живописью и графикой, что учит детей уважать, понимать и беречь достижения культурных ценностей русского народа.
Эти занятия помогают приобщить детей к художественному труду (поделки к праздникам, изготовление сувениров и подарков и т. д.). Это содействуют развитию мелкой моторики рук, элементарных навыков рукоделия: работы с бумагой, картоном, пластилином, тканью, природным материалом; навыков усидчивости и аккуратности в работе, а также налаживанию коммуникаций со взрослыми и сверстниками на основе совместной деятельности и взаимной помощи.
Четвертый раздел направлен на музыкальное развитие ребенка.
На занятиях по музыкальной деятельности, следуя русской культурной традиции, решаются не только эстетические задачи (научит ребенка слушать музыку, понимать ее язык, эмоционально реагировать на ее изменения, но и задачи развития музыкальных способностей детей. Причем задачи овладения ритмическими, интонационными, танцевальными навыками и т. д. решаются одновременно, так как музыкальный фольклор сочетает в себе и танец, и пение, и игру на музыкальных инструментах. Это в свою очередь активизирует внимание, собранность, интеллектуальную и речевую нагрузку.
Музыкальный фольклор – замечательная школа общения. Ведь и песня, и танец, и игра в народной традиции были не только самореализацией своих способностей, но и умение войти в социум, научиться взаимодействовать с другими людьми. Это способствует развитию нравственных качеств (например, взаимодействие мальчика и девочки, их ролевые функции, которые в дальнейшем реализуются в их взрослой семейной жизни).
Музыкальные занятия на фольклорной основе дают большую физическую нагрузку (плясовые движения, музыкальные игры, а музыкальный материал по темам опирается на календарные праздники.
Пятый раздел направлен на физическое развитие ребенка.
Занятия по физическому развитию детей построены на народных играх разных видов (соревновательные, командные, речевые, на внимание и т. д.). Это дает возможность с успехом решать задачи физического развития детей с учетом индивидуальных способностей ребенка (в игре каждый находит место по силам и возможностям). Кроме того, игра является еще и школой общения, где решаются нравственные задачи (взаимопомощь, взаимоподдержка и т. д.). Игра способствует развитию речи, так как во многих народных играх есть текст, а поскольку спортивные праздники и досуги имеют привязанность к народному календарю, решаются еще и задачи по ориентации во времени.
Уровень знаний детей по данной теме.
Высокий уровень – знает название города, поселка, страны, свой домашний адрес; называет и узнает по фото достопримечательности поселка, названия улиц; знает и узнает флаг, герб, гимн России; называет народные праздники (Рождество, Масленица, Пасха и т. д., игрушки, предметы быта; называет природные богатства России, знает природно-климатические зоны; заботится об окружающей природе, близких, оказывает помощь, проявляет дружелюбие, считается с интересами товарищей, умеет договариваться со сверстниками, анализировать поступки.
Средний уровень - знает название города, поселка, страны, свой домашний адрес; знает и узнает флаг, герб, гимн России; затрудняется назвать и узнать по фото достопримечательности поселка, названия улиц (делает это после пояснения взрослого); затрудняется назвать народные праздники (Рождество, Масленица, Пасха и т. д., игрушки, предметы быта; с помощью взрослого называет природные богатства России, природно-климатические зоны; заботится об окружающей природе, близких, проявляет дружелюбие, но не считается с интересами товарищей, не умеет договариваться со сверстниками, не оказывает помощь, анализирует поступки с помощью взрослого.
Низкий уровень – не знает название города, поселка, страны, но узнает флаг, герб, гимн России; отсутствуют знания о достопримечательностях поселка, плохо знает названия улиц; не может назвать народные праздники, игрушки; природные богатства России, природно-климатические зоны; не заботится об окружающей природе, близких, не проявляет дружелюбие, не считается с интересами товарищей, не умеет договариваться со сверстниками, не оказывает помощь, не может анализировать поступки.