Татьяна Савина
Консультация для воспитателей «Коллективный труд детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
«Труд - всегда был основой для человеческой жизни и культуры. Поэтому и в воспитательной работе труд должен быть одним из самых основных элементов».
А. С. Макаренко.
Трудовому воспитанию, т. е. привлечению детей к самостоятельному посильному труду и наблюдению за трудом взрослых, объяснению его значения в жизни людей, принадлежит важная роль во всестороннем развитии личности ребенка. Трудовая деятельность оказывает существенное влияние на развитие волевых черт дошкольника, его мышления, речи, памяти, внимания, воображения, труд помогает самоутвердиться.
Публикация «Консультация для воспитателей „Коллективный труд детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Поделки. Мастерим с детьми
- Трудовое воспитание. Консультации
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2014
Понимая всю значимость этого нелёгкого процесса, который способствует всестороннему формированию личности ребёнка, в своей работе я серьезное внимание уделяю организации коллективного труда дошкольников. Именно в процессе этого вида трудовой деятельности, дети переживают радость сотрудничества, у них воспитываются требовательность к себе и чувство ответственности за выполняемую работу, чувство товарищества, вырабатывается умение работать сообща.
Но, не смотря на то, что труд носит коллективный характер, я обязательно учитываю индивидуальные особенности развития каждого ребёнка, его способности, стараюсь не подавлять инициативу и желания детей, уважительно отношусь к их деятельности, создаю доброжелательную обстановку для участия каждого дошкольника в коллективном труде. Кроме того, учитываю уровень готовности каждого ребёнка к тому или иному виду деятельности, т. к. если дети постоянно получают недостаточную трудовую нагрузку, они привыкают трудиться без напряжения, без усилий. И когда ребенок попадает в ситуацию, в которой нужно выполнить более сложное задание, он оказывается не в состоянии мобилизовать свои силы и довести начатое дело до конца. Неудача же в свою очередь вызывает отрицательное отношение к труду. Но и нельзя давать завышенные по объему трудовые поручения, не учитывая возможностей детей. Если ребенок взялся за работу, потратил много сил, но не добился положительного результата или добился его за счет переутомления, в дальнейшем он будет стремиться уклониться от трудовой деятельности. Поэтому я предлагаю детям посильную работу, чтобы на выполнение затрачивались усилия, соответствующие их возрастным и физическим возможностям.
В ходе своей педагогической деятельности, я выявила тот факт, что в процессе коллективного труда работа в основном выполняется активными детьми, хорошо владеющими навыками, а пассивные дети часто отвлекаются, работоспособность у них низкая. Я пришла к выводу, что для каждого ребенка нужно создать в группе атмосферу постоянной занятости, вовлечь пассивных детей в коллективную трудовую деятельность, заинтересовать их. Для этого необходимо составить рациональный план деятельности всех детей в течение дня с учётом их индивидуальных особенностей. Таким образом, дети приобретают не только необходимые умения и навыки в трудовой деятельности, но и привычку систематически трудиться.
Вместе с детьми мы планируем трудовую деятельность. Например:
* труд по уходу за растениями в уголке природы организуется утром;
* уборка группы, игровых зон проводится вечером после дневного сна;
*индивидуальные поручения, в которые входят разные виды труда, организуются в течение всего дня (в каждом отдельном случае учитываются желания детей и наиболее удобное время для их выполнения);
* утром, а также после прогулки все дети убирают свою одежду;
*на прогулке дети выполняют соответствующую возрасту работу по уборке участка, уходу за растениями;
* после игр, в течение всего дня, дети убирают игрушки.
Таким образом, все дошкольники оказываются задействованы в трудовой деятельности, и в группе создаётся обстановка постоянной занятости.
Работу с пассивными детьми я начинаю с индивидуальных поручений, которые они выполняют в разное время дня: с утра, на прогулке, до полдника и т. д. Время их труда увеличиваю постепенно, начинаю с более легких заданий (например, собери кубики) и постепенно подвожу к выполнению более сложных (помоги расставить игрушки). Постепенно дети начинают объективно оценивать свою работу и работу товарищей, ценить сделанное другими, принимать участие в общем труде, проявлять заботу о товарищах, дружно, сообща трудится, у них появляется чувство сопереживания коллективной радости. Включение малоактивных детей в коллективный труд, приводит к тому, что у них появляется способность находить себе место в общем деле, а я делаю всё возможное, чтобы каждый из них осознал себя равноправным участником общего труда и получил от него удовлетворение.
При работе с активными детьми, большое внимание уделяю развитию у них организаторских навыков, чувства товарищества и стремления к взаимопомощи. Для достижения этой цели предлагаю инициативным, самостоятельным детям научить выполнять ту или иную работу детей, долго не посещавших детский сад, поощряю возникающие в ходе трудового процесса дружеские отношения. Вместе с детьми мы составили правило: «Научился работать сам, научи товарища». Это оказывает положительное влияние, как на «учителей», так и на «обучающихся».
В процессе коллективной трудовой деятельности дети учатся согласовывать свои действия, желания, интересы с товарищами, приходить при необходимости на помощь и обращаться за помощью, использовать тактичные формы обращения, замечаний. У них формируются такие качества, как самостоятельность, чувство коллективизма, ответственность, трудолюбие. Дошкольники овладевают навыком самостоятельно находить себе дело, помогать товарищам и воспитателю. Мои воспитанники стараются самостоятельно поддерживать порядок в группе, на своем рабочем месте, с большим интересом ухаживают за цветами на клумбе и участке. При этом я всегда стараюсь контролировать уровень активности педагога и детей, степень их участия в труде. Всё это способствует заимствованию детьми опыта старших и побуждает их к самостоятельности в работе.
Дети с радостью «вливаются» в общее дело, если они выполняют работу по своим силам и она им интересна. Поэтому, главное в моей работе, чтобы ребёнок любое дело выполнял с желанием, видел смысл и получал удовлетворение от результата деятельности и общения с педагогом и сверстниками!
Великий педагог В. А. Сухомлинский писал: «Труд становится великим воспитателем, когда он входит в духовную жизнь наших воспитанников, дает радость дружбы и товарищества, развивает пытливость и любознательность, рождает волнующую радость преодоления трудностей, открывает все новую и новую красоту в окружающем мире, пробуждает первое гражданское чувство – чувство созидателя материальных благ, без которых невозможна жизнь человека».