Татьяна Савина
Консультация для воспитателей «Коллективный труд детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
«Труд - всегда был основой для человеческой жизни и культуры. Поэтому и в воспитательной работе труд должен быть одним из самых основных элементов».
А. С. Макаренко.
Трудовому воспитанию, т. е. привлечению детей к самостоятельному посильному труду и наблюдению за трудом взрослых, объяснению его значения в жизни людей, принадлежит важная роль во всестороннем развитии личности ребенка. Трудовая деятельность оказывает существенное влияние на развитие волевых черт дошкольника, его мышления, речи, памяти, внимания, воображения, труд помогает самоутвердиться.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Поделки. Мастерим с детьми
- Трудовое воспитание. Консультации
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2014
Понимая всю значимость этого нелёгкого процесса, который способствует всестороннему формированию личности ребёнка, в своей работе я серьезное внимание уделяю организации коллективного труда дошкольников. Именно в процессе этого вида трудовой деятельности, дети переживают радость сотрудничества, у них воспитываются требовательность к себе и чувство ответственности за выполняемую работу, чувство товарищества, вырабатывается умение работать сообща.
Но, не смотря на то, что труд носит коллективный характер, я обязательно учитываю индивидуальные особенности развития каждого ребёнка, его способности, стараюсь не подавлять инициативу и желания детей, уважительно отношусь к их деятельности, создаю доброжелательную обстановку для участия каждого дошкольника в коллективном труде. Кроме того, учитываю уровень готовности каждого ребёнка к тому или иному виду деятельности, т. к. если дети постоянно получают недостаточную трудовую нагрузку, они привыкают трудиться без напряжения, без усилий. И когда ребенок попадает в ситуацию, в которой нужно выполнить более сложное задание, он оказывается не в состоянии мобилизовать свои силы и довести начатое дело до конца. Неудача же в свою очередь вызывает отрицательное отношение к труду. Но и нельзя давать завышенные по объему трудовые поручения, не учитывая возможностей детей. Если ребенок взялся за работу, потратил много сил, но не добился положительного результата или добился его за счет переутомления, в дальнейшем он будет стремиться уклониться от трудовой деятельности. Поэтому я предлагаю детям посильную работу, чтобы на выполнение затрачивались усилия, соответствующие их возрастным и физическим возможностям.
В ходе своей педагогической деятельности, я выявила тот факт, что в процессе коллективного труда работа в основном выполняется активными детьми, хорошо владеющими навыками, а пассивные дети часто отвлекаются, работоспособность у них низкая. Я пришла к выводу, что для каждого ребенка нужно создать в группе атмосферу постоянной занятости, вовлечь пассивных детей в коллективную трудовую деятельность, заинтересовать их. Для этого необходимо составить рациональный план деятельности всех детей в течение дня с учётом их индивидуальных особенностей. Таким образом, дети приобретают не только необходимые умения и навыки в трудовой деятельности, но и привычку систематически трудиться.
Вместе с детьми мы планируем трудовую деятельность. Например:
* труд по уходу за растениями в уголке природы организуется утром;
* уборка группы, игровых зон проводится вечером после дневного сна;
*индивидуальные поручения, в которые входят разные виды труда, организуются в течение всего дня (в каждом отдельном случае учитываются желания детей и наиболее удобное время для их выполнения);
* утром, а также после прогулки все дети убирают свою одежду;
*на прогулке дети выполняют соответствующую возрасту работу по уборке участка, уходу за растениями;
* после игр, в течение всего дня, дети убирают игрушки.
Таким образом, все дошкольники оказываются задействованы в трудовой деятельности, и в группе создаётся обстановка постоянной занятости.
Работу с пассивными детьми я начинаю с индивидуальных поручений, которые они выполняют в разное время дня: с утра, на прогулке, до полдника и т. д. Время их труда увеличиваю постепенно, начинаю с более легких заданий (например, собери кубики) и постепенно подвожу к выполнению более сложных (помоги расставить игрушки). Постепенно дети начинают объективно оценивать свою работу и работу товарищей, ценить сделанное другими, принимать участие в общем труде, проявлять заботу о товарищах, дружно, сообща трудится, у них появляется чувство сопереживания коллективной радости. Включение малоактивных детей в коллективный труд, приводит к тому, что у них появляется способность находить себе место в общем деле, а я делаю всё возможное, чтобы каждый из них осознал себя равноправным участником общего труда и получил от него удовлетворение.
При работе с активными детьми, большое внимание уделяю развитию у них организаторских навыков, чувства товарищества и стремления к взаимопомощи. Для достижения этой цели предлагаю инициативным, самостоятельным детям научить выполнять ту или иную работу детей, долго не посещавших детский сад, поощряю возникающие в ходе трудового процесса дружеские отношения. Вместе с детьми мы составили правило: «Научился работать сам, научи товарища». Это оказывает положительное влияние, как на «учителей», так и на «обучающихся».
В процессе коллективной трудовой деятельности дети учатся согласовывать свои действия, желания, интересы с товарищами, приходить при необходимости на помощь и обращаться за помощью, использовать тактичные формы обращения, замечаний. У них формируются такие качества, как самостоятельность, чувство коллективизма, ответственность, трудолюбие. Дошкольники овладевают навыком самостоятельно находить себе дело, помогать товарищам и воспитателю. Мои воспитанники стараются самостоятельно поддерживать порядок в группе, на своем рабочем месте, с большим интересом ухаживают за цветами на клумбе и участке. При этом я всегда стараюсь контролировать уровень активности педагога и детей, степень их участия в труде. Всё это способствует заимствованию детьми опыта старших и побуждает их к самостоятельности в работе.
Дети с радостью «вливаются» в общее дело, если они выполняют работу по своим силам и она им интересна. Поэтому, главное в моей работе, чтобы ребёнок любое дело выполнял с желанием, видел смысл и получал удовлетворение от результата деятельности и общения с педагогом и сверстниками!
Великий педагог В. А. Сухомлинский писал: «Труд становится великим воспитателем, когда он входит в духовную жизнь наших воспитанников, дает радость дружбы и товарищества, развивает пытливость и любознательность, рождает волнующую радость преодоления трудностей, открывает все новую и новую красоту в окружающем мире, пробуждает первое гражданское чувство – чувство созидателя материальных благ, без которых невозможна жизнь человека».