Елена Щеглакова
Коллективная композиция «Верба пушистая». Конспект занятия по изодеятельности в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель и задачи:
- Развивать интерес детей к народной культуре.
- Расширять представления детей об изменениях в живой природе с приходом весны.
- Закрепить и расширить знания детей о вербе и празднике - Вербное воскресенье.
- Обогатить словарный запас детей существительными: верба, «барашки»; прилагательными: красивый, пушистый, мягкий, серый, овальный).
- Учить приемам нетрадиционной аппликации веток вербы на дереве, передавать форму, величину, расположение частей, соблюдая пропорции.
Публикация «Коллективная композиция „Верба пушистая“, Конспект занятия по изодеятельности в подготовительной группе» размещена в разделах
- Дерево Верба, веточки вербы
- ИЗО. Конспекты занятий, изодеятельность
- Коллективные работы
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Способствовать овладению композиционными умениями, способами и приёмами аппликации различными изобразительными материалами (пластилин, вата, цветной картон).
- Развивать воображение детей, фантазию, эстетическое восприятие, самостоятельность при выборе изобразительного материала.
- Воспитывать любовь и бережное отношение к окружающей природе родного края.
-Словарная работа: Ввести в активный словарь детей существительные (ветка, верба, «барашки», прилагательные (красивый, пушистый, мягкий, серый, овальный).
Подготовительная работа :
- Беседы о временах года, народных праздниках.
- Разучивание стихотворений о весне, вербе.
Материалы и оборудование: - Магнитофон. Ватман (большой лист бумаги)
- Аудио-записи: пение птиц, весенние музыкальные мотивы.
- Ватман (большой лист бумаги). Картон. Пластилин. Вата. Салфетки. Клей. Ножницы.
- Образцы для аппликации. Ветки вербы.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, какое ваше любимое время года? (Ответы детей). Наша земля прекрасна во все времена года, и каждое время прекрасно по-своему. Но есть в природе время, когда всё пробуждается от зимнего сна и живёт ожиданием тепла и солнца. Как вы думаете, когда это бывает?
Дети: Это бывает весной.
Воспитатель: Действительно, весной. Какое ласковое и нежное слово – весна! Весна несёт всем радость жизни, радость творчества, деятельности! Это чувство охватывает всех людей. Поэты пишут стихи. Художники, вдохновленные красотой весенней природы – пишут картины. Композиторы - сочиняют прекрасную музыку. Вот послушайте.
(Музыка для детей «Весна. Пение птиц») .
Воспитатель: Ребята, закройте глаза и представьте, что вы сейчас находитесь в весеннем лесу. Ласково светит солнце, щебечут птицы, чист и прозрачен весенний воздух. Давайте сделаем глубокий медленный вдох через нос. Чувствуете, как ваши легкие наполняются ароматным воздухом весеннего леса? А теперь губки сложите трубочкой и медленно выдохните. Вот теперь можно открыть глаза. Ребята, посмотрите, к нам пришла Весна а в месте с ней праздник - Вербы.
Воспитатель: Как вы думаете, почему люди выбрали вербу, в качестве символа праздника?
Воспитатель: С давних времен существует поверье, что когда верба расцветает, то передает здоровье, силу, красоту всем тем, кто ее коснется. Особенной силой обладают сережки. К вербному воскресению люди готовились задолго, всю неделю порядок в избе наводили, готовятся к работе в поле. В день праздника все шли в церковь, на праздничную службу. Да веточки чудесные домой принесли.
Воспитатель: В этот праздник веточками вербы, принесенными из церкви, мы шутливо бьем друг друга, а в первую очередь детей, для того, чтобы они были здоровенькими, при этом приговаривая:
Верба, верба, верба хлест,
Верба хлест – бьет до слез,
Верба синя бьет насильно,
Верба красна бьет напрасно,
Верба бела бьет за дело,
Верба хлест – бьет до слез!
Не я бью — верба бьет! Верба хлест – бьет до слез!
Воспитатель: А теперь почитаем стихи о весне – красне.
Дети: Травка зеленеет,
Солнышко блестит;
Ласточка с весною
В сени к нам летит.
С нею солнце краше
И весна милей.
Прощебечь с дороги
Нам привет скорей!
Дам тебе я зерен,
А ты песню спой,
Что из стран далеких
Принесла с собой. (А. Плещеев)
Я пришел к тебе с приветом
Рассказать, что солнце встало,
Что оно горячим светом
По листам затрепетало;
Рассказать, что лес проснулся,
Весь проснулся, веткой каждой,
Каждой птицей встрепенулся
И весенней полон жаждой.
Афанасий Фет.
Воспитатель: Спасибо. Красивые стихи. Ребята, вы слышали, как красиво и весело поют весной птицы? Весной вся природа пробуждается и ликует. Попробуйте отгадать загадку:
У нее цветочки –
Пушистые комочки.
Раньше всех она цветёт,
К нам весну она зовёт.
Дети: Верба.
Воспитатель: Молодцы, отгадали. Посмотрите, какие красивые веточки вербы, я вам принесла.
Воспитатель: Верба распускается раньше других деревьев и символизирует пробуждение природы, возрождение, приход весны.
Воспитатель: Ребята, давайте внимательно рассмотрим ветки вербы. На ветках есть серёжки. Раньше их называли – барашки.
- Какой они формы? (Овальные) .
- А что ещё можно сказать о барашках, какие они? (Маленькие, пушистые, мягкие, красивые, светлые).
- Как расположены барашки? (Поочерёдно) .
- Какие ветки вербы? (Прямые, ровные, не разветвляются) .
- К сожалению, очарование цветущей вербы недолговечно. Скоро она отцветёт и барашки опадут. Как нам можно сохранить её красоту для себя и близких надолго? (Нарисовать, сделать аппликацию, сфотографировать) .
- Давайте мы с вами сделаем аппликацию веточек вербы на дереве. Садитесь за столы.
- Посмотрите на картину. Что вы на ней видите?
Дети: Ветки вербы, на дереве.
Воспитатель: На прошлом занятии, мы с вами сделали дерево для нашех веточек. А сегодня будем делать ветки вербы. Посмотрите внимательно, из чего они ветки?
Дети: Из пластилина.
Воспитатель: Как мы будем делать ветки?
Дети: Скатаем жгутики.
Воспитатель: Что вы видите на ветках?
Дети: Барашки.
Воспитатель: С помощью чего покажем пушистую поверхность барашек?
Дети: С помощью ваты.
Воспитатель: А теперь посмотрите, как я буду это делать. Для того чтобы сделать барашек, мне понадобится вата и коричневый пластилин. Из ваты я формирую шарик. Пластилин необходимо скатать между пальцами в жгутик и сплющить его между пальцами, чтобы получился тонкая ленточка. Затем к комочку ваты прикладываю пластилин и обворачиваю им кончик ватного шарика. Посмотрите, какой барашек должен у вас получиться. Для показа, я сделала большой барашек, а для аппликации нужен вот такой маленький. Готовый барашек приклеиваю к ветке вербы. Затем переношу веточку на наше дерево.
Прежде чем приступить к работе, давайте согреем наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика: «Солнышко»
Солнышко, солнышко
Погуляй у речки. (Шевелят пальцами обеих рук) .
Солнышко, солнышко
Разбросай колечки. (Быстро сжимают и разжимают кулаки) .
Мы колечки соберём
Золоченые возьмём, (Хватательные движения щепотью) .
Покатаем, поваляем (Трут ладонь о ладонь) .
И назад тебе вернём. (Поднимают руки вверх, раздвинув пальцы) .
А теперь приступайте к работе.
Подведение итогов.
Воспитатель: Ребята посмотрите, какое замечательное дерево у нас получилось.
Все работы хороши и каждая по-своему. А главное, что ваши вербочки не завянут, останутся с нами надолго и будут радовать нас.
Смотрю я на вербу. Так нежно!
Она украшает прилежно.
Наш сад, нашу группу. Вы сами
Их сделали своими руками!
Занятие наше окончено, теперь можете навести порядок на своем рабочем месте.