Надежда Черномырдина
Коллективная Игровая Деятельность
▼ Скачать + Заказать документы
КОЛЛЕКТИВНАЯ ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Сюжетно-ролевая игра - это своего рода агент мира взрослых, который внедрился в сферу жизни детей и вполне освоился там. Как таковая она стоит на страже интересов этого мира, даже когда взрослого нет рядом с детьми.
В. Кудрявцев
Значение игры для развития ребёнка трудно переоценить. Доказано, что именно в процессе игровой деятельности ребенок познает окружающий мир, учится общаться и договариваться, ценить и любить прекрасное, становится выносливее и смелее. Однако в последнее время значение игры все чаще рассматривается как исключительно дидактическое. Такое понимание значения игры, на наш взгляд, весьма ограниченно. В игре (особенно творческой, сюжетно-ролевой, максимально свободной от всякого принуждения, ребёнок раньше всего учится управлять своим поведением и регулировать его в соответствии с общепринятыми нормами и правилами. Однако, как показывают многочисленные исследования и непосредственные наблюдения за организацией игровой деятельности в ДОУ, под видом модернизации образования детское развитие зачастую сводится к гонке по подготовке детей к школе, к исключению из режима дня свободных, самостоятельных игр, к замене свободных игр заранее спланированной организованной деятельностью под строгим руководством воспитателя.
Публикация «Коллективная Игровая Деятельность» размещена в разделах
К большому сожалению, дети в так называемой «игре» не имеют возможности выбирать роли, сюжетную линию, самостоятельно планировать ее, и, конечно, в такой игре не учитываются особенности, способности и интересы каждого ребёнка. И как следствие - ребёнок чувствует себя неуютно и некомфортно рядом со сверстниками и «мудрым» воспитателем, чувствует себя чужим, лишним на общем групповом развлечении.
Важно помнить, что именно игра - та деятельность, в которой ребёнок становится самим собой, достигает своего эмоционального и психического равновесия, получает возможность для реализации своих детских потребностей в исследовании, движении, общении; в игре он реализует себя как организатор или подчиненный, но только на основе свободного и самостоятельного выбора.
При организации коллективной игровой деятельности необходимо помнить некоторые правила:
1. Игры логически и системно должны быть включены в целостный воспитательно-образовательный процесс (занятийную, совместную, самостоятельную деятельность).
Педагог заранее продумывает и планирует включение игр и игровых приемов в содержание каждого занятия в любой возрастной группе; это должны быть совместные с взрослыми игры (дидактические, настольно-печатные, театрализованные, коррекционные и профилактические, подвижные) и ежедневные свободные игры без прямого руководства воспитателя.
При организации и проведении совместных игр педагог занимает позицию равноправного партнёра, позицию «маленького ребёнка», которому необходимо научиться игре, ее правилам и действиям.
2. При проведении занятий игра может быть использована как часть занятия, методический прием, форма проведения, способ решения проблемы и т. д. В младшем возрасте эффективно использование игровых сказочных персонажей, в более старшем - сказочных и занимательных сюжетов как канвы, стержня занятия (например, игры-путешествия с выполнением разнообразных познавательных заданий, игры-развлечения и т. д.). При проведении игр-занятий воспитатель занимает позицию организатора, мудрого наставника, партнёра-исследователя, который вместе с детьми добывает новую информацию и искренне удивляется совместно полученным результатам.
3.
В перспективном плане педагог прописывает разнообразные виды игр, с которыми дети еще не знакомы, или знакомую игру, но с новой целью. Цель желательно обозначать конкретно, избегая расплывчатых формулировок. Например: при планировании игры-драматизации по сказке «Теремок» важно создавать условия для придумывания детьми новых диалогов между жителями теремка и обыгрывать их.
4. В календарном плане указываются только новые игры, цели, проблемные ситуации, игрушки, которые способствуют развитию детей.
5. Педагог гибко реагирует на ситуации, настроение детей, и в соответствии с этим проводит ту игру или тот ее вариант, который сейчас будет интересен детям, а не тот, который был заранее спланирован педагогом. Кроме того, воспитатель грамотно продумывает способы вовлечения детей в ту или иную игру: ситуации удивления, отсроченного ожидания, проблемные вопросы и ситуации. Педагогу не следует заставлять всех детей (если они уже сами выбрали другую интересную игру) участвовать в той игре, которая не приносит им удовольствия.
6. Педагог внимательно изучает особенности и интересы каждого ребенка для того, чтобы планируемая игра была востребована детьми и приносила им удовольствие.
7. Воспитатель внимательно наблюдает за игровыми интересами детей, преобладающими игровыми сюжетами и диалогами, и на основе наблюдений планирует новый сюжет для сюжетно- ролевой игры.
8. Например: педагог замечает, что у детей возникает желание и интерес поиграть в игру «Автозаправочная станция», но достаточных представлений об этом сюжете у детей пока нет. Новый сюжет планируется педагогом на предстоящий месяц. В перспективном плане педагог указывает одну игру на месяц и одну цель к ней. Например: создавать условия для проживания и проигрывания разнообразных ситуаций, связанных с автозаправочной станцией. При сохранении интереса игру можно продлить еще на 2-3 месяца. В этом случае можно добавить и задачи: например, расширять представления детей об услугах, которые оказываются на автозаправочной станции. Проведение сюжетно-ролевой игры подразумевается ежедневно в свободный временной промежуток утром, после занятий, сна, перед уходом домой.
9. В календарном плане педагог прописывает только ситуации удивления, внесение и обыгрывание новых игрушек и атрибутов, проблемные ситуации, которые планируются для дальнейшего стимулирования детей к развитию сюжета.
10. Следует различать организованную игру-занятие и свободную, самостоятельную игру, в которой педагог дает детям возможность самостоятельного сюжетосложения и его обыгрывания. При проведении игры-занятия воспитатель лишь использует игру как основу для решения задач развития детей в различных направлениях.
11. В групповой комнате выделяется особое пространство для размещения и оформления новой сюжетно-ролевой игры: вместе с детьми обсуждается её название, месторасположение, изготавливается эмблема игры. Важным условием длительного проживания в игре является то, что новое игровое пространство, созданное и оформленное в групповой комнате в удобном для всех месте, не мешает движению детей и сотрудников, не разбирается, не убирается на дневной сон или на ночь.
12. Атрибуты других сюжетно-ролевых игр, которые также интересны детям, находятся в группе и обыгрываются по мере возникновения желания поиграть. Игровые атрибуты могут быть размещены на отдельных стеллажах и в шкафах, специально оборудованных коробках и корзинах. Важными условиями их использования являются их доступность для детей, многофункциональность, безопасность для жизнедеятельности детей, раз-нообразие.
Нецелесообразно запрещать детям приносить из дома любимые игрушки или убирать их от детей в недоступное место. Важно просто вместе с родителями обсудить правила игры с ними: принесенными игрушками играем все вместе, по очереди, а при возникновении ссор и конфликтов игрушки отправляем отдыхать в свои кабинки, индивидуальные мешочки или коробочки, которые есть у каждого ребёнка. Можно допускать вариант внесения домашней игрушки только для совместного рассматривания и занятийной деятельности.
13. Педагог умело находит место, время и способ начала запланированной заранее игровой ситуации (приглашение гостя, внесение новых атрибутов, диалог, которая предполагает удивление детей, стимулирует их творчество и фантазию. При обыгрывании момента удивления педагог не привлекает внимания всех детей искусственно, взаимодействует только с теми детьми, которые сами проявляют интерес к данной игровой ситуации.
14. Педагог не распределяет роли, а способствует самостоятельному определению ребёнка на роль. Например, в игре «Больница» «врачами» могут быть сразу несколько детей, по-скольку есть много разных врачебных специальностей (терапевт, травматолог, стоматолог и т. д.). В игре «Водители» тоже может быть несколько «водителей», которые работают на разных марках и видах машин. Важно, чтобы каждый ребёнок выбрал интересное для себя занятие, интересную для себя роль.
15. В процессе игровых занятий воспитатель предлагает детям усложняющиеся задания, которые способствуют индивидуальному развитию каждого ребёнка. Например, для любителей конструировать педагог предлагает построить гараж сначала по замыслу, затем - по предложенной схеме, позднее - выстроить гаражи для микроавтобусов по заданным размерам. Такие задания помогают ребёнку заниматься интересным для него делом, а воспитателю - ненавязчиво создавать условия для развития творческих способностей детей.
4-й вариант. Для обогащения активного словаря ребёнка, помогающего понимать и передавать процесс взаимодействия людей в различных сферах деятельности (в игровых сюжетах, можно использовать игровые словарики. Разнообразные по оформлению (школьная тетрадь, лист для рисования, ватман, плакат и т. д., они заполняются педагогом постепенно, по мере обогащения представлений ребёнка о данной сфере человеческой деятельности (после совместных экскурсий, разговоров с родителями, рассматривания энциклопедий и журналов).
Например:
Что можно купить в аптеке?
15. Можно купить градусник-соску, чтобы измерить температуру маленькой Лизе.
15. Мы покупали мазь Вишневского для дедушки - он поранил палец на даче. Она очень плохо пахнет.
15. А мы ходили в аптеку для собак, то есть для всех животных. У нашей Аськи заболел глаз - мы купили глазные капли.
15. У папы болит спина - мы покупали пояс, который прогревает спину.
15. Зеленку, йод, бинт и вату - скоро на дачу.
Кто работает с клиентами на автозаправочной станции?
15. Курьер по доставке топлива.
15. Кассир.
15. Оператор. Диспетчер.
15. Слесарь-наладчик.
15. Уборщик территории.
И т. д.
15. Педагог создает условия для продолжения сюжетно- ролевой игры на прогулке, где заранее оформляется предметно- игровая среда : выносятся игрушки и атрибуты; создаются закрытые «островки» в виде палаток, накидок на столы и кустарники; продумываются способы взаимодействия детей разных возрастов по интересам. Так, гиперактивные дети могут объединиться для игр на спортивной площадке, а дети-«артисты» - на площадке для театральных постановок. Специально организованная «лаборатория» привлечет детей, которые с удовольствием экспериментируют с водой, глиной, песком и другими материалами.
15. Педагог использует разнообразные способы анализа и самоанализа процесса организации игровой деятельности, продумывает способы организации рефлексии. Например, заполнение дневника воспитателя:
Что необходимо сделать?
1. Принести глину разных цветов (для лепки и для косметических процедур).
2. Приготовить столики для лепки и для игры в парикмахерскую.
3. Попросить родителей принести поделки из глины.
4. Придумать вместе с детьми условия конкурса сочинений для родителей «Ода глине и песку».
5. Приготовить место для оборудования «автозаправочной станции».
6. Поговорить с Олегом об аварии, которую он видел в выходной день.
7. Приготовить трафареты для рисования цифр
Рефлексия. Самое важное сегодня: Катя впервые помогла Алёне при застегивании пуговиц!
24. Воспитатель вовремя замечает появление у детей интереса к новому сюжету и продумывает разнообразные способы его развития, учитывая особенности, способности и интересы каждого ребёнка.