ольга крылова
Коллекционирование как прием активизации у дошкольников познавательного интереса и любознательности
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время государство поставило перед образовательными учреждениями достаточно важную и ясную задачу: подготовить как можно более активное и любознательное молодое поколение. Дошкольный возраст является решающим для дальнейшего обучения ребенка: все, что узнал или не смог узнать ребенок в эти ранние годы, ощутимо отразится на его дальнейшем интеллектуальном развитии, и школьное обучение будет не в состоянии компенсировать пробелы в развитии детей. Поэтому нам воспитателям чрезвычайно важно создать условия для позитивного развития познавательных способностей дошкольников, для социализации и индивидуализации детей в соответствии с ФГОС ДО.
Публикация «Коллекционирование как прием активизации у дошкольников познавательного интереса и любознательности» размещена в разделах
- Коллекционирование
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2022
Я расскажу о проекте, реализованном мною на подготовительной группе «Моя коллекция», а также о создании мини-музея по ходу проекта.
Как всегда вначале была поставлена цель: с одной стороны - привлечь внимание семьи к музеям, с другой - обогатить развивающую среду группы, ДОУ, погрузить в мир культуры и одновременно использовать новые формы работы с детьми и родителями.
Важной особенностью организации мини-музея является то, что в подготовке участвуют все стороны образовательного процесса – воспитатели, дети, родители. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. К тому же надо помнить, что мини-музей – это зона удивления и творчества, радость познания и удовольствие от рассматривания предметов, которые ребенок не встречает в доступной действительности.
Принципами построения музейной экспозиции являются: наглядность – аттрактивность – музей должен привлекать внимание (световая реклама, яркое оформление входа в музей провоцирует любопытство, доступность
(чтобы удобно подойти и все рассмотреть, потрогать, принцип гуманизма, интерактивность, креативность и содержательность. Дети представили в ходе проекта 29 коллекций!
Мини-музей несет несколько педагогических функций: образовательную, развивающую, воспитательную, просветительскую. Дидактические материалы, расширяют рамки учебной программы. Использование вопросно-ответного метода идет не на знания детей, а обращено к их опыту. Достоинство работы по коллекционированию - это интегрированность, т. е. связь с занятиями по формированию элементарных математических представлений, изобразительной деятельностью, познанием окружающего мира. Происходит развитие не только интеллектуальных, но и сенсорно-физиологических структур; очень хороший прием моделирование формы предмета движением руки в воздухе, что увеличивает запоминание на 40%. Ребенок без напряжения под влиянием наглядности, общения осмысленно относится к получаемой информации.
Индивидуализация образовательной деятельности в ДОУ основывается на поддержке интересов каждого ребенка. Коллекционирование сегодня уже широко применяется в работе с детьми при развитии их познавательных способностей. Тяга к собирательству уже заложена в детях самой природой. Познавая мир, они приносят домой все, что их заинтересовало – листики, камешки, стеклышки, фантики от конфет и прочие всякие вещи, нужные с точки зрения ребенка. Родители же, как правило, не очень разделяют детскую страсть и просят не приносить с улицы мусор. Здесь уже наша задача объяснить взрослым, что с такого невинного собирательства начинается полезное во всех отношениях хобби – коллекционирование. Ведь проект начался с того, что девочка принесла коллекцию наклеек, целую тетрадь, дети просидели с ней весь день, рассказывали, кто что копит и решили принести тоже. Представляя детям чью-либо коллекцию, рассказывая о ней, воспитатель вызывает у сверстников интерес к созданию собственной. Когда же у ребенка может возникнуть познавательный интерес? Он возникает, если в собирании коллекции заинтересован сам воспитатель, поддерживает семья, в группе созданы условия для хранения личных вещей, организуется встреча с коллекционерами, проводятся презентации индивидуальных коллекций.
Выделяют следующие способы, при помощи которых можно стимулировать интерес детей к изучению музейных предметов:
вопросы: для чего сделан этот предмет, кто его использовал, он настоящий или копия;
рассуждения с разными вариантами ответа;
совмещение новой информации с имеющимися знаниями.
Коллекционирование обеспечивает и психотерапевтическое воздействие. Конечно же - коллекции доставляют детям радость, отвлекают от грустных мыслей. Важно, что каждая детская коллекция может стать основой для проекта: ребенок занимается познавательно-исследовательской деятельностью, развивается память, внимание, аккуратность, бережливость, учится общению, умению презентовать свою коллекцию.
Продолжить работу по коллекционированию можно, разработав каталог коллекций группы (ДОУ, сделав видеоматериалы семейных коллекций, которые невозможно демонстрировать в детском саду, день открытых дверей, музейный праздник - ярмарка, игровая комната.
Несколько слов о нашем мини-музее «Моя коллекция»
Когда мы взяли этот проект, как я уже сказала, мы не думали, что участие детей и родителей будет столь масштабным. Некоторые дети принесли по несколько коллекций! Это были: у девочек - фантики, наклейки, куклы, лошадки, ракушки, кошки, лягушки; у мальчиков – машинки, самолеты, камни, лего-человечки, солдатики, монеты, фишки (т. е. налицо гендерные признаки). Чтобы коллекционирование стало интересным и полезным делом, я привлекала к этому родителей. Просила изготовить оборудование для хранения коллекций, вместе с детьми завести картотеку на каждый экспонат, поискать в источниках, чтобы узнать историю того или иного экспоната, провела консультации «Значение музея в развитии ребенка».
Родители прививали детям бережное отношение к коллекционным предметам, чувство ответственности к доверенным экспонатам (некоторые были действительно коллекционными – солдатики, монеты, учили составлять рассказы о коллекции, интересовались успехами детей, у них появлялась уверенность в своих воспитательных возможностях.
Интересно прошла презентация нашего проекта, которую провели родители: мама и сестра одной девочки. Дети узнали об истории коллекционирования, которое начинает определяться в государствах Древнего Востока, Древней Греции и Рима, о знаменитых коллекционерах, посмотрели, какие бывают коллекции; занимались исследованием, что же приносит коллекционирование людям. Дети приятно удивили тем, что быстро запомнили некоторые новые слова названия коллекций : аквариумистика, барбифилия, библиофилия, билетофилия, веерофилия, газетофилия, глобусофилия, кактусофилия, календаристика, киндерофилия. А когда дети заинтересовались, вводила более сложные названия - фалелистика, нумизматика, плангонология, стикофилия, филателия, витрофилия, арктофилия.
В конце пожелали успехов юным коллекционерам! В дальнейшем планируем продолжать проект: дети, которые не успели поучаствовать, уже сейчас несут коллекции; думаем создать музей одного предмета.
Результаты проведенной работы:
*у детей появился интерес к изучению окружающего мира;
*расширились знания о разных предметах;
*в активной речи звучат новые слова, загадки, пословицы;
*бережное отношение к экспонатам мини-музеев, атрибутам предметно-развивающей среды группы, произведениям народного творчества;
*родители стали активными участниками педагогического процесса.
Такой прием активизации детей создает доброжелательную атмосферу в группе детского сада и в семье, поскольку совместная деятельность сближает родителей с ребенком, педагога с детьми и родителями. Музейная педагогика – это бескрайнее поле деятельности, творчество, красота, радость – это наши русские корни!