Вера Мишунина
Коллекционирование — форма работы по развитию познавательной активности дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
1 слайд
Коллекционирование-
форма работы по развитию познавательной активности дошкольников.
2 слайд
Познавательная активность, сформированная в период дошкольного детства, является важной движущей силой развития ребенка, и определяется, как стремление к наиболее полному познанию предметов и явлений окружающего мира.
Публикация «Коллекционирование — форма работы по развитию познавательной активности дошкольников» размещена в разделах
- Коллекционирование
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» апрель 2021
Период дошкольного детства характеризуется готовностью ребенка к познанию окружающего мира и получению разнообразной информации, что способствует накоплению жизненного опыта. Изучая окружающий мир, ребенок одновременно создает свой собственный мир, формирует свой образ, определенную систему отношений с окружающими – со сверстниками и взрослыми.
Поэтому для сохранения субкультуры ребенка необходимо создание соответствующей развивающей среды, в которой бы ребенок чувствовал себя востребованным.
3 слайд
Эффективность использования возможностей детской субкультуры в педагогическом процессе в значительной степени определяется предметно-развивающей средой, которая постепенно пополняется соответствующими компонентами. Они позволяют ребёнку глубже познать и раскрыть свои возможности, а также возможности других людей, освоить различные социальные роли, взаимоотношения, усвоить ценности окружающего мира и адаптироваться в социуме.
Коллекционирование - увлекательная деятельность.
Ребенок в любой деятельности познает, развивается, общается. А в познавательной деятельности ребенок-дошкольник, в первую очередь, развивает наблюдательность (зачем? как? почему). Педагог должен создать тот увлекательный мир познания, который бы помогал проявлению любознательности и активности, усидчивости, аккуратности при работе с материалами.
Этому и способствует коллекционирование предметов.
4 слайд
Организация мини-выставок коллекций в группе детского сада.
Идея создания мини-выставок различных коллекций в группе возникла по нескольким причинам. Такая форма работы позволяет успешно решать целый ряд воспитательно - образовательных задач:
приобщать дошкольников к культурно-эстетическим ценностям, побуждать к творческой деятельности;
способствовать обогащению представлений о природном и рукотворном мире, развивать познавательные интересы;
повышать культуру родителей.
С кем поделиться опытом создания коллекций? Кому можно показать удивительные предметы, кроме членов своей семьи? Кого увлечь за собой в мир прекрасного? Тематическая выставка «Знакомство с народным творчеством» позволила решить задачу и в отношении организации взаимодействия с семьями воспитанников - никто не остался равнодушным в сборе экспонатов.
Другая задача – познавательно - образовательная. Ведь первые попытки сравнения экспонатов обязательно содержат в себе зачатки классификации. Это важно для интеллектуального развития детей. Кроме того, тематические выставки несут в себе информационный материал о предмете выставки, его назначении, происхождении и создании. Это неисчерпаемый информационный материал, который можно использовать на занятиях по ознакомлению с окружающим и предметным миром.
5 слайд
Домики для гномиков.
«Большие и маленькие» представлены из таких материалов, как дерево, пластик, ткань, пенопласт и выполнены в разных техниках :
• резьба по дереву с последующим нанесением красок,
• вышивка крестиком,
• объемная аппликация,
• вышивка на пластиковой канве (эта техника относится к барджелло или флорентийская вышивка).
6 слайд
Матрешки и не только…
Появление матрешек удивляет – что же таится внутри, какая она, самая маленькая куколка! Когда главный секрет открыт, начинается игра, какая фигурка меньше – больше, выше – ниже. Каждая матрёшка хороша по-своему. Но у них много общего - все они символизируют любовь и дружбу.
Детей всегда привлекают колокольчики. С каким интересом они играют, танцуют с ними, слушают сказки, стихи! В чём загадка колокольчика? Откуда в нём столько притягательных и чудесных сил, обращённых к нам?
Так родилась идея добавить в нашу коллекцию колокольчики.
7 слайд
Открытки.
Мы живем во время стремительных скоростей и высоких технологий. С каждым годом увеличивается количество технических новинок, поражающих своими возможностями. Мир предметов, и без того огромный, пополняется и расширяется. Все это отражается на нашей повседневной жизни – мы уже не обращаем внимания на предметы, которыми мы можем украсить свою жизнь. А жаль, ведь некоторые из них, порой даже самые обычные, таят в себе много интересного. Именно поэтому возникла идея создания коллекции открыток, которая несомненно своим созданием увлечет дошкольников, родителей и педагогов.
8, 9, 10 слайд
Предметы одежды, посуды и быта.
Раньше в каждом доме пахло пирогами, калачами, булками да блинами. Ели каши, ухи, и кисели из зерна, картошку, грибочки, мед, ягодки из лесу.
В древние времена посуду на Руси изготавливали из дерева, глины и металла. Слово "утварь" также применялось для обозначения посуды, но слово это имело более широкий смысл. Кроме посуды оно обозначало все предметы в доме - деревянные, металлические, созданные ручным трудом, всё имущество (шкафы, сундуки, шкатулки, ухваты и др.)
Знакомясь с предметами русского быта, дети осваивают правило гостеприимства, которым славится русский народ: «Чем богаты - тем и рады», «Какова хозяйка - таков и стол».
Задача любой экспозиции не только показать детям старинный быт, но и донести до их понимания, что это - неотъемлемая часть нашей культуры.
В былые времена одежда не только грела, но и украшала. Правда у крестьян она была из простых тканей, а вельможи ее украшали драгоценными камнями.
Основной одеждой у женщин был сарафан и сорочка с вышивкой. Вышивка была не только частью украшения наряда, но и служила оберегом.
Девушки могли ходить с открытой головой, а замужние женщины должны были обязательно носить платок или кокошник.
Мужской костюм состоял из рубахи- косоворотки и нешироких штанов-портов. Рубаху подпоясывали, широким поясом-кушаком.
11 слайд
Сказки, раскраски, творчество…
Идею создания коллекции «Наши любимые сказки» нам «подсказали» сами дети. Подсказали своим большим проявлением интереса к чтению сказок.
Сказка обладает преимуществом над другими воспитательными приемами и пользуется огромной любовью у детей. За фантастикой и вымыслом скрываются реальные человеческие отношения. Входя в мир чудес и волшебства, ребенок погружается в глубину своей души.
12 слайд
Издревле дети всего земного шара играют «в куклы» независимо от того простая это тряпичная кукла или современная кукла Барби. Кукла — одна из самых настоятельных потребностей и, вместе с тем, воплощение одного из самых очаровательных женских инстинктов у девочек. Лелеять, наряжать, украшать, одевать, раздевать, переодевать, учить, слегка журить, баюкать, ласкать, укачивать, воображать— в этом всё будущее женщины.
Играя в куклы, дети становятся добрее, учатся договариваться между собой, находить общие решения. Представляя часть культуры всего человечества, кукла сохраняет в своём образе самобытность и характерные черты создающего её народа.
13 слайд
Мы, взрослые, должны окружать ребенка красотой, воспитывать интерес к миру предметов.
Выставка для ребенка - это, прежде всего мир пока незнакомых ему вещей. А сделать этот мир понятным и интересным ребенку, и есть задача взрослых.