Потеева Мария Александровна
Коллаж как универсальное средство организации учебного процесса
▼ Скачать + Заказать документы
Предлагаю вам отвлечься от рутины повседневной жизни и окунуться в атмосферу декоративного колдовства на примере коллективной работы, выполненной коллажированием.
Коллаж — техника создания целостного выразительного произведения из ряда элементов, отличных по фактуре, цвету, материалу, происхождению. Коллаж может объединить все виды продуктивной деятельности: лепка, аппликация, рисование, конструирование. Используются различные сочетания материалов: бумаги, акварели, гуаши, восковых мелков, карандашей, фломастеров, пластилина, ткани, природных материалов, фоамирана, клея, скотча.
Публикация «Коллаж как универсальное средство организации учебного процесса» размещена в разделах
В создании коллективного коллажа действуют принципы :
• от простого к сложному;
• обеспечение вовлечения каждого ребёнка в деятельность;
• связь обучения с жизненным опытом. Изображение должно опираться на впечатления, получаемые ребёнком от окружающей действительности.
Ведущая деятельность детей дошкольного возраста игровая. Связь ИЗО деятельности с игровой осуществляется через создание игровой мотивации, побуждающей детей к оказанию помощи конкретному персонажу.
Приближается праздник — Новый год! А какой же праздник без нарядной красавицы ёлки (демонстрация педагогом ватмана, с изображением ёлки, белых шаров и снегирём). Вот и наш снегирь решил украсить ёлку новогодними шарами. Шары были только белого цвета и среди белого снега терялись. Снегирь расстроился. Но это не беда! Ведь мы можем помочь ему. Каждый возьмёт по одному шару и украсит его, используя ранее изученные техники ИЗО деятельности (или одну из техник).
Украшение шара может быть в технике (показ шаров с техниками) :
• монотипия, когда краска наносится на файл и листом бумаги примакивается;
• печатания штампами или поролоновыми губками;
• набрызг;
• рисование мыльными пузырями;
• кляксография;
• аппликация с применением природных материалов;
• Фроттаж- техника переноса изображения посредством натирающих движений восковым мелком.
• Пластилинография. Данной технике хотелось бы уделить особое внимание.
Пластилинография — относительно новая, нетрадиционная техника рисования, которая привлекает к себе внимание и детей, и взрослых. Это одно из самых «молодых» направлений изобразительного творчества, позволяющее создавать выпуклые, барельефные, плоские образы пластилином на твёрдой горизонтальной поверхности. Пластилинография способствует, в первую очередь, снятию мышечного напряжения и расслаблению, развивает детское воображение, художественное и пространственное мышление, будит фантазию, побуждает дошкольников к самостоятельности. При успешном овладении методикой рисования пластилином можно выполнять коллективные работы, создавать картины, оригинальные подарки для родителей и друзей. Различают несколько видов пластилинографии:
• Жгутиковая техника (можно самостоятельно раскатывать жгутики руками, линейкой для более гладкой поверхности или использовать экструдер, имеющий большое количество насадок, чьи фильеры помогают получить большое количество жгутиков разного диаметра или плоских лент, однородных на всей протяжённости, что позволяет создавать более качественные работы);
• Квиллинг (использование кручения жгутиков для создания изображения);
• Пиксельная техника (точечные изображения, причём для развития межполушарных связей рекомендуется, катать шарики одновременно двумя руками, что ещё и ускоряет процесс);
• Граттаж (на покрытый восковым мелком картон наносится тонкий слой пластилина и деревянной палочкой выполняется процарапывание. Можно применять шаблоны. Отличительная особенность от традиционного граттажа — изображение легко поддаётся корректировке);
• Обратная пластилинография (лепное изображение картины с обратной стороны прозрачной поверхности).
В процессе создания коллективной работы в рамках одного занятия применяют не более 1-2 техник. Большее количество рассмотренных техник представлено для воодушевления различными вариациями исполнения данного произведения. Каждый дошкольник выполняет декор одного шара и при помощи двустороннего скотча крепит изображение на общую работу. Для пущей достоверности изображения праздника вырезаем и приклеиваем разноцветные флажки из ткани (что требует определённых навыков в отличии от бумажного варианта). Ну и какой же праздник без подарков! Их можно выполнить из бумаги, фоамирана, ткани, сложить оригами.
В конце занятия снегирь помогает ребятам вспомнить чем они занимались (рефлексия) и благодарит ребят за оказанную помощь.