Светлана Анатольевна Кабалина
Ко Дню Защитника Отечества. Конспект занятия по ознакомлению с батальным жанром живописи (картины о войне)
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
Познакомить детей с батальным жанром – картины на военную тему, с произведениями художников этого жанра.
Развивать чувственное восприятие картин, творческое мышление.
Воспитывать уважение к защитникам Отечества – русским воинам.
Подготовка к занятию:
1. Материалы к занятию: репродукции картин. А Дейнека «Оборона Севастополя», Ю. М. Непринцева «Отдых после боя», В. Титова «Победа», запись песни Тухманова «День Победы»
Публикация «Ко Дню Защитника Отечества, Конспект занятия по ознакомлению с батальным жанром живописи (картины о войне)» размещена в разделах
- День защитника Отечества. 23 февраля
- День защитника. Конспекты занятий к 23 февраля
- День Победы, 9 мая
- День Победы. Конспекты занятий к 9 мая
- Жанры изобразительного искусства
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
2. Предварительная работа: беседы о российской армии, о Великой Отечественной войне, о службе советских и российских солдат, рассматривание иллюстраций о службе в армии, о войне.
Ход занятия:
- Какой праздник отмечает наша страна 23 февраля?)
- Сегодня мы познакомимся ещё с одним жанром живописи. С одной из картин этого жанра мы уже знакомы.
Внести картину А. Дейнека «Оборона Севастополя»
- Как называется эта картина? Кто её написал? О чём художник рассказал в картине?.
- Картины на военную тему называют батальной живописью. «Баталия», в переводе с французского, значит – битва, сражение. В картинах батального жанра художники рассказывают о жизни солдат (их быт, отдых) о битвах, сражениях. С некоторыми картинами этого жанра мы сегодня познакомимся.
Внести картину Непринцева «Отдых после боя».
- Эту картину написал Ю. Непринцев и назвал её «Отдых после боя».
- Совсем недавно люди, изображённые на картине, участвовали в сражении, бились с фашистами; но вот отгремели залпы орудий, затихли снаряды, и бойцы собрались на лесной поляне.
- Какие чувства вызвала у вас эта картина?
- Как вы думаете, кто является на картине главным? Почему? …композиция: боец изображён в центре, все смотрят на него, никто не заслоняет солдата; поза бойца)
- Как вы думаете, о чём говорит солдат? Почему вы так решили?
- Представьте себя на месте бойца. Что бы вы говорили?
- Как вы думаете, нужна ли была шутка бойцам в те трудные военные годы? Почему?
- Какими красками написана картина? Почему?
- Непринцев зимой 1942 года услышал поэму А. Твардовского «Василий Тёркин». В поэме рассказывалось о весёлом, неунывающем бойце – весельчаке и балагуре, умеющим в трудную минуту поднять настроение своим товарищам, подбодрить их шуткой, острым словом. Таких солдат на дорогах войны было много. Художнику так понравилась поэма и главный герой, что он решил написать картину. И спустя 6 лет Непринцев пишет картину «Отдых после боя». Сегодня мы познакомились с этой картиной, а когда вы будете учиться в школе, вы познакомитесь с поэмой А. Твардовского «Василий Тёркин».
Повторное восприятие картины.
«Боя шум, пока затих,
Уж пули отсвистели,
И на поляне, на лесной,
Бойцы на отдых сели.
Ещё не кончилась война,
Снаряды скоро вновь взорвутся,
Но в те недолгие часы,
Солдаты шутят и смеются.
На фронте юмор, как лекарство,
Он лечит души и сердца.
Весёлый смех от доброй шутки
Прибавит силы у бойца»
(С. А. Кабалина)
- А сейчас мы познакомимся ещё с одной картиной этого жанра. Написал её В. Титов.
Внести картину В. Титова «Победа».
- Кого изобразил художник на картине?
- Как изображён солдат? …крупно во весь холст, поза: победно вскинул автомат и т. п.).
- На каком фоне изображён солдат? …дым, поля сражений, Красная площадь)
- Что вы чувствуете, глядя на картину?
- Как вы думаете, что хотел выразить художник своей картиной?
- Попробуйте догадаться, как художник назвал картину?
- Фамилия художника, написавшего эту картину Титов. А назвал её «Победа». Как вы думаете можно картину «Победа» назвать портретом? Почему?
- Главная идея картины – слава русскому воину-победителю. В своей картине Титов не ставил целью, изобразить какого-то конкретного человека. Солдат на картине – это собирательный образ русского воина, «гимн» славы всем русским бойцам: их силе, воле, смелости, непобедимости, безмерному чувству любви к Родине.
- Глядя на картину, испытываешь уважение к русскому солдату, чувство защищённости, гордости за нашу несокрушимую Армию.
Повторное восприятие картины.
«Здравствуй, воин-победитель,
Мой товарищ, друг и брат,
Мой защитник, мой спаситель
Русской Армии солдат.
Всю войну в любой семье,
В каждом доме и избе
Люди думали с волненьем
И любовью о тебе.
И везде тобой гордились,
И нельзя найти семьи
Дома нет, где б не хранились
Фотографии твои.
Наконец-то в час желанный
Нашей сбывшейся мечты –
В час Победы долгожданный
В отчий дом вернулся ты.»
(С. Михалков)
- С каким жанром живописи мы познакомились сегодня? Что изображает батальный жанр? Какие картины этого жанра мы узнали? Кто их написал?