Папки-передвижки

Книжный уголок в детском саду. Расположение и содержание книжного уголка

Вера Ермилина
Книжный уголок в детском саду. Расположение и содержание книжного уголка
▼ Скачать + Заказать документы

Огромную роль в формировании интереса к художественной литературе у детей дошкольного возраста играет уголок книги. Это специально выделенное, особое место, где ребёнок может самостоятельно, по своему вкусу выбрать книгу и спокойно рассмотреть, «перечитать» её. Именно в книжном уголке, происходит личностное общение ребёнка с произведением искусства - книгой и иллюстрациями.

Публикация «Книжный уголок в детском саду, Расположение и содержание книжного уголка» размещена в разделах

Во всех группах дошкольного учреждения должен быть организован книжный уголок. При его организации педагоги должны придерживаться основного принципа – удовлетворение разнообразных литературных интересов детей.

В оформлении книжного уголка, каждый воспитатель может проявить индивидуальный вкус и творчество. Однако существуют главные условия, которые должны быть соблюдены, - это целесообразность и удобство. Кроме того, книжный уголок должен быть привлекательным, уютным, располагающим ребёнка к неторопливому, сосредоточенному общению с книгой. Подбор литературы и педагогическая работа, организуемая в уголке книги, должны соответствовать потребностям детей и возрастным особенностям.

Книжный уголок по возможности располагают вдали от мест игр детей, вблизи окна.

В младших группах педагог даё т детям первые уроки самостоятельного общения с книгой: знакомит с уголком книги, его назначением и устройством; приучает рассматривать книги и картинки только там, сообщает правила, которые нужно соблюдать (брать книги чистыми руками, не рвать, не мять, не использовать для игр, перелистывать осторожно; всегда класть книгу на место и др.). В книжной витрине младшей группы выставляется, как правило, немного (4-5) книг, особое предпочтение отдаётся книжкам картинкам. Однако у воспитателя должны быть поблизости в запасе дополнительные экземпляры этих же книг.

Позже, в средней группе, основные умения самостоятельно и аккуратно рассматривать книги закрепляются, становятся привычкой.

В уголок книги помещают, как правило, издания, уже знакомые детям, с яркими крупными иллюстрациями, кроме книг здесь могут находиться отдельные картинки, наклеенные на плотную бумагу.

Содержание книжного уголка старших групп детского сада и педагогическая работа в нем определяются изменениями в литературном развитии детей, которые происходят к пяти годам: для старшего дошкольника становится важной частью духовной жизни, у него появляются литературные пристрастия, выраженные индивидуальные интересы. Поэтому на книжную витрину можно помещать одновременно 10-12 разных книг.

- Учитывая особый, постоянный, преобладающий интерес всех дошкольников к сказкам, обязательно помещаются в уголок книги 2-3 сказочных произведения.

- В уголке книги постоянно должны быть стихи, рассказы, направленные на формирование гражданских черт личности ребёнка, знакомящие его с историей нашей родины, с её сегодняшней жизнью.

- Также должны находиться 2-3 книги о жизни природы, о животных, растениях. Рассматривая иллюстрации природоведческих книг, ребёнок естественно входит в мир природы, лучше познаёт его тайны и закономерности.

- На витрине уголка книги должны находиться издания произведений, с которыми в данное время детей знакомят на занятиях. Рассматривание книги даёт ребёнку возможность вновь пережить прочитанное, углубить свои первоначальные представления.

- Особое удовольствие получают дети от разглядывания смешных картинок в юмористических книгах. Весёлые книги С. Маршака, С. Михалкова, Н. Носова, В. Драгуновского, Э. Успенского и многих других писателей с иллюстрациями наших лучших художников обязательно должны быть в уголке книги. Общение с ними не только приносят детям радость, но и полезно им, так как развивает необходимую человеку способность- способность чувствовать и понимать юмор, умение видеть смешное в жизни и литературе.

- Кроме того, в уголок можно иногда помещать интересные, хорошо иллюстрированные книги, которые дети приносят из дома, а также «толстые» книжки,

Срок пребывания книги в уголке определяется интересом детей к этой книге. В среднем же срок её пребывания в нём составляет 2-2,5 недели. Если к книге интерес утрачен, можно убрать её с полочки, не дожидаясь намеченного срока.

Кроме книг, в книжном уголке могут находиться разнообразные альбомы для рассматривания. Это могут быть и специально созданные художниками альбомы на определённые темы («Разные звери» Н. Чарушина, «Наша детвора» А. Пахомова и др., альбомы, составленные воспитателем вместе с детьми из отдельных открыток и рисунков о труде, природе в разные времена года, книгах того или иного писателя и др. В старших группах в книжном уголке могут устраиваться тематические выставки книг. Их основная цель – углубить литературные интересы детей, сделать для дошкольников особо значимой, актуальной ту или иную литературную или общественно важную тему.

Требования к оформлению уголка

1. Рациональная организация. Книжный уголок располагается в светлом месте группы (желательно наличие окон слева и справа). Предусматривается возможность искусственного освещения (электрические бра или настольная лампа). Книжный уголок находится в отдалении от игрового, физкультурного и музыкального центров — здесь тихо, есть возможность уединения с книгой.

2. Педагогическая целесообразность. В книжном уголке каждый ребёнок может проявить самостоятельность и личную заинтересованность.

3. Эстетичность. Уголок оформляется в немного отличном стиле от основного помещения группы. В качестве украшения могут выступать предметы народно-прикладного искусства по мотивам сказок, репродукции картин на литературные сюжеты.

4. Соответствие возрасту. Подбор книг, тематики и форм работы в рамках литературного уголка осуществляется педагогом с учётом возрастных особенностей подопечных.

5. Удобство. Книги, игровые наборы, альбомы с картинками и иллюстрациями хранятся в книжном уголке с условием открытого доступа всем воспитанникам.

6. Безопасность. Не рекомендуется использование в уголке книжных шкафов со стеклянными дверцами, с осторожностью — навесных полок. С детьми проговариваются правила обращения с электрическими приборами (если есть в уголке настольная или настенная лампы, установлен проигрыватель для прослушивания аудиозаписей стихотворений и сказок, ножницами и клеем во время ремонта книг.

Оформление книжного уголка может быть любым. Главное, чтобы оно помогало создавать атмосферу защищенности и уюта, ведь именно в таком месте ребенку захочется проводить как можно больше времени.

Любой книжный уголок украшают интересные посиделки, разговоры и чтения вслух. Поэтому, организовав книжный уголок, взрослые не должны забывать проводить там время вместе с детьми.

Публикации по теме:

Планирование в детском саду: формы и содержание (из опыта работы воспитателя)Планирование в детском саду: формы и содержание (из опыта работы воспитателя) Хочу предложить вашему вниманию свой опыт по планированию работы с детьми и родителями в детском саду. Планирование в детском саду - формы.

Домик для «Гномиков». Оформление уголка уединения в детском садуДомик для «Гномиков». Оформление уголка уединения в детском саду В начале лета я ушла в отпуск. Но находясь в отпуске, я думала, как изменить развивающую среду в группе и что придумать нового для моих.

Фотоотчет об оформлении книжного уголка к Новому годуФотоотчет об оформлении книжного уголка к Новому году Оформление книжного уголка к Новому году. Новогодняя атмосфера должна ощущаться везде, даже в книжном уголке. Детям будет очень приятно.

Книжный уголок в детском садуКнижный уголок в детском саду Книжный уголок в детском саду. Данный материал представляет опыт работы в детском саду воспитателя Тюнеевой Натальи Васильевны. Она постаралась.

Консультация для педагогов «Организация книжного уголка в ДОУ»Консультация для педагогов «Организация книжного уголка в ДОУ» Что касается детской литературы, художественного слова, то общение с ними для ребенка должно быть ежедневным в домашней обстановке и постоянным.

Мастер-класс для педагогов «Оформление книжного уголка»Мастер-класс для педагогов «Оформление книжного уголка» Авторы: Чернявская Надежда Федоровна Баринова Валентина Павловна Дом, в котором нет книги, подобен телу, лишенному души. С этим высказыванием.

Оформление книжного уголка в средней группеОформление книжного уголка в средней группе Представляю вашему вниманию, как можно оформить книжный уголок в средней группе. Это продолжение моего разговора об оформлении предметно-развивающей.

Оформление уголка «Наше настроение» в детском садуОформление уголка «Наше настроение» в детском саду Цель. Учить детей распознавать свои собственные эмоции и чувства, помогающие адекватно реагировать на настроение сверстника или взрослого.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Книжный уголок в детском саду. Расположение и содержание книжного уголка
Опубликовано: 14 мая 2024 в 13:56
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Книжный уголок в детском саду. Расположение и содержание книжного уголка» (включая файлы) размещена пользователем Вера Ермилина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД