Кристина Миргородская
Ключевые методы развития артикуляционной моторики и дыхательных навыков у детей в домашних условиях
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: оказание помощи родителям в овладении основными приемами развития артикуляционной моторики и дыхания ребенка в домашних условиях.
Задачи:
- Рассказать родителям о значимости развития артикуляционной и дыхания;
- Сформировать представление о правильном выполнении артикуляционной и дыхательной гимнастики;
Публикация «Ключевые методы развития артикуляционной моторики и дыхательных навыков у детей в домашних условиях» размещена в разделах
- Артикуляция. Артикуляционная гимнастика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речевого дыхания
- Темочки
- Познакомить с правилами организации гимнастики дома;
- Формировать умения осознанной, адекватной и результативной помощи детям.
Оборудование:
Артикуляционная гимнастика : зеркала, книга с артикуляционной гимнастикой, демонстрационный материал для дыхательной гимнастики.
Вступительная часть:
Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов. Мы правильно произносим различные звуки, как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Таким образом, произношение звуков речи — это сложный двигательный навык.
Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков — фонем и коррекции нарушений звукопроизношения любого происхождения; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ. языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.
Цель артикуляционной гимнастики — выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для. правильного. произношения. звуков.
Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики :
1) Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 2 раза в день утром и вечером, по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 3-4 упражнений за один раз.
2) Каждое упражнение выполняется по 4-5 раз.
3) Статические упражнения выполняются под счет до 5 (удержание артикуляционной позы в одном положении).
4) Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
5) Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики могут находиться перед настенным зеркалом, также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9x12 см, но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.
Организация проведения артикуляционной гимнастики дома.
Прежде чем приступить к выполнению артикуляционных упражнений, вы должны выяснить, как ваш ребё нок ориентируется в пространстве: может ли он показать, что находится справа, слева, впереди, сзади, наверху, внизу; различает ли он правую и левую руки. Без этого выполнение артикуляционной гимнастики будет крайне затруднено. Расскажите о предстоящем упражнении, используя игровые приемы. Покажите правильное выполнение упражнения. Предложите ребенку повторить упражнение, проконтролируйте его выполнение. Следите за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому.
Практическая часть. А теперь я предлагаю вам самостоятельно выполнить артикуляционные упражнения. Поставьте. перед. собой. зеркало. Каждому из вас выданы описания артикуляционных упражнений, которые вы будете выполнять с ребенком дома. Сейчас мы попробуем их выполнить. Логопед рассказывает о порядке выполнения артикуляционного упражнения, демонстрирует правильное выполнение, используя иллюстрации из книги «Уроки логопеда». (Родители выполняют упражнения "Улыбочка", "Трубочка", «Улыбка-Трубочка», «Иголочка», «Бегемот» («Окошко», «Месим тесто», «Блинчик» («Лопаточка», «Чашечка», «Лошадка», «Маляр», «Лошадка», «Грибок», «Гармошка», «Дятел», «Парус», «Пароход гудит»). Как вы могли заметить, мы потратили всего несколько минут, на то чтобы выполнить эти упражнения. Выполнение артикуляционной гимнастики не займет у вас много времени, но принесет огромную пользу вашему ребенку. Регулярные, ежедневные упражнения позволят значительно ускорить постановку и введение в речь поставленных звуков.
Дыхательная гимнастика. Речевое дыхание - основа звучащей речи, источник образования звуков, голоса. Оно отличается от неречевого (физиологического дыхания). Речевое дыхание осуществляется произвольно, неречевое автоматически. Цель тренировки речевого дыхания – выработка именно плавного длительного выдоха. Воздушная струя является энергетической основой звука, слога, слова, фразы. Без сильной длительной воздушной струи нарушается не только звукопроизношение, но и общее звучание речи: речь «взахлёб», не проговаривание окончаний слов, «смазанность» конца фразы. Поэтому необходимо выполнять с ребенком дыхательную гимнастику.
Рекомендации по проведению дыхательной гимнастики :
1) Общая продолжительность упражнения с перерывами не более 5 минут.
2) Регулярность выполнения: ежедневно.
3) Предмет, на который дует малыш, должен находиться на уровне губ ребенка, на расстоянии 10–15 см.
4) При постоянном речевом дыхании целесообразно приучать детей всегда делать вдох ртом через немного приоткрытые губы– она помогает снимать мышечное напряжение и является естественным началом свободной речи. Выдох происходит через рот. Контролировать правильное речевое дыхание помогает собственная ладонь, если положить её на область диафрагмы.
5) Щеки во время дыхательных упражнений ни в коем случае не должны надуваться (можно предложить ему придержать щечки ладошками).
6) В день рекомендуется проводить только один вид упражнения. Не перенапрягайте ребенка.
7) Старайтесь построить занятия дружелюбно, весело, заинтересуйте дошкольника. Количество повторений - 2-3 раза, при этом обязательно необходимо следить за самочувствием ребенка: если возникают головокружение и слабость, прекратите упражнение.
8) Упражнения лучше проводить в проветренном помещении.
А теперь выполним несколько гимнастик:
«Воздушный футбол». Нужно вытянуть губы вперёд «трубочкой» и длительно подуть на шарик (лежит на столе перед ребёнком, загоняя его между двумя кубиками. Варианты зависят от вашей фантазии. Можно предложить ребёнку подуть на вертушку, мелкие игрушки, которые легко катятся по столу, ватку (сдуть с ладошки, сдуть с ладошки разноцветные листочки.
«Поющая бутылочка». Направленная воздушная струя хорошо вырабатывается, если предложить ребёнку подуть в небольшую чистую бутылочку (из-под капель). При точном попадании воздушной струи в бутылочку раздаётся своеобразный гудящий.
«Кораблики». Вытянуть губы вперед, направить воздушную струю на кораблик, заставив его проплыть от одного «берега до другого» (от одного края тазика до другого). Таким образом, благодаря использованию в коррекционной работе артикуляционной и дыхательной гимнастики, дети сами смогут научиться говорить чисто, правильно и красиво.