Оксана Махота
Ключевые характеристики песочных картин
▼ Скачать + Заказать документы
Песочная картина – это отражение внутреннего состояния, объективное свидетельство настроений и мыслей человека, она содержит большой объем символически закодированной информации, которую психолог должен как-то расшифровать и проанализировать. Ключевые характеристики – это качественные показатели, с помощью которых можно описать песочную картину, их введение способствует систематизации информации, пониманию созданной клиентом песочной композиции, а значит, и его внутреннего мира. Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева и Т. М. Грабенко рекомендуют учитывать следующие ключевые характеристики песочных картин : энергоинформационное поле песочной картины; ее основную идею; сюжет (или сюжеты); конфликтное содержание; ресурсное содержание; символическое поле.
Публикация «Ключевые характеристики песочных картин» размещена в разделах
Энергоинформационное поле песочных картин. По мнению авторов, о нем пока мало что известно, его можно только ощутить, почувствовать, но не формализовать. Каждая песочная картина обладает энергией своего создателя, содержит информацию о его внутренних процессах и оказывает определенное воздействие на того, кто ее рассматривает, на его психосоматическое состояние, настроение, мыслительные процессы. Важно первое впечатление, например, это могут быть радость, раздражение, ощущение покоя, головная боль, равнодушие. Если реакция неприязненная, то, по мнению авторов, нужно быстрее переключиться на обсуждение картины : поговорить о мыслях, чувствах клиента, которые он испытал в процессе работы. Это защитит психолога от негативной энергетики песочной картины. Такие композиции встречаются крайне редко, чаще всего картины пробуждают искренний интерес, желание узнать о них как можно больше.
Основная идея песочной картины. Обычно картина отражает то, что является для клиента наиболее значимым в данный момент, над чем он сознательно или бессознательно работает, к чему стремится. Узнать основную идею картины можно следующими способами:
1) попросить клиента дать название миру, созданному в песочнице;
2) предложить ответить на один из вопросов: «Что это за страна?», «Что самое главное жители этой страны могли бы сказать жителям других стран и миров?»;
3) предложить клиенту описать песочный мир в виде сказки и спросить его: «О чем эта сказка? Чему она может научить?»
Основная идея может быть представлена на нескольких уровнях: ценностном, ментальном, эмоциональном, витальном. Например, человек говорит: «В этой стране живет семья симпатичных хрюшек. У них свое хозяйство, свой крепкий дом. Здесь играют их дети, здесь мама выращивает цветы, здесь у папы машина. В общем, в этой стране всем хорошо, потому что это сказочная страна, туда сложно попасть». Основная идея картины – жизнь семьи, и именно гармонизация взаимоотношений в семье для автора наиболее значима в данный момент. На ценностном уровне доминирующая в данный момент жизненная ценность – семья. На ментальном уровне можно видеть выраженные способности к планированию хозяйства, принцип ролевого распределения внутри семьи. На эмоциональном уровне проявляется сожаление о недоступности именно таких семейных взаимоотношений, недостатке маленьких семейных радостей. На витальном уровне можно увидеть стремление к физическому комфорту, привязанность к материальным благам, здоровую сексуальность. Бывает трудно выявить такую многоуровневость композиции. На начальном этапе вполне достаточно уловить доминирующую жизненную ценность клиента, так как именно к этому он сознательно или бессознательно стремится.
Сюжет (сюжеты) песочной картины. Обычно он тесно связан с основной идеей и является отражением динамики некоего внутреннего процесса их создателя. Бывают два и более связанных между собой сюжета (два мира, три страны, два героя). Условно можно разделить картины на динамичные, статичные и смешанные.
В динамичных картинах герои куда-то идут, к чему-то стремятся, что-то хотят, что-то ищут. Можно увидеть их прошлое (мир, из которого они вышли) и будущее (мир, куда они стремятся, тем самым клиент сам рассказывает в зашифрованном виде о целях консультирования. Он знает, к чему должен прийти, какие средства для этого использовать. Сюжет на поверхности.
В статичных картинах время как бы остановилось, герои ведут оседлый образ жизни, занимаются привычными делами. Чтобы выявить сюжет в статичной картине, можно дать клиенту задание. Например: «Расскажите историю этой страны. С чего все начиналось, кто ее создавал, как это происходило? Что ожидает эту страну в будущем?» и т. п. Если в стране не происходит никаких значимых событий, сюжетная динамика проявляется только в смене видов деятельности героев, это может означать, что человек нашел для себя некую «зону стабильности» и пока не стремится ее покидать.
В смешанных картинах статическое благополучие нарушается динамизмом некоего героя, который налетает на страну и разрушает ее. Такая картина говорит о внутреннем противоречии и поиске стабильности.
Конфликтное содержание песочных картин. Отражает внутреннее напряжение человека. Оно бывает явным (бои, воинственные герои, добро борется со злом, но зло побеждает, песочная страна в разрухе и запустении) и скрытым, которое можно ощутить только на интуитивном уровне.
Конфликтное содержание песочной картины может быть описано такими характеристиками :
– уровень агрессии: может быть высоким (баталии, персонаж, к которому проявляются агрессивные действия); средним (только готовятся к войне, есть вооруженные фигуры, которые не задействованы); низким (мирное зрелище);
– направленность агрессии: аутоагрессия проявляется в разрушительных действиях по отношению к главному герою, в неприятностях, которым подвергает его автор; гетероагрессия проявляется через противоборство армий, через агрессивные действия главного героя к другим персонажам.
– адресность агрессии показывает, на кого она направлена.
Ресурсное содержание песочной картины. Служит опорой для консультирования. Найти его можно по следующим проявлениям:
1. Наличие особой позитивной энергетики в картине в целом или в каком-то ее участке. Рассказ клиента об этом может актуализировать его ресурсные возможности.
2. В картине или рассказе имеется созидательная идея, стремление.
3. Сюжет песочной картины жизнеутверждающий, и это может служить линией консультирования.
4. Ощущение освобождения от напряжения после отыгранного конфликта.
5. Гибкость и изобретательность героя в поиске способов преодоления трудностей (комбинация прямой агрессии, хитрости, избегания, взаимопомощи и др.). Это значит, что у клиента высокий потенциал для адаптации к различным условиям и для успешного разрешения сложных ситуаций.
6. Различные чудесные предметы, несущие облегчение и счастливое разрешение ситуации.
7. Наличие фигур-помощников.
Если все-таки невозможно найти ресурсное содержание, его можно привнести: «Неужели никто и ничто не может помочь? Может, найдется добрый помощник?» Или: «А где в этой стране источник Радости (любви? Как же, разве вы не знаете, что в каждой сказочной стране есть источник Радости! Бывает, он прячется, чтобы его не повредили случайно. Но он точно есть. Давайте его искать!» Источник Радости – скрытые ресурсы клиента.
Символическое поле песочной картины. Условно делится на три части:
– символизм пространственного расположения предметов в песочнице;
– символизм ландшафта песочной картины;
– символизм предметов, использованных в песочной картине.
Символизм пространственного расположения предметов в песочнице. Для анализа используется модель юнгианских песочных психотерапевтов, в которой поверхность песочной картины условно делят на девять секторов, на три равные части по вертикали и три равные части по горизонтали. Каждая вертикаль и горизонталь имеют определенное символическое значение.
П о в е р т и к а л и
Левая часть символизирует прошлое, то, что человек уже имеет, на что может опираться. Может символизировать внутренний мир человека, отражать его глубинные личностные процессы. Также эта часть считается женской частью, в которой отражаются взаимоотношения со значимыми женщинами, матерью, связь с домом.
Центральная часть символизирует настоящее, актуальные в данный момент процессы человека: значимые мысли, чувства, стремления. Особенно это касается фигурки в центре картины, которая часто символизирует Я клиента, тот образ, с которым он бессознательно ассоциируется в данный момент.
Правая часть символизирует будущее: планы, тревоги, связанные с ним. Также символизирует социальные процессы: взаимоотношения в социуме, с партнерами по браку. Правая часть считается мужской, в ней отражаются отношения со значимыми мужчинами: отцом, братом, мужем, другом. Иногда символизирует ограничения в реализации задуманного.
П о г о р и з о н т а л и
Верхняя часть символизирует ментальные процессы: о чем человек думает, фантазирует, что планирует, вспоминает.
Центральная часть символизирует эмоциональные процессы: что человек переживает, что чувствует, о чем беспокоится, чему радуется.
Нижняя часть символизирует сферу реальных действий, поступков человека: то, что он сделал, что делает, что хочет делать, Землю, почву под ногами.
Необходимое условие для проведения символического анализа – фиксация местоположения клиента относительно песочницы. Если при создании картины он ходит кругами, такой анализ не имеет смысла. Кроме того, у левшей схема будет зеркальной.
Важно обратить внимание, какие части песочницы наиболее заполнены, а какие остались пустыми. Если наблюдается дисгармония, то психолог может в процессе консультации давать задание на уравновешивание частей.
Фигурки, используемые в песочной картине, также могут иметь разное символическое значение, в зависимости от того, в какой части они находятся.
Фигурки в левом верхнем углу символизируют процессы, связанные с прошлыми воспоминаниями либо с мыслями о доме, матери, другой значимой женщине.
В центральной левой части фигурки могут символизировать прошлые эмоциональные переживания, связанные с домом, матерью, значимой женщиной.
В левом нижнем углу фигурки могут отражать совершенные в прошлом действия. Они могут быть также связаны с домом, матерью, значимой женщиной, ребенком.
Фигурки в центральной верхней части могут отражать то, о чем в данный момент думает, фантазирует клиент.
В центральной средней части сосредоточиваются самые важные фигурки. Описывают, с одной стороны, актуальные эмоциональные состояния, с другой стороны, ценностные устремления. Нечто значимое, независимо от того, осознаваемо это или нет.
Фигурки нижней центральной части отражают, как правило, некоторые действия, реализуемые в данный момент, или отношение к ним, а также актуальные желания клиента.
Фигурки в правом верхнем углу могут отражать мечтания, планы на будущее, мысли о взаимодействии в социуме: от детского сада, школы до работы, взаимодействие с отцом, другими значимыми мужчинами.
Фигурки в правой центральной части отражают стремления, желания клиента, а также эмоции по поводу будущего, мужчин, социальной самореализации.
Фигурки в правой нижней части символизируют некие действия, которые возможны в будущем. Действия по отношению к социальному окружению или значимым мужским фигурам.
Интерпретация символического значения многозначная, многоуровневая. Поэтому психологу нужно искать наиболее соответствующий состоянию клиента и идее картины смысл. Но необходимо помнить, что внутренние процессы человека не всегда могут быть объяснены и проинтерпретированы, поэтому опасно принимать пространственно-символическую информацию за истинную и делать преждевременные поверхностные выводы.
Символизм ландшафта песочной картины. Отражает рельеф внутреннего мира человека, динамику его внутренних процессов.
Элементами ландшафта являются:
– водоемы: реки, ручьи, озера, пруды, водопады, моря;
– отдельные фрагменты суши внутри или около водоемов: мыс, коса, остров;
– возвышенности: холмы, курганы, горы, сопки;
– пещеры;
– равнины: пустыни, долины, сады, леса.
Водоемы могут символизировать эмоциональное начало человека. Доминирование водной стихии говорит о чувствительности автора или о пробуждающейся чувственности, сексуальности.
Реки часто протекают через всю композицию и делят ее на отдельные участки. Тем самым мы имеем дело с автономными частями личности, актуальными для человека в данный момент. Важно направление течения рек: сверху вниз (от образа к его действенному воплощению, снизу вверх (от действия к его осознанию, слева направо (из прошлого в будущее, справа налево (из будущего в прошлое).
Озера, пруды занимают фиксированное место в картине, и для анализа важно, в какой ее части они расположены.
Среди отдельных фрагментов суши внутри или около водоемов наиболее интересны и насыщены символизмом острова. На остров помещают наиболее значимые и уязвимые фигурки, он может быть местом уединения, иногда он символизирует недоступную для реализации мечту, у подростков нередко это «зона самостоятельности и свободы». На остров может быть «выселена» некая травматическая ситуация, вытесняемая в глубинные слои бессознательного.
Возвышенности тоже имеют множественную нагрузку в картинах. Они могут служить защитой, препятствием, домом, центральной фигурой композиции, дают возможность приподняться над землей и увидеть свою «земную» жизнь как на ладони. Часто гора символизирует стремление человека к социальной самореализации, достижениям, а также является традиционным мужским символом.
Пещеры – это сокровенное место земли, некая тайна, которая и интригует, и пугает. Часто там живут загадочные или злобные персонажи, а вход в пещеру охраняется. Иногда туда складывается мусор («прячутся» вытесненные психотравматические воспоминания).
Долины и сады символизируют созидательное вмешательство человека в природный ландшафт, показывают умение человека гармонично обустраивать мир вокруг себя.
Символизм предметов. Каждый предмет появляется в песочнице неслучайно и что-то символизирует. Все предметы несут в себе многоуровневое значение, информацию личного и коллективного бессознательного. Для работы с символами обычно рекомендуют опираться на работы К. Г. Юнга и его последователей. Но понимание архитепического символического значения образов требует энциклопедических знаний, постоянного поиска новой информации, ее анализа. Стремиться к этому должен каждый песочный терапевт, это дело времени и опыта. Но можно успешно начинать работать и на уровне личного бессознательного. Ведь каждая фигурка для автора что-то значит, вызывает у него определенные ассоциации. Выделяют три уровня личного символического значения образов:
– поверхностный (первая ассоциация, первая обратная связь относительно некоторого образа, содержащая как ресурсные, так и проблемные элементы);
– проблемный (актуализирует конфликтные, амбивалентные переживания; содержит как ресурсные, так и проблемные элементы);
– глубинный (связан с личностными ресурсами, проявлением силы духа или другими глубинными переживаниями, с архитепическим значением образа).
Осознание клиентом ресурсных элементов личного символического значения образа оказывает мощный терапевтический эффект.