Мария Токарева
Клубный час: цели и задачи проекта
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Успешный ребёнок»
подпроект «Клубный час»
2018 – 2019 учебный год
Ответственный -
музыкальный руководитель
Токарева М. А.
Актуальность
Одна из главных задач воспитания, которую ставит перед собой любой педагог – социализация воспитанников. Процесс этот долгий, длится, наверное, всю жизнь, но у его истоков стоит детский сад. Именно здесь дети учатся дружить, играть, начинают чувствовать себя членами большого детского коллектива. От того, насколько успешно будет решена задача социализации, зависит эффективность самореализации детей и в дальнейшей жизни. Внедрение новой технологии социализации детей в дошкольном учреждении для развития саморегуляции поведения дошкольников - «Клубный час». Педагогическая технология «Клубный час» заключается в том, что дети могут в течение одного часа перемещаться по всему зданию детского сада, соблюдая определенные правила поведения. Для успешного внедрения этой технологии является огромное желание и участие всего педагогического коллектива, чтобы заложить основы полноценной социально успешной личности в период дошкольного детства
Публикация «Клубный час: цели и задачи проекта» размещена в разделах
Цель технологии «Клубный час» -
позитивная социализация ребенка в условиях ДОУ.
Задачами «Клубного часа» являются:
• воспитание у детей самостоятельности и ответственности за свои поступки;
• обучение ориентировки в пространстве;
• воспитание дружеских отношений между детьми различного возраста, уважительное отношение к окружающим;
• развитие умения планировать свои действия и оценивать их результаты;
• закрепление умений детей вежливо выражать свою просьбу, благодарить за оказанную услугу;
• развитие стремлений детей выражать свое отношение к окружающему, самостоятельно находить для этого различные речевые средства;
• обучение детей приёмам решения спорных вопросов и улаживания конфликтов;
• поощрение попыток ребенка осознано делиться с педагогом и другими детьми разнообразным впечатлениям;
• приобретение собственного жизненного опыта (смысловые образования, переживания необходимые для самоопределения и саморегуляции.
Типы «Клубного часа» :
«Свободный» - дети свободно перемещаются по всей территории детского сада (в помещении или на улице) и самостоятельно организуют разновозрастное общение по интересам;
«Тематический» - включение в ситуацию месяца (или тему/событие недели, календарные праздники;
«Деятельностный» - в основу положено самоопределение ребенка в выборе различных видов деятельности, т. е. например, в физкультурном зале проходят подвижные игры, музыкальном зале спектакль, в одной группе пекут пирожки, в другой шьют платья куклам т. д. А также, творческие мастерские, объединённые одной темой.
Проведению «Клубного часа» предшествует большая подготовительная работа, прежде всего среди родителей и педагогов. Родители на собрании заранее предупреждаются о том, что в дошкольной организации будет проводиться данное мероприятие. Их информируют о том, как это повлияет на детей и каким образом будет обеспечиваться их безопасность. Родителям предоставляется возможность проводить мастер-классы в течение «Клубного часа», а также предлагать свою новую тематику и т. п.
Воспитатели и специалисты предварительно обсуждают и определяют:
1. Тематику «Клубных часов», перспективный тематический план на учебный год.
2. Определяют периодичность и длительность «Клубного часа». Периодичность, как правило, 1 – 2 раза в месяц, а длительность является одним из главных условий проведения «Клубного часа», а именно 1 час, т. к. в противном случае у детей не успевает образоваться собственный жизненный опыт.
3. Определяют правила поведения детей во время «Клубного часа».
4. Определяют порядок начала программы. Сколько групп будет участвовать, какие именно группы, как подготовить детей к первому «Клубного часу».
5. Разрабатывают организационные моменты проведения «Клубного часа» : все сотрудники детского сада предупреждаются о времени и дне проведения. На время проведения «Клубного Часа» закрываются входные двери в сад. Наблюдателям (помощникам воспитателей) даётся инструкция, как вести себя в помещении во время передвижения детей. Сотрудники, находятся на рабочих местах и занимаются своими текущими делами, ожидая прихода детей. По возможности общаются с детьми, показывают, рассказывают, чем они здесь обычно занимаются, предлагают детям помочь им. Для этого заранее готовятся различные виды деятельности для приходящих детей.
Педагоги определяют сигнал начала и окончания «Клубного часа» по звонку колокольчика, когда ответственный проходит по всем этажам и помещениям, давая знак детям, что пора возвращаться в свои группы.
C детьми так же проводится предварительная работа:
Организуется дискуссия «Что такое «Клубный час», зачем он нужен, что мы будем делать во время «Клубного часа» и кто хотел бы на него пойти?
Обсуждаются какие группы есть в детском саду, возраст детей в этих группах и на каком этаже (крыле) они находятся.
Определяются какие есть помещения в детском саду. Как они называются, кто там работает, чем занимается и какую пользу приносит.
Выдается план – карта, на которой схематично показано что и где происходит,
если это «тематический» или «деятельностный» «Клубный час».
Обсуждается правило трё х кружочков: перед клубным часом каждому ребёнку наклеивается стикер с тремя кружочками. Это кружочки, в которые педагог, воспитатель или наблюдатель ставят крестик – замечание. Если все кружочки заполнены (т. е. правила поведения были не соблюдены, то в следующем «Клубном часе» этот ребёнок участия не принимает.
Непосредственно перед проведением «Клубного часа» дети обсуждают все правила. Затем дается инструкция: «Дети вы можете в течение одного часа перемещаться по всему зданию, соблюдая правила поведения. И по звонку колокольчика вы возвращаетесь в группу».
После завершения «Клубного часа», все дети участники, каждый в своей группе, с воспитателем, садятся в круг на ковре и начинается обсуждение. Воспитатель следит за тем, чтобы дети не перебивали друг друга и говорили по очереди, терпеливо ожидая пока очередь дойдет до них. Воспитатель фиксирует проблемы, возникающие, у детей в процессе «Клубного часа» и обсуждает их с детьми и родителями (в подходящее для этого время, находя пути их решения в совместной деятельности).
*** После проведения каждого «Клубного часа» на педагогическом совете воспитатели, педагоги и сотрудники обмениваются мнениями, о том, что делали дети, приходя на его территорию, что было особенного в поведении детей; как реагировали дети, которые оставались в своей группе, когда к ним приходили гости; соблюдали ли дети правила и что мешало им их соблюдать, были ли конфликты; какие задачи необходимо решать на предстоящем «Клубном часе».
Вывод:
Регулярное проведение «Клубного часа» позволит зафиксировать следующие изменения у детей: они узнают большинство детей сада, станут относиться к ним более дружелюбно, станут более подробно и открыто сообщать о своих потребностях не только своим воспитателям, но и другим сотрудникам детского сада, научатся ориентироваться в пространстве, делать свой выбор самостоятельно, принимать решения, действовать по правилам.