Светлана Каткова
Классный час «Вежливость как часть жизни» для 1–2 классов
▼ Скачать +Заказ
Классный час «Вежливость как часть жизни». 2 класс
Цель: Объяснить детям, что значит культурный человек. Показать, что вежливость – это неотъемлемая часть жизни.
Оформление: На плакатах, висящих в классе, можно прочесть несколько определений вежливости, а также поговорки, отражающие отношение к разным качествам личности (скромность, тщеславие, мудрость, глупость)
- Скромность всякому к лицу.
Публикация «Классный час „Вежливость как часть жизни“ для 1–2 классов» размещена в разделах
- Вежливость, этикет, культура поведения и общения
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- Классный час
- Классный час и внеклассные мероприятия во 2 классе
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 2 класс
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Сильный телом победит одного, а сильный умом – тысячи.
- Ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость. (Мигель Сервантес)
- Истинная вежливость заключается в благожелательном отношении к людям. (Ж. -Ж. Руссо)
Ход классного часа:
- Сегодня у нас необычное занятие, а чему оно будет посвящено, вы мне скажете сами.
- Я буду читать начало предложения, вы должны хором дополнить строчки подходящими словами.
• Растает даже ледяная глыба от слова тёплого. (спасибо).
• Зазеленеет даже пень, когда услышит… (добрый день).
• Если больше есть не в силах, скажем маме мы. (спасибо).
• Мальчик вежливый и развитый говорит, встречаясь. (здравствуйте).
• Когда нас бранят за шалости, говорим. (простите, пожалуйста)
• И во Франции и в Дании на прощание говорят. (до свидания).
- Как называются слова, которые вы вставляли? (мы вставляли вежливые слова).
Сегодня поговорим о вежливости и доброте.
- Давайте вспомним, как называют человека, который употребляет такие
слова? (человека, который употребляет такие слова, называют вежливым).
- Ребята, что обозначает слово «вежливость»?
До 16 века в русском языке широко употреблялось слово «вежа». (Карточка со словом прикрепляется на доску.) Вежа – от слов «ведать», «знать». Вежа – человек, который знает, как вести себя в той или иной обстановке. Отсюда и «вежество», позднее превратившееся в «вежливость». (Карточки со словами, вежа, вежество, вежливость.)
- А какие слова вам приятно слышать от других людей? (добрые, вежливые).
- Как мы должны произносить вежливые слова? (с улыбкой, искренне,
с теплотой, добротой).
- Вежливый человек обычно злой или добрый? (вежливый человек добрый).
- Ребята, а что такое доброта?
Давайте прочитаем, как слово «доброта» определяется в словаре Сергея
Ивановича Ожегова.
Доброта - отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.
Воспитанность, хорошие манеры, уважение к другим людям и к самому себе начинается в детстве.
С рождения семья учит ребенка законам жизни, законам совместного проживания.
Вы должны знать, когда можно включать и выключать музыку в доме, как вести себя в общественных местах, как вести разговор с незнакомым человеком, как вести себя в транспорте.
Вежливый человек - это тот, кто. (продолжают дети из класса по желанию).
- умеет уступать место женщине и старикам;
- приветствует друга при встрече;
- умеет прийти на помощь в нужный момент;
- не перебивает собеседника при разговоре;
- не употребляет бранных и грубых слов;
- не отмахивается от просьб друзей и старших;
- не мешает в работе другим людям;
- не опаздывает на встречи, уроки, в гости;
- поздравляет с днем рождения окружающих;
- своевременно отвечает на письма;
- не забывает возвращать взятые книги, вещи;
- умеет встречать гостей и т. д.
Сценки «Уроки вежливости»
Слон муравью уступает дорогу:
- Доброе утро! Спешим понемногу?
А муравей: - Ах, спасибо, спешу.
Как вы любезны! Прощенья прошу!
Жаворонок в небе
Так сказал орлу:
- Вы, орёл, устали, сядьте на скалу.
А орё л ответил: - Правильно, сынок,
Много лет живу я, вот и занемог.
И тебе желаю долго жить, как я, -
Пусть тебе поможет вежливость твоя.
- Как вы думаете, для чего всем людям нужно знать вежливые слова? Как они помогают людям в различных ситуациях, например:
1. Как вежливые слова помогают найти друзей?
«Здравствуй, давай с тобой дружить!»
2. Как вежливые слова помогают мирить?
Если я обидел друга и хочу помириться, я могу сказать «Прости пожалуйста».
3. Как вежливые слова помогают быть гостеприимными?
Когда ко мне приходят гости, я всегда здороваюсь с ними, говорю им «Проходите, пожалуйста».
Не только слова, но и поступки должны быть добрыми.
Давайте вместе решим задачу:
1. По улице шли двое прохожих. Одному 62 года, а другому 8 лет. У первого в руках было несколько предметов:1 портфель, 3 книжки и 1 большой свёрток. Одна из книг упала.
- У Вас упала книга - закричал мальчик, догоняя прохожего.
- Разве?- удивился тот.
- Конечно,- объяснил мальчик,- у Вас было 5 вещей, а осталось 4.
- Я вижу, ты хорошо знаешь вычитание и сложение,- сказал прохожий, с трудом поднимая упавшую книгу,- однако, есть правила, которых ты ещё не усвоил.
- Какие это правила? Что должен был сделать мальчик?
2. Мама велела прийти домой в 3 часа дня. Но у вас нет часов. Вам придётся обратиться к кому-нибудь из старших. Как вы это сделаете? (Здравствуйте, скажите, пожалуйста, который час).
3. Приходит утром Коля в школу. У двери его класса стоит учительница и беседует с учителем из параллельного класса. Коля, увидев ее, обрадовался, подбежал к ней и начал рассказывать, какую он вчера интересную книгу читал.
Какую ошибку допустил Коля? (нужно поздороваться, перебивать старших нельзя).
Иногда в школе ребята ведут себя хорошо, ну, а после школы…Об
этом говорит А. Л. Барто в своём стихотворении «Любочка».
Упражнение «Коробка ощущений» (в коробке лежат шишки, мягкая игрушка)
Учитель: Ребята, что лежит в этой коробке?
Ученики: Не видно, она закрыта.
Учитель : А как можно узнать?
Можно засунуть руки в «окошечки и потрогать» (Дети по одному находят на ощупь предметы)
Учитель: - Что вы почувствовали, расскажите свои ощущения.
Ученики: -Этот предмет мягкий, теплый.
Учитель: Мягкий, как что?
Ученики: Как облачко, мягкая игрушка, шарик.
Учитель : Что ты почувствовал, когда его гладил?
Ученики: Мне было приятно, мне, казалось, что «это», что-то доброе, хорошее.
Учитель: А у кого возникли другие ощущения?
Ученики: Не знаю, что-то колючее, с иголками.
Учитель: Что же ты почувствовал?
Ученики:
Я испугался, что иголки острые, я могу пораниться, мне будет больно.
Учитель: Ребята, вот так и слова добрые и злые, их можно не только услышать и почувствовать добрые, вежливые слова приятно для каждого человека, а грубые, злые слова обижают человека, делают ему больно.
Ребята, наш разговор подошел к концу.
Вежливые, добрые люди они как солнышки, а те, кто не пользуются «волшебными словами», они ходят грустные, как эта тучка. А вы бы хотели быть солнышками или тучками?
Итог:
Не забывайте, ребята, использовать «волшебные слова» в своей речи. И что бы вы ни делали, всегда должны помнить, что живете на свете не одни. Вас окружают ваши близкие, ваши товарищи. Вы должны вести себя так, чтобы им было легко и приятно жить рядом с вами. Именно в этом и состоит настоящая вежливость.
Хочу поблагодарить всех за работу. Спасибо!