Рольман Ксения Юрьевна
Классный час в 4 классе «Курс подготовки юного космонавта» ко Дню космонавтики
Классный час в 4 классе на тему «Курс подготовки юного космонавта»
Цель: Прививать интерес к изучению космоса и космонавтики, закрепить знания обучающихся об истории освоения космоса.
Задачи:
1. Обобщить у детей знания о празднике «День космонавтики».
2. Создать мотивацию к изучению данного материала.
3. Развивать навыки работы в группе, чувства солидарности.
Дети поделены на 4 команды. Каждая команда сидит лицом к лицу за сдвинутыми партами.
– Какой недавно был праздник? Почему он так называется? Почему он празднуется именно в этот день?
Публикация «Классный час в 4 классе „Курс подготовки юного космонавта“ ко Дню космонавтики» размещена в разделах
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- День Космонавтики, 12 апреля
- Классные часы и внеклассные мероприятия в 4 классе
- Классный час
- Космос. Все о космосе для детей
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 4 класс
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» сентябрь 2021
– После того, как Ю. Гагарин полетел в космос, все мальчики и девочки мечтали стать космонавтами. А вы когда-то мечтали об этом? Быть космонавтом – работа тяжёлая. Чтобы стать им, нужно многое узнать и многому научиться.
– Подготовка космонавта к старту – очень ответственное задание. Человек, отправляющийся в космос, должен не только быть полностью здоровым, но и обладать способностью выдерживать значительные нагрузки, особенно при прохождении через плотные слои атмосферы. Чтобы человек как можно лучше проходил все эти испытания, для космонавтов разрабатывают специальный комплекс упражнений и тренировок, имитирующих космические нагрузки. Человек учится управлять своим телом в необычных условиях. Для этого нужно начинать тренироваться уже сейчас. Я предлагаю вам пройти начальный курс подготовки космонавта и узнать, кто из вас уже готов начать серьёзную работу над планированием своего будущего полёта. Конечно, аппарата, позволяющего нам почувствовать себя в невесомости, у нас нет, но я приготовила ряд испытаний, которые помогут вам в будущем стать великими космонавтами. Итак, начнём!
– Вы разделились на команды. А как называется команда людей, работающих на одном космическом корабле? (экипаж) Без какого человека экипажу не обойтись? (без командира) Выберите командиров.
– Итак, отныне вы экипаж. Как действует экипаж? (слаженно, дружно, выручают друг друга и т. д.) Всегда помните о том, что вы одна команда.
– На чём же космонавты отправляются в космическое путешествие? (на космическом корабле) Термин «космический корабль» появился за много лет до создания его самого. Первые космические корабли удерживать на орбите ещё не умели, и они возвращались на Землю. Их траектория специально рассчитывалась так, чтобы они падали либо в океан, либо в пустынное место и не могли причинить ущерба. Космический корабль может быть беспилотным, или автоматическим, и пилотируемым.
– Вы знаете, кто сконструировал космический корабль для полёта Ю. Гагарина? (Королёв) Давайте сконструируем собственные космические корабли. Не торопитесь, стройте аккуратно, чтобы во время путешествия корабль вас не подвёл.
Выдаётся конверт с деталями корабля и листом картона, на который эти детали нужно прикрепить с помощью клея-карандаша. Дети в командах выполняют задание.
– Как назывался космический корабль Ю. Гагарина? (Восток-1) Предлагаю и вам дать названия своим кораблям.
– Итак, поприветствуйте членов экипажа корабля «…», экипажа корабля «…».
– Теперь вы настоящая команда на настоящем космическом корабле. Начнём же космическую подготовку. За правильно и быстро выполненные задания каждый экипаж получит звёздочки, которые по окончании подготовки помогут определить, какая команда уже готова к полёту.
– А готовы ли вы к испытаниям? Ведь космонавт должен много-много знать о космосе. Проверим, насколько вы подкованы в вопросах космических полётов. Я буду задавать вопросы каждому экипажу по очереди. Если экипаж не может ответить на этот вопрос, то я дам право ответить другой команде.
1. Какая наука изучает звезды?
2. Как называется место запуска ракеты?
3. В каком году Ю. А. Гагарин полетел в космос?
1. Какая планета солнечной системы самая большая?
2. С помощью какой звезды находят стороны света?
3. Как звали животное, которое первое полетело в космос?
1. Перечислите планеты солнечной системы.
2. Как называется ближайшая к нам звезда?
3. Как расшифровывается «МКС»?
1. С помощью какого прибора люди уже несколько веков изучают звёздное небо?
2. Какая планета находится ближе всего к солнцу?
3. Как зовут первую космонавтку?
– Что защищает космонавта от суровых условий в открытом космосе? (скафандр) Скафандр – это специальный костюм, который полностью закрывает тело человека, чтобы защитить его от вредного воздействия окружающей среды. Любой скафандр состоит из костюма, защищающего тело человека, специального герметичного шлема, перчаток, ботинок и системы подачи кислорода. Костюм скафандра способен защитить космонавта от очень высоких и очень низких температур. Костюмы изготовлены из специальных материалов, которые плохо проводят тепло и состоят из множества слоев.
– Проверим, знаете ли вы, как называются части скафандра.
На доску вывешиваются 4 изображения скафандра и таблички с названиями его частей. Команды на время должны прикрепить табличку к соответствующей части (выбегает по одному её члену). Оцениваются правильность и скорость выполнения. Подводятся итоги.
– Практически всё, что необходимо человеку для комфортного пребывания в космосе, есть на космическом корабле. Но всё же космонавтам разрешается взять с собой не более полутора килограммов личных вещей. Сейчас каждая команда будет называть по одному предмету, который они бы взяли с собой в космос и объяснять своё решение. Какой экипаж назовёт больше предметов – тот и победил.
– Итак, все вещи собраны, экипаж готов ко взлёту! Отправляемся в космическое пространство!
– Как вы знаете, космонавты всегда поддерживают связь с землёй, обмениваются сообщениями о своём состоянии, неполадках и успехах. Ваш космический корабль уловил сообщение из неизвестного источника. Сообщение это зашифровано. Сможете узнать, что в нём написано?
Каждой команде выдаётся лист с зашифрованным посланием и алфавитом. Оценивается быстрота и правильность выполнения задания.
– Кажется, это сообщение было вовсе не с земли… Вы отлично справились!
Звучит сигнал тревоги.
– Что это? Кажется, какие-то неполадки! Пролетевший мимо обломок космического мусора обесточил корабль! Необходимо добраться до выключателей и включить свет.
Из команды вызываются командиры и ещё по одному участнику. На полу малярным скотчем проложена кривая – маршрут, по которому необходимо пройти. Ребёнку завязываются глаза, и командир должен направлять его словами. Здесь важна не скорость, а правильность. Если ребёнок поставил ногу за линию – снимается 1 балл. Всего можно заработать 5 звёздочек.
– Итак, все команды справились! Когда включился свет, обнаружилось, что некоторые детали корабля рассыпались. Собрать их в скафандре – задача непростая. Но мы попробуем.
Из каждой команды вызывается один желающий. Ему предлагается надеть толстую перчатку и переложить из тарелки в стакан металлические болтики и гайки. Побеждает та команда, которая справляется быстрее.
– Как ловко вы двигаетесь в скафандре! И как быстро справляетесь с непредвиденными ситуациями! Думаю, настало время для последнего испытания. Сейчас мы узнаем, насколько экипажи дружные!
– Ваш космический полёт подходит к концу. На ваш экипаж рассчитана узкая капсула, в которой вы должны вернуться на землю. Проверим, сколько человек поместится в этой капсуле.
На пол кладётся по одной развёрнутой газете для каждой команды. Сначала на неё встаёт один член экипажа. Затем – два. Затем – три… Побеждают те, кто поместится и дольше всего простоят.
– Итак, испытания закончены, все вы отлично справились и благополучно вернулись на Землю. Время подводить итоги.
Победившая команда получает диплом о прохождении курсов, а остальные – сертификаты. Каждый ребёнок получает удостоверение юного космонавта.
Материалы для печати приложены ниже, а также продублированы в конце презентации (слайды 16-21). Шаблон удостоверения космонавта взят с сайта Pochemu4ka.ru и разработан Смолькиной Юлией Игоревной.