Морозова Анна
Классный час «Успехи и неудачи ребёнка и как на них реагировать»
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогическая проблема Многие родители не знают, как правильно реагировать на успехи и неудачи в жизни ребёнка, какие слова подобрать для одобрения или для мотивации к дальнейшей деятельности. Также для многих родителей показателем успешности ребенка являются его отметки, хотя зачастую самого ученика больше волнуют его успехи и неудачи при взаимодействии со сверстниками.
Тема классного часа: «Успехи и неудачи ребёнка и как на них реагировать»
Цель: Информирование родителей о мотивации учеников к обучению и участию во внеклассных делах и оказание помощи в воспитании обучающихся через формирование знаний о правилах правильной реакции на успехи и неудачи ребенка.
Задачи:
1. Сформировать понимание успехов и неудач в жизни младших школьников, осознать приоритеты детей в этом вопросе.
2. Создать условия для обсуждения родителями их опыта реакции на успехи и неудачи детей
3. Дать представление о корректных линиях поведения и фразах, которые следует использовать, реагируя на успехи/неудачи детей.
4. Проанализировать ситуации и попытаться дать оценку действиям родителей.
Вид собрания: тематическое собрание.
Форма организации: круглый стол.
Методы и приемы: рассказ, пример из жизни, объяснение, беседа
Структура собрания:
• Организационный этап – 5 минут
• Анализ результатов диагностики – 7 минут
• Беседа с родителями об удачах/неудачах в понимании взрослых – 10 минут.
• Работа в командах по обсуждению ситуаций – 10 минут.
• Коллективное обсуждение ситуаций – 15 минут.
• Работа с брошюрой – 3 минуты.
• Обсуждение с родителями двух ситуаций – 15 минут.
• Задание «Острова» – 5 минут.
• Итог – 5 минут.
Конспект:
– Здравствуйте, уважаемые родители! Сейчас я пущу по рядам лист. На нем Вам необходимо поставить подпись напротив Вашего имени. Это свидетельство Вашего присутствия на собрании.
(Родители заполняют документ. Учитель в это время продолжает).
– Уважаемые родители, посмотрите, пожалуйста, на экран. Как Вы можете видеть, на диаграмме отображены все предметы и то, насколько успешен по каждому конкретному предмету класс. В этой четверти лучше всего ребята учились по окружающему миру, литературному чтению и изобразительному искусству. Ребята поучаствовали также в нескольких выставках, на которых им нужно было представить свои иллюстрации сказок Александра Сергеевича Пушкина, и в нескольких олимпиадах по литературному чтению. А вот по математике и музыке, к сожалению, в этой четверти результаты стали хуже. Также за час до собрания я каждому из Вас отправила ведомость с отметками Вашего ребенка. Если у Вас будут ко мне вопросы по этому или другому поводу, то Вы можете подойти ко мне после собрания.
(Родители отдают учителю документ с подписями)
— Благодарю Вас! Дорогие родители, около двух недель тому назад я заметила не характерное для учеников нашего класса поведение. Например, если на контрольной работе давалась возможность выбрать одно из диф-ференцированных заданий, ребята выбирали упражнения попроще, хотя я точно знала, что они способны выполнить задания более высокой сложности. Если же я давала такие же задания в классной работе, то есть без отметки, ребята слёту решали их. Также, как вы знаете, класс у нас очень спортивный. Мы постоянно участвовали в разных спартакиадах и соревнованиях. Но вот в этом году ребята несколько раз проиграли параллельному классу, как Вы, вероятно, знаете. И теперь они отказываются от участия в соревнованиях. Неделю назад поступило предложение поучаствовать в соревнованиях с параллельными классами, но ребята его опять отвергли. Я спрашивала учеников, почему они не хотят играть, на что мне ответили: «А зачем? Мы снова будем играть и проиграем». И таких примеров много. Например, ещё есть в нашем классе ребята, которые, получив двойку за контрольную работу, перестают интересоваться предметом. Я была этим очень обеспокоена, поэтому попросила школьного психолога провести диагностику среди ребят. Итак, вот такая картина получилась по итогам диагностики. Взгляните, пожалуйста, на экран.
(Родители смотрят на экран. Учитель комментирует)
— Дорогие родители, одним из ключевых вопросов в диагностике был та-кой вопрос: «Если ты совершишь ошибку, потерпишь неудачу в каком-то деле, то как ты поступишь?». Как видите, большинство выбрали тот ответ, который обозначает, что после неудачи интерес к делу утрачивается (это почти 66% ребят). 26 % ребят ответили, что их интерес к делу не изменится после неудачи. И лишь 8% ответили, что неудача только подогреет ин-терес. Также были там и вопросы, связанные с причиной такой реакции де-тей на неудачу. Например, вопрос «Почему ты расстраиваешься из-за двойки?». Большинство учеников ответили, что не хотят расстраивать родителей, 30% – потому что разочаровываются в себе, в своих знаниях, а 3% учащихся расстраиваются из-за двойки, потому что это влечет за собой исправление отметки и повторное написание работы. А вот на вопрос «Ес-ли во время соревнований ты не сможешь что-то сделать, то ты расстроишься, потому что…» были такие варианты ответов: «почувствую себя неудачником», «мне будет стыдно перед товарищами», «мною не будут гордиться родители», «я не расстроюсь». На экране Вы можете увидеть соотношение ответов на этот вопрос в нашем классе.
(Учитель показывает диаграммы на доске, родители слушают).
— Уважаемые родители, может быть, кто-то хочет обобщить результаты диагностики и назвать проблему, которая появилась в классе?
(Примерные ответы родителей: «Неумение детей правильно реагировать на свои неудачи», «Страх детей перед неудачей», «Неумение родителей грамотно реагировать на неудачи детей»)
— Действительно, дорогие родители, все Вы правы. Сегодняшнее собрание действительно посвящено будет этой проблеме. Вот только реагировать неправильно можно не только на неудачи, но и на успехи. Да-да, и бывает и такое. Поэтому тема нашего собрания звучит так: «Успехи и неудачи ребенка и как на них реагировать». Уважаемые родители, из темы вытекает цель нашего собрания. Звучит она так: «Узнать, как стоит реагировать на успехи и неудачи детей». Дорогие родители, я бы хотела спросить у вас, что вы первым делом спрашиваете у ребенка, когда он/она приходит со школы?
(Примерные ответы родителей: «Какие уроки были?», «Какие отметки?», «Как контрольную исправил?», «Много на завтра задали?»).
— Спасибо! Скажите, а что для вас является показателем успеха ребенка в школе? А показателем неудачи?
(Предполагаемые ответы родителей: «Если ребенок хорошо учится, то он успешен. А если плохо, то, соответственно, неуспешен»)
— Спасибо Вам за ответы! Как видите, почти все вы спрашиваете у детей про те аспекты школьной жизни, которые связаны с уроками, с отметками. И это понятно. Ведь для родителей, для взрослых важны объективные показатели успешности/неудачи, а таковыми в школе являются отметки, какие-то грамоты и так далее. Для школьников и правда ведущая деятельность - обучение, ребята нашего класса много времени уделяют учёбе, однако не только отметки являются показателем успешности. В этот период особенно важна социализация, ведь благодаря коллективу, общению со сверстниками ученики учатся просить о помощи, помогать, проявлять дружелюбие и уважение, решать конфликты. Благодаря общению наши ребята получают опыт. И подтверждением этому служат ответы ребят. В диагностике, которую проходили ученики, был вопрос с развёрнутым ответом. Им нужно было написать, что такое для них успех, а что такое неудача. Ученики отвечали, что успех - это хорошие отметки, а также верные товарищи рядом, возможность помогать друзьям, быть не лишним в коллективе и так далее. Про неудачи писали так: не пригласили играть вместе с другими, поссорились с ребятами. Таким образом, становится понятно, что неудача для наших детей - это далеко не только плохие отметки, но и некие бытовые ситуации, на которые мы, взрослые, мало обращаем внимания.
- Уважаемые родители, сейчас я попрошу вас разделиться на три группы. Первая группа – первый ряд, вторая группа – второй ряд, третья группа – третий ряд. Вы можете составить стулья вместе, чтобы вам удобнее было общаться.
(Родители пересаживаются поближе друг к другу)
– Дорогие родители, сейчас каждой группе я дам по ситуации. Первая группа – первая ситуация, вторая группа – вторая ситуация, третья группа – третья ситуация. Я попрошу вас за 10 минут обсудить ситуацию, решить, корректно ли вел себя родитель. Если, по вашему мнению, родитель вел себя не совсем правильно, я попросила бы вас предложить свои варианты решения ситуации. При обсуждении ситуации и составлении рекомендаций вы можете обращаться к своему личному опыту и делиться им с остальными родителями. Ведь так многому можно научиться, обмениваясь опытом друг с другом! Также я бы очень попросила вас выбрать какого-то одного представителя от каждой группы, который резюмировал бы все то, что вы обсудили. Сейчас я прочитаю ситуации, если их не видно.
(Родители обсуждают, учитель периодически напоминает о времени)
– Теперь, когда время вышло, уважаемые родители, я была бы очень рада послушать ваше мнения о ситуациях.
(Родители отвечают. Если возникают какие-то противоречия, классный руководитель с родителями обсуждает их. После обсуждения каждой ситуации учитель делает мини-вывод).
- Благодарю Вас за ответы! Теперь, пожалуйста, обратитесь к брошюрам, которые лежат на ваших столах. Посмотрите, на первой странице перечислены корректные и некорректные фразы реакции на неудачу ребенка. А на второй странице приведены советы адекватного реагирования на ситуацию успеха/неудачи. Уважаемые родители, пожалуйста, подчеркните 2-3 сове-та, которые вы считаете наиболее важными.
(Родители читают рекомендации и подчеркивают)
– Спасибо! Дорогие родители, послушайте, пожалуйста. Ситуация случилась на днях у одной моей подруги. На мой взгляд, она замечательно подходит к теме собрания. У подруги есть сын – умница, чемпион, отличник. Им постоянно восхищались. И вот у него поменялась учительница, и он не смог так же хорошо учиться, не смог подстроиться под новые критерии. Моя подруга не ругает его за это, но мальчик все равно опустошен, считает себя глупым и ни на что не годным. Она звонила мне и спрашивала, что делать. Вот как бы вы ей ответили?
(Предполагаемые ответы родителей).
– На самом деле, я сказала ей следующее: ребенок, каким бы успешным он ни был, в один прекрасный день может оступиться, ошибиться. И очень важно подготовить его к этому, дать понять, что ни отметки, ни успехи в спорте, искусстве и так далее не определяют того, каким будет человек: хорошим или плохим, умным или глупым.
- Уважаемые родители, теперь давайте обсудим с вами еще одну ситуацию, которая знакома всем нам: один ученик очень старается, тратит своё время на изучение предмета, но никак не может освоить дисциплину на высокую отметку, а только, скажем, на тройку. Другой же учащийся не прикладывает никаких усилий и получает ту же тройку. При этом обоих учеников дома ругают за отметки. Скажите, правильно ли поступают родители? А как Вы думаете, в чем кроется причина ошибки в реакции родителей?
(Предполагаемые ответы родителей).
– Спасибо Вам, дорогие родители, за ответы. По теме, которую мы с Вами сегодня обсуждали, есть множество научных произведений. Взгляните на слайд: на нем записаны названия книг, которые можно прочесть для более подробного ознакомления с данной темой. Этот же список книг у Вас есть и на последней странице брошюры.
– Уважаемые родители, взгляните, пожалуйста, на слайд. На нем нарисованы островки и кораблик. Сегодня Вы многое узнали о Ваших детям и даже друг о друге, о том, как следует корректнее реагировать на удачи и неудачи ребенка. Пожалуйста, выберите из предложенных островов тот, который сейчас лучше всего характеризует Ваше состояние, и запишите его себе в брошюру. Также, пожалуйста, постарайтесь назвать себе какие-то ценные мысли, которые появились у Вас после окончания собрания. Может быть, Вы хотели бы дать себе какие-то рекомендации, что-то себе пообещать. При желании вы можете записать их.
(Родители записывают остров, записывают/обдумывают вывод).
– Уважаемые родители, может быть, кто-то хочет рассказать о том, что написал.
(Родители по желанию отвечают).
– Спасибо Вам! Уважаемые родители, спасибо вам беседу. Я очень много открыла для себя. Надеюсь, и вы тоже сегодня смогли узнать что-то новое о себе и своих детях. В любом случае, следует помнить, что предостеречь ребенка от всех неудач, ошибок в жизни, сделать так, чтобы он всегда был успешен, невозможно. Очень важно помочь ребенку сформировать пра-вильную реакцию на успехи и неудачи. Но для этого взрослым тоже нужно правильно реагировать и поддерживать ребенка. И именно семья должна стать таким оплотом, куда ребенок может с радостью принести весть о своей удаче и без боязни признаться в неудачах. Итак, на этом наше собрание окончено, благодарю Вас!