Наталья Литовчик
Классный час с элементами тренинга «Имею право на уважение собственного достоинства» для учащихся начальной школы
▼ Скачать + Заказать документы
Классный час с элементами тренинга «Имею право на уважение собственного достоинства»
Цель: формировать первичное представление о правах ребёнка (Конвенция о правах ребёнка); способствовать формированию у младших школьников правовой культуры, воспитанию уважения к правам и свободам личности, чувства собственного достоинства, справедливости.
Публикация «Классный час с элементами тренинга „Имею право на уважение собственного достоинства“ для учащихся начальной школы» размещена в разделах
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- Классный час
- Начальная школа. 1-4 классы
- Права ребенка. Правовое воспитание детей
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2021
Оборудование: компьютер, экран, презентация классного часа.
Ход занятия
1. Вводная беседа
Здравствуйте, ребята! Сегодня классный час посвящён одному из прав ребёнка. Но прежде, чем мы заговорим о нём более конкретно, давайте вспомним, какие права имеет каждый ребёнок и где это записано.
– Итак, что такое право? (правила, по которым живут люди)
– Какие права есть у каждого ребёнка? (на жизнь, на имя, на отдых, на бесплатное образование)
– В каком документе записаны эти права? (Конвенция о правах ребенка)
Упражнение «Ромашка»
На лепестках от большой ромашки написано начало фразы «Ребёнок имеет право на….». Детям нужно продолжить эту фразу, вспомнив и дописав на лепестке одно из прав ребёнка. В сердцевине ромашки учитель записывает название Конвенции прав ребёнка. По мере того, как учитель размещает заполненные лепестки ромашки, дети вспоминают основные права ребёнка.
- Сейчас я предлагаю вам сыграть в одну игру, исходя из названия и содержания которой вы узнаете, о каком праве мы сегодня будем вести речь.
Упражнение «Я уважаю твоё право»
Все дети становятся в круг. Глядя на соседа справа, ребё нок говорит: «Я уважаю твоё право на безопасность и не стану тебя бить», собеседник кивает головой, благодарит и говорит своему соседу по кругу «Я уважаю твоё право на учёбу и не стану отвлекать тебя на уроке»… Так продолжается до конца круга, пока все дети не выскажутся.
2. Сообщение темы и цели занятия
- Так о каком праве будет идти речь? (о праве на уважение собственного достоинства каждого ребёнка)
- И говорить об этом праве мы будем для того, чтобы каждый из вас понял, что каждый человек достоин уважения, и от того, как мы будем уважать людей, так и они будут относиться к нам.
3. Раскрытие темы
А) Мозговой штурм «Что включает в себя право ребёнка на уважение?»
Учащиеся по очереди предлагают свои варианты ответа на вопрос, учитель фиксирует все ответы на доске. Далее идёт общее обсуждение, что входит в содержание этого права.
Резюме: Право ребенка на уважение чести и достоинства включает в себя внимательное отношение к его правам и интересам, вежливость при общении, чуткое внимание в трудных для него жизненных ситуациях; никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.
Б) Беседа об уважении
Игра «Словесные ассоциации».
Прежде чем дать определение понятию «уважение», школьники должны подумать о значении данного слова. Учитель, написав на доске слово «уважение», предлагает обучающимся назвать другие слова, которые им приходят в голову по ассоциации. Варианты ответов могут быть разными: это внимание, желание понять, доверие, помощь, милосердие, сочуствие, дружелюбие, почтение, вежливость, соблюдение правил, норм и т. п. На доске составляется список соответствующих слов, на основе его анализа делается вывод о том, что проявлять уважение к людям - значит чтить их и соблюдать их права. Уважение проявляется в вежливой манере разговаривать, в бережном отношении к чужим вещам.
Информация учителя.
Уважение — позиция одного человека по отношению к другому, признание достоинств личности. Уважение предписывает не причинять другому человеку вреда, ни физического, ни морального.
Уважение — одно из важнейших требований нравственности. В моральном сознании общества уважение предполагает справедливость, равенство прав, внимание к интересу другого человека, его убеждениям. Уважение предполагает свободу, доверие. Подавление этих требований является нарушением уважения. Также уважение — это моральный долг и единственная правильная позиция человека перед лицом всего ценного, перед лицом любого человека.
Понятие уважения предполагает : справедливость, равенство прав, возможно более полное удовлетворение интересов людей, предоставление им свободы; доверие к людям, внимательное отношение к их убеждениям, устремлениям, чуткость, вежливость, деликатность, скромность.
Нарушением требования уважения к людям являются неоправданное и жестокое насилие, угнетение, несправедливость, подавление свободы, неравенство, унижение достоинства, недоверие, грубость.
Только на основе уважения может появиться взаимопонимание.
Вопросы и задания для беседы:
Какие качества в людях больше всего заслуживают уважения?
Какие из перечисленных поступков достойны уважения, а какие – нет? Почему?
Самый сильный мальчик во дворе бьет слабых.
Папа кричит на сына из-за того, что он плохо учится.
Человек кормит бездомных животных.
Мальчик защитил девочку от хулиганов.
Девочка не пошла навестить больную бабушку, потому что
ей задали много уроков.
Мальчик не успел выучить урока, потому что он нянчился с
братом.
Мальчик рассказал учителю, кто разбил окно.
Разрешение нравственных ситуаций.
Спросите, как дети поступят в той или иной ситуации:
Во время урока тебе очень хочется поговорить с другом. Если ты проявляешь уважение к учителю, как ты поступишь?
У твоей мамы очень важный разговор с подругой. Тебе тоже хочется поговорить с мамой. Если ты проявляешь к ним уважение, как ты поступишь?
У тебя на глазах оскорбили твоего одноклассника. Если ты проявляешь к нему уважение, что ты сделаешь?
Какой вывод вы можете сделать, выполнив это упражнение?
(Лучший способ научиться уважать людей - это задуматься о том, какого отношения ты ждешь к себе.)
В) Игра «Учимся уважать»
Попросите детей подумать и рассказать, что в людях кажется
им достойным уважения. Затем дети встают в круг. Педагог дает
кому-либо из них красивый воздушный шарик или цветок и говорит: «Я уважаю Машу, потому что она никогда не отвлекается
на занятиях». Маша передает шарик своему соседу и говорит
ему, за что она его уважает. Игра продолжается до тех пор, пока
все дети не расскажут, за что они уважают своих друзей.
После этого обсудите с детьми, за что они уважают родителей, братьев, сестер и т. д.
Вопросы для обсуждения:
Что вы ощущали, когда вам говорили приятные слова?
Что вы ощущали, когда вы сами высказывали своим одноклассникам слова одобрения и признательности?
Легко ли заслужить уважение окружающих?
Какие выводы для себя вы сделали?
(Поступайте по отношению к другим так, как вы хотели бы, чтобы поступали по отношению к вам (т. е. уважение прав других людей рождает
чувство доверия к вам и уважение ваших прав).)
4. Подведение итогов. Рефлексия
Упражнение «Говорящая палочка»
Условия выполнения: Объясните детям, что у индейцев, коренных жителей Америки, был метод слушания друг друга, предоставлявший каждому возможность высказаться при помощи говорящей палочки. Тому, у кого оказывается эта палочка, предоставляется право говорить, а всем другим — право слушать. Палочка передается по кругу. Тот, кто не желает говорить, просто передает ее дальше. Это упражнение помогает стеснительным детям в
развитии чувства уверенности при необходимости выступать, а детям-лидерам — в развитии уважения прав других.
Для начала говорящую палочку берет учитель и высказывает своё мнение об одной из цитат:
«Уважение – это одеяние, которое, подходит всем, и старым, и молодым».
«Уважай себя, если хочешь, чтобы тебя уважали».
«Уважение других дает повод к уважению самого себя».
«Не требуй уважения, а просто делай так, чтоб уважали».
Вопросы:
Что больше всего удивило вас на занятии?
Какое упражнение было самым полезным? Почему?
Что больше всего понравилось, запомнилось?
Какие выводы для себя вы сделали?
Заключительное слово учителя:
Уважение — это основа культуры общества. Уважение к окружающим — это основа культуры общества. От этого зависит будущее общества – будет оно развиваться или деградировать. Мы часто думаем, что уважать нужно только того, кто достоин нашего уважения. Это противоречит истинной культуре. Нет, уважать нужно всех и, прежде всего, старших.
Уважать и понимать друг друга, прислушиваться к мнению других – очень важные качества культурного и вежливого человека. Надеюсь, что вы извлечете уроки из нашего сегодняшнего разговора и будете расти порядочными людьми, достойными гражданами общества.
Всем спасибо за внимание и участие, до новых встреч!
Использованные источники:
1. Конвенция о правах ребёнка
2. Лопатина А., Скребцова М. Начала мудрости. 50 уроков о добрых качествах: для занятий с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. – М. : Амрита-Русь, 2007. – 287 с.
3. Мир глазами детей: учебное пособие по правам человека. Автор/ создатель: Кин Э., Рожнёва Ж., Ерзикова Ю. – М. : Права человека, 2006.
4. Первые шаги: начальный курс обучения правам человека. Учебное пособие. /Под ред. Е. Потемкиной, М. Ковыневой, Э. Кин. – М. : Права человека, 2006. -208 с.
5. https://www.proshkolu.ru
6. https://festival.1september.ru
7. https://открытыйурок. рф
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Сокращённый перечень прав ребёнка
(приводится из Конвенции о правах ребёнка)
Статья 1. Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста.
Статья 2. У всех детей равные права независимо от национальности, пола, религиозных и политических убеждений.
Статья 6. Право на жизнь, выживание и свободное развитие.
Статья 8. Право на сохранение своей индивидуальности.
Статья 9. Право на общение с обоими родителями.
Статья 11. Право для принятия мер для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы.
Статьи 12 и 13. Право свободно выражать свои взгляды и мнения.
Статья 14. Право исповедовать любую религию.
Статья 15. Право на свободу ассоциаций и мирных собраний.
Статья 16. Право на защиту от посягательства на личную жизнь, тайну переписки, честь и репутацию.
Статья 17. Право на доступ к информации.
Статья 19. Право на защиту от всех форм насилия.
Статья 23. Каждый, даже неполноценный ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство.
Статья 27. Право на достойный уровень жизни.
Статья 28. Право на образование.
Статья 31. Право на отдых и досуг.
Статья 32. Право на защиту экономической эксплуатации и выполнение опасной для жизни работы.
Статья 37. Право на защиту от жестокого обращения.
Статья 38. Дети, не достигшие 15-летнего возраста, не должны участвовать в военных действиях.
Статья 40. Право на гуманное обращение с детьми при нарушении ими закона.