ЛЕКОНЦЕВА СВЕТЛАНА АЛЕКСАНДРОВНА
Классный час по патриотическому воспитанию в 8 классе «Я гражданин России»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа №23 г. Белово»
Класс : 8 Б
Учитель: Леконцева С. А.
Тема: Я – гражданин России
Цель: педагогическое побуждение к самовоспитанию нравственной стойкости, воли, целеустремленности, мужественности, чувства долга, патриотизма и ответственности перед обществом.
Задачи:
– суммировать имеющиеся у учащихся знания о стране, в которой они живут;
– формировать представление учащихся о гражданском долге, мужестве, героизме;
Публикация «Классный час по патриотическому воспитанию в 8 классе „Я гражданин России“» размещена в разделах
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- Классные часы и внеклассные мероприятия в 5-9 классах
- Классный час
- Моя Родина Россия
- Средняя школа, 8 класс
- Средняя школа. 5-9 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2022
– вызвать чувство восхищения и гордости подвигами своего народа.
Ход мероприятия:
Уч-ль: Начать классный час хотелось бы словами следующего стихотворения
Я своей Россией горжусь!
Начинается Родина с памяти,
С почитанья истоков своих,
С герба, гимна, Российского знамени,
С уваженья заветов святых.
Начинается с русской истории,
Что описывал Нестор-монах,
Благовеста с степными просторами,
Шапки той, что носил Мономах.
Начинается Родина с Пушкина,
Чудных сказок, что прелесть одна,
Деревень с их кривыми избушками,
Где жива всё ещё старина.
Начинается Родина с детства,
С материнской, отцовской любви,
Школьной парты, букетов цветистых,
Что учителю мы принесли.
Уч-ль: Скажите, о чем это стихотворение?
- о России/ о Родине
- о том, с чего начинается Родина
- о любви к Родине
- о том, что объединяет это слово: и герб, и знамя, и историю
- о семье, о роли семьи в жизни человека
Уч-ль: А с чем у вас ассоциируется слово «Родина»?
- когда я слышу «Россия», то представляю русские березки, колодцы и деревеньки
- у меня Родина ассоциируется с моими родителями и близкими, с моим домом, двором
- а я вспоминаю историю и имя Ал-дра Ярославича, замечательного полководца, получившего прозвище Невский и знаменитое Ледовое побоище, в котором русские войска разгромили крестоносцев. С тех пор прошла не одна сотня лет, но имя Ал-ра Невского остается для России священным
- а я, говоря о России, о родине понимаю какая большая наша страна. Огромная. Конца-края не видно, о разных народах, ее населяющих.
(звучит песня «С чего начинается Родина»)
Что мы Родиной зовем?
Дом, где мы с тобой растем
И березки, вдоль которых,
Взявшись за руки, идем.
Что мы родиной зовем?
Солнце в небе голубом
И душистый, золотистый
Хлеб за праздничным столом.
Что мы Родиной зовем?
Край, где мы с тобой живем.
И рубиновые звезды,
Звезды мира над Кремлем.
Уч-ль: Так много значит слово «Родина», что другим словом и не назовешь, не объяснишь, не охватишь.
О том, что такое Родина для человека, сказано в старинной мудрой русской песне: «Человек без Родины – соловей без песни». В самом деле, что может быть жальче соловья, лишенного хрустального голоса? Серая, невзрачная, пугливая птичка.
Но соловей со своей соловьиной песней – душеправитель. Что сравниться с его силой и властью?
Он зажигает сердца, пробуждает любовь, будит нежность, он наполняет мир несказанной красотой. И как соловей – песней, лишь родиной силен, одухотворен, добр и красив человек.
- Но, к сожалению, все реже в обыденной жизни мы с гордостью произносим слова «я – гражданин России», «патриот», «патриотизм». Да и вообще, часто ли задумываемся над вопросами: что есть для нас Родина, что мы можем сделать для нее, во имя нее, для себя, для других? Именно об этом мне хотелось бы с вами сегодня поговорить.
- Патриот. Кто такой патриот сегодня?
( ответы детей:
- это человек, который горячо любит свою страну;
- это тот, кто учится и трудится на ее благо;
- это тот, кто готов встать на ее защиту).
Уч-ль: Понимая, что успешное решение многих жизненных проблем зависит от уровня сформированности гражданской и патриотической позиции, потребности в духовно-нравственном совершенствовании, уважения к историко-культурному наследию своего народа, правительством РФ утверждена программа «Патриотического воспитания граждан РФ». Такая программа есть и в нашей школе «Система взаимодействия семьи и школы по гражданскому и патриотическому воспитанию школьников на 2011-2015 годы».
– Как можно реализовать данную программу, как достичь целей и задач?
( ответ: проводить различные мероприятия, беседы)
– Какие мероприятия по патриотическому воспитанию проводились у нас в школе?
( Ответы учащихся:
- конкурс инсценированной песни
- городская «Вахта Памяти» 5 февраля
- встречи с ветеранами ВОВ
- экскурсии по памятным местам Ст. Оскола
- конкурс плакатов к 5 февраля, к 9 мая
- акция «Посылка солдату»
- экскурсия в школьный музей; игра «Зарница»
- уроки мужества, классные часы, посвященные празднику Победы, Дню защитника Отечества)
Уч-ль: – А еще такую роль выполняет наша школьная газета «Глобус», которая была создана в декабре 2006 года по инициативе и под руководством директора Дзюбы Е. П. и стала рупором нашей школьной жизни. В этом году ей исполняется 5 лет.
– Я попросила узнать подробнее о газете Водолазкину О.
Водолазкина О. : От главного редактора я узнала, что газета «Глобус» выходит один раз в месяц, специальными корреспондентами являются члены детского объединения «Спецкор». Заметки в газету могут подавать желающие из числа учеников и их родителей, учителей и других работников школы.
Газета предоставляет информацию, отражающую важные события в жизни страны, города, школы и распространяется среди учителей, работников школы, детей и их родителей.
Постоянными являются рубрики: «Литературная страничка», «Календарь событий», «Дни воинской славы».
Выпуск газеты осуществляется в рамках воспитательной программы «Я и Мир» и подпрограмм «Гражданско-патриотическое воспитание школьников» и «Здоровье».
Уч-ль: – Как государственная, так и школьная программа по патриотическому воспитанию реализуется в нескольких направлениях. И творческие группы, созданные нами некоторое время назад, как вы уже, наверное, догадались, работали, как раз, по этим направлениям. А именно:
- духовно-нравственное;
- культурно-историческое;
- гражданско-правовое;
- военно-патриотическое.
– Перед вами стояла задача – проработать все номера газеты «Глобус» за 5 лет и найти информацию, относящуюся к вашему направлению.
^ I группа (духовно-нравственное направление)
Обучающиеся представляют материалы, способствующие:
- формированию нравственно устойчивой цельной личности (статьи Н. А. Деревянкиной);
- воспитанию уважения к семье, родителям, семейным традициям (статьи «Год семьи», «Моя семья»);
- воспитанию отношения к труду как к жизненной необходимости, главному способу достижения успеха в жизни (статьи о А. Мамонове);
- формированию позитивного отношения к здоровому образу жизни (статьи школьного врача).
Уч-ль: - В народе говорят: «Сердце матери лучше солнца греет». Действительно, мама, мамочка! Сколько тепла таит это магическое слово, которым называют самого близкого, дорогого, единственного человека. Мама следит за нашей дорогой. Материнская любовь греет нас до старости. Мама учит нас быть мудрыми, даёт советы, заботится о нас, оберегает.
(учащиеся читают стихи о маме)
Мы его с рожденья в сердце носим.
Нам к нему любви не занимать.
Это слово тихое, простое,
Это слово солнечное мать.
Берегите своих матерей,
Как цветы от холодной вьюги.
Их любовь во сто крат горячей,
Чем друзей и любимой подруги.
Не оставьте их без участья,
Берегите всегда их, дети!
Ведь не может быть полного счастья,
Если матери нет на свете!
(звучит песня «Мамины глаза», просмотр презентации о мамах учащихся)
^ II группа (культурно-историческое направление)
Обучающиеся рассматривают статьи, которые:
- воспитывают любовь к своей «малой» Родине, родному краю, ее замечательных людях (статьи «Родной город», «55 лет Белгородской области», «Город воинской славы»);
- вовлекают в работу по сохранению культурных и исторических памятников (статья-исследование учащихся 3 «А» класса «Парк Комсомольский»);
- формируют чувство национальной гордости, национального самосознания.
Уч-ль: У каждого человека есть своя «малая» родина – край, где он родился и где все кажется ему особенным и родным. Может быть, чужому человеку покажется все здесь обыкновенным и простым, но твоему сердцу должна быть дорога каждая мелочь.
(учащиеся читают стихи на фоне презентации, звучит песня о Старом Осколе)
Привет тебе, мой край родной,
С твоими темными лесами,
С твоей великою рекой
И неоглядными полями!
Привет тебе, народ родимый,
Герой труда неутолимый
Среди зимы и в летний зной,
Привет тебе мой край родной!
^ III группа (гражданско-правовое направление)
Обучающиеся информируют о том, какие материалы помогают:
- изучить государственную систему РФ, значение ее конституции, символики (статья «Главный закон страны»);
- формировать глубокое понимание гражданского долга, ценностного отношения к национальным интересам России (статьи, посвященные выборам);
- развивать реально действующее школьное самоуправление (статья «Выборы в совет старшеклассников»)
(на доске понятия «гражданское воспитание», «правовая культура», «права человека»)
(звучит патриотическая музыка, презентация по символике России)
Гражданин
Гражданин!
В этом слове – весомость,
размах, высота.
Тот достоин его,
Чья душа пред Отчизной
чиста.
Гражданин!
Нет, не титул наследный,
а гордое званье:
В нём и совесть и честь,
И родного народа признанье.
Гражданин!
Путь твой пламенно прям
В раскалённости нынешних
дней.
Нелегко стать мужчиной,
Гражданином стать –
много трудней!
(Т. Абдрахманова.)
^ IV группа (военно-патриотическое направление)
Учащиеся знакомят присутствующих с материалами, направленными на:
- изучение военной истории России, знание Дней воинской славы, боевых и трудовых подвигов жителей области в годы ВОВ (статьи «В годы войны…», «Старый Оскол в годы ВОВ», «Чтобы помнили» и др.);
- сохранение воинских традиций, связи поколений защитников Родины, организация встреч с ветеранами (статья о Н. И. Савине);
- формирование позитивного образа Вооруженных Сил РФ (статьи о поездке в воинскую часть).
Уч-ль: Я рада, что вы особое внимание уделили статье, посвященной Н. И. Савину. «Душа любой компании», «Человек с большой буквы», «замечательный учитель» – это далеко не полный перечень его характеристик. О Николае Ивановиче охотно рассказывают учителя нашей школы. Его характеризуют как интересного, порядочного человека, яркого и эмоционального рассказчика, прекрасного баяниста (просмотр презентации).
(просмотр интервью с бабушкой Семеновой Е., Зоркиной Галиной Петровной, очевидцем событий ВОВ)
К сожалению, сегодняшний классный час подходит к концу. Хотелось бы, чтобы вы подвели итоги, поделились своими мыслями и впечатлениями:
1. Чему был посвящен сегодняшний классный час?
2. Что нового узнали вы сегодня?
3. Давайте попробуем вывести заповеди, которым будем следовать, как граждане своей страны :
* ЦЕНИ И ОБЕРЕГАЙ СВОЕ ОТЕЧЕСТВО;
* ОВЛАДЕВАЙ, СОВЕРШЕНСТВУЙ И СОХРАНЯЙ ТРАДИЦИИ И КУЛЬТУРУ СВОЕГО НАРОДА;
* ДОРОЖИ ИСТОРИЕЙ СВОЕГО НАРОДА;
* СВЯТО ОТНОСИСЬ К СИМВОЛИКЕ СВОЕЙ СТРАНЫ
* БЕРЕГИ КРАСОТУ СВОЕГО КРАЯ.
Уч-ль: А мне хочется пожелать газете «Глобус» дальнейшего процветания, интересных тем и широкого круга читателей, а нам – всегда помнить, что патриотами не рождаются, ими становятся. И сколько бы кто не говорил о патриотизме, все это слова. Истина в душе. Как сказал Сергей Есенин "Пусть мы нищие, пусть у нас холодно, голодно, но зато у нас есть душа, от себя добавим - русская душа».
Помните, Родина начинается на пороге твоего дома. Родина всегда с тобою, где бы ты ни жил. И у каждого она одна. Как мама.
Берегите Россию-
Нет России другой,
Берегите ее тишину и покой,
Это небо и солнце,
И родное оконце
В позабытом селе…
Берегите Россию,
Без нее нам не жить,
Берегите ее,
Чтобы вечно ей быть
Нашей правдой и силой,
Всею нашей судьбой.
Берегите Россию-
Нет России другой.