Загайнова Елена
Классный час на тему «Нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели:
Познакомить детей с представлением о правах и обязанностях, научить применять их в жизни.
Отработка умения вести дискуссию, высказывать свое мнение, отстаивать свою точку зрения.
Задачи:
образовательные: приобретение учащимися знаний о правах и обязанностях ребенка в обществе, правилах поведения в школе. Познакомить с основным законом – Конституцией России, с «Конвенцией ООН о правах ребенка» и другими документами, отражающими права и обязанности детей.
Публикация «Классный час на тему „Нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав“» размещена в разделах
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- Классный час
- Права ребенка. Правовое воспитание детей
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
развивающие: развитие познавательных процессов, самостоятельности мыслительной деятельности; умение находить решение проблемы, используя знания. Разностороннее развитие личности, наблюдательности.
воспитательные: развитие нравственного, правового воспитания; формирование толерантного (терпимого) сознания школьников; воспитание ответственности подростков за правонарушения; воспитание грамотности. Установление обязанностей ребенка, с целью формирования эффективного правового регулирования надлежащего поведения детей в современном обществе.
социальные: формирование навыка сотрудничества.
исследовательские: Освоение первичных навыков проведения исследований по алгоритму: Тема, Цель, гипотеза, сбор информации (Спрошу у
другого человека, вспомню, посмотрю в дополнительных источниках), обобщение, выводы, результат. Через рефлексию – учить детей размышлять, направлять на анализ самого себя (самоанализ) – собственных состояний, своих поступков и прошедших событий.
«Сначала выполнять обязанности надо,
а уж после предъявлять права»
Андрей Дементьев
Мотивационный этап.
Здравствуйте! Добрый день!
Сегодня нам с вами предстоит большая, достаточно сложная, но интересная работа: вы побываете и в роли экспертов, в роли консультантов и, надеюсь, почерпнёте для себя нужную информацию.
1. Организация начала мероприятия (психологический настрой учащихся).)
– Те, кто сегодня проснулся с улыбкой? – (комментируем) я вижу, у кого хорошее настроение, кто хорошо отдохнул… (право на отдых)
Кто недавно перенёс какое-либо заболевание?- Ты обращался к врачу?. (право на медицинское обслуживание)
Те, кто обучается в нашей школе с первого класса? – (Тебе нравится учиться в школе?. Наша школа самая лучшая) (право на образование)
Те, кто выполнил домашнее задание по всем предметам?- (Ты пришёл неготовым к уроку. Как ты себя чувствовал на уроке?.) (обязанность ученика по уставу школы)
Те, кто сегодня дежурные по классу? – А почему вы дежурите (обязанность ученика).
Отвечая на вопросы, мы с вами определили некоторые права и обязанности, которые уже вошли в вашу жизнь.
- Как вы думаете, этим перечнем ограничиваются ваши права и обязанности? -…
Вот об этом мы с вами сегодня и поговорим.
Консилиум
Тема нашего классного часа :
«НЕТ ПРАВ БЕЗ ОБЯЗАННОСТЕЙ, НЕТ ОБЯЗАННОСТЕЙ БЕЗ ПРАВ».
-Какой можно сделать вывод?
Для того чтобы не было сомнений в этом вопросе, я предлагаю вам стать участниками консилиума по проблемам правовой грамотности.
Я предлагаю вам разделиться на 2 группы и принять активное участие в обсуждении данного вопроса:
Первая группа - эксперты по правам школьников;
вторая группа – эксперты по обязанностям;
Итак, давным-давно, тысячи лет, назад на Земле появились люди. Одновременно с ними появились Главные Вопросы:
Что люди могут делать и чего не могут?
Что они обязаны делать и чего не обязаны?
На что они имеют право и на что не имеют?
Без ясного ответа на эти вопросы жизнь превращается в сплошной кошмар и неразбериху.
И люди взялись за решение этих Главных Вопросов в обычных беседах между собой, с помощью различных религий, путем международных переворотов и, к сожалению, в битвах и войнах.
В конце концов, людям удалось решить Главные Вопросы, и на свет появилась Всеобщая декларация прав человека (10 декабря 1948 года).
Если в точности соблюдать всё что в ней записано, то кошмар и неразбериха на Земле немедленно прекратятся. Правда, только в том случае, если соблюдать…. А чтобы соблюдать, нужно, по крайней мере, познакомится со всеми её статьями.
Всеобщая декларация прав человека — нужный и полезный документ. Но в нем говорится о людях вообще, но не о детях! А ведь дети нуждаются в особом внимании, в заботе и защите со стороны государства.
-Существует ли документ, защищающий права детей?
1 группа (отвечает)
В 1989 году 20 ноября ООН приняла особый документ под названием “Конвенция о правах ребенка».
“Конвенция о правах ребенка” — это международное соглашение. В нем государства дают обязательства соблюдать права каждого ребенка. И наша страна, в 1990 году 1 октября, тоже подписалась под этим документом, а значит — пообещала всему миру заботиться о своих маленьких гражданах, т. е. о вас, ребята.
-О каких же правах идёт речь в Конвенции, на что каждый ребёнок имеет право?
1 группа
Основные положения документа.
Но давайте обратимся к эпиграфу нашего разговора «Сначала выполнять обязанности надо, а уж после предъявлять права».
2 группа
–Какие же обязанности есть у школьников?
- В каком документе они закреплены? (Устав) Проверим, соблюдаете ли вы устав (устно). Хором отвечаем: да или нет.
-Какие ещё обязанности есть у детей (перед родителями)
Практическая часть.
Анализ ситуаций.
Кроме прав и обязанностей, существует еще и ответственность за совершенные поступки.
Существует ответственность – административная и уголовная, за то, что нам часто кажется совсем безобидной шалостью. Это все прописано в гражданском и уголовном кодексе нашей страны.
На территории РФ уголовная ответственность за многие правонарушения наступает с 14лет (ст. 20 УК, законом предусмотрены различные наказания, в том числе и штрафы.
1. Ложный звонок
Сейчас бомба взорвется, по телефону позвонили, все бежим из школы!
Это статья Уголовного кодекса Российской Федерации.
Оказывается, это вовсе не шутка, избавляющая от очередной контрольной, а статья УК, предусматривающая конкретное наказание!
Тоже самое можно сказать и о ложных вызовах пожарных (сейчас часто по вечерам срабатывает сигнализация в школе из-за того, что кто-то просто развлекается. А ведь может случится так, что при настоящем пожаре уже никто не поверит прозвучавшему сигналу и это приведет к большой трагедии, ложных вызовов скорой помощи, милиции.
2. Нанесение побоев
Обычная драка вполне может быть рассмотрена как ст. 116 УК - побои. Нанесение побоев или иные насильственные действия, но не повлекшие расстройства здоровья, наказываются штрафом в размере до 100 МРОТ, или принудительными работами, или арестом до трех месяцев.
– Это нас-то, маленьких! Какой с нас штраф?
– В этом случае действует Гражданский кодекс, ст. 1074 п. 2 гласит: ответственность за вред, нанесенный несовершеннолетним, лежит на его родителях или лицах, их заменяющих, которые в полной мере расплачиваются (и в прямом, и в переносном смысле) за действия своего чада. Например, оплата медицинской помощи - ст. 1087 ГК.
3. Порча чужого имущества
Разбил телефон, разорвал вещи. Если говорить о вреде, то причинен он может быть не только гражданину, но и его имуществу (ст. 167 УК - умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества наказывается штрафом от 50 до 100 МРОТ, либо лишением свободы сроком до пяти лет). А ст. 1064 ГК предписывает еще и возмещение материального ущерба в полном объеме лицом, причинившим вред.
Причинение вреда бывает и неумышленное (по-нашему, это «Я ведь ненарочно!», но это ст. 168 УК штраф до 200 МРОТ, либо лишение свободы до двух лет.
4. Оскорбление
Ведущий: ст. 130 УК РФ - оскорбление - штраф в размере до 100 МРОТ, либо исправительные работы на 6 – 12 месяцев.
5. Осквернение зданий и транспорта
Каждый день, заходя в подъезд, мы видим следы пребывания там наших детей. Разрисованные стены, сломанные почтовые ящики. А знают ли детишки, что действия их попадают под статью?
Ведущий зачитывает: ст. 214 УК – вандализм - осквернение зданий и сооружений, порча имущества на общественном транспорте или в иных общественных местах - штраф от 50 до 100 МРОТ и возмещение ущерба.
А так как гуляют детки компаниями, следовательно, и шалят компаниями (в одиночку-то страшно, то следует им знать, что по ст. З5 УК совершение преступлений группой лиц - влечет более строгое наказание.
Сделаем вывод.
Всегда надо помнить о том, что за совершенные поступки надо отвечать!
Рефлексия содержания учебного материала.
Мы с вами говорили о правах, обязанностях и ответственности детей. Я предлагаю вам ситуации из вашей жизни. Если вы ответите честно на вопросы, то поймете, все ли вы делаете верно, или вам еще надо работать над собой.
1 ситуация – Тебе поручили оформить новогоднюю газету:
а) Отложу все дела и займусь оформлением
б) Займусь, когда будет свободное время
в) Перепоручу другому однокласснику
2 ситуация – Ты сидишь в транспорте. Заходит пожилая женщина:
а) Уступлю место
б) Попрошу соседа, чтобы уступил место
в) Отвернусь, и буду смотреть в окно
3 ситуация – Ты видишь, как бьют твоего одноклассника :
а) Постараюсь защитить
б) Попрошу вмешаться прохожих
в) Пройду мимо
4 ситуация – Ты нашел кошелек, где было 100 рублей:
а) Постараюсь вернуть владельцу
б) Передам взрослому
в) Возьму себе
Ответ а) – 5 баллов; б) – 3 балла; в) – 0 баллов.
Если вы набрали от 15 – 20 баллов - вы порядочный человек. Продолжайте действовать так же уверено. Родители и школа могут гордиться вами.
Если от 10 – 15 баллов - вам есть, над чем поработать.
Если менее 10 баллов - здесь уже ничего не остается, как взять себя в руки и усиленно работать над собой.
Ребята, подводя итоги нашего разговора,
давайте запомним простые истины:
1. Нужно знать свои права.
2. Нужно уважать права других людей.
3. Нельзя забывать об обязанностях.
До свидания! Удачного дня!