Ольга Геленко
Классный час «Я и другие» в 4 классе
▼ Скачать + Заказать документы
государственное бюджетное профессиональное образовательное
учреждение Ростовской области
«Зерноградский педагогический колледж»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
проведенного 01.12.2020 года в 4 «Б» классе
МБОУ СОШ УИОП г. Зернограда
студенткой 4 «Б» группы
специальности 44.02.05. «Коррекционная педагогика в начальном образовании»
Темочки:
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- Классные часы и внеклассные мероприятия в 4 классе
- Классный час
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 4 класс
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Геленко Ольгой Васильевной
Методист: Дорошенко Анна Александровна
___
подпись
Зерноград
2020 г.
Цель занятия формировать представление детей о конструктивном общении и взаимодействии с другими людьми : одноклассниками, друзьями.
Задачи занятия
Задачи, направленные на достижение личностных результатов:
- осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества, способность к само-оценке своих действий, поступков
- развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопере-живания чувствам других людей
Задачи, направленные на достижение метапредметных результатов:
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы до-стижения результата (ПУУД);
- понимать различные позиции других людей, отличные от собственной и ориентироваться на пози-цию партнера в общении (КУУД);
- овладение умениями оценивать себя и результаты собственной деятельности (РУУД)
Предполагаемый результат обучающиеся понимают важность поддержания здоровых отношений с людьми, умеют доказывать свою точку зрения, избегая конфликтных ситуаций
Форма проведе-ния занятия тренинг
Методы воспи-тания побуждение, подводящий диалог, беседа, обращение к сознанию, работа в парах, проблемная ситу-ация, доверие, анализ, коллективная игра, обращение к чувству справедливости, предостережение, дидактическая игра, объяснение, создание ситуаций для изучения поведения воспитанников, упраж-нение, воспитывающая ситуация, понимание, самопознание, самоанализ
Оборудование (средства воспи-тания) речь учителя, мультимедийная презентация, карандаши, листочки, «испорченный» телефон, палоч-ки, пирамида, клубок ниток
Этапы воспитатель-ного занятия Деятельность классного руководителя Деятельность воспитанников Методы вос-питания
1. Организационный момент (Мотивацион-но-целевая установка)
Классный руководитель приветствует детей, настраивает их на занятие. (сл. 1)
- Здравствуйте, ребята! Мальчишки и девчата!
- Что же так не смело? Когда я скажу: «Здравствуй!» - все мальчишки крикнут: «Салют» и помашут мне рукой. А девоч-ки поздороваются по-французски - «Бон-жур!» и пошлют воздушный поцелуй. Обучающиеся приветствуют учите-ля, настраиваются на занятие.
Побуждение
2. Вводная часть (Про-блемная ситуация и целеполагание)
Подводит обучающихся к теме и цели за-нятия. Выводит на экран схему с фраза-ми. Предлагает детям угадать спрятан-ное за знаком вопроса слово. (сл. 2)
- Обратите внимание на экран. Отгадайте спрятанное за знаком вопроса слово. В помощь вам – фразы, относящиеся к это-му слову: «Люблю своих родных», «Имею друзей», «Учусь в школе», «Имею много увлечений».
Открывается отгаданное слово: «Я».
- Говорят, человек есть тайна, ее надо разгадать. И каждый из вас тоже тайна. Не только для окружающих, но и для са-мих себя. Бывает, сделаешь что-то, и сам не понимаешь, почему так вышло. Нужно подумать, разобраться в себе.
(сл. 3)
- Но ведь по мимо нас есть ещё и другие. Кого мы подразумеваем, когда говорим «другие»?
- Действительно. Под «другими» мы по-нимаем всех окружающих нас людей.
- Как вы думаете, важно ли уметь взаимо-действовать с людьми?
- А почему это так важно в нашем, совре-менном мире?
- Как вы думаете, чему будет посвящен сегодняшний классный час?
- Правильно, тема классного часа : «Я и другие». Я очень надеюсь, что сегодня вы другими глазами посмотрите на себя и своё отношение к другим людям. Обращают своё внимание на экран, угадывают спрятанное за знаком во-проса слово.
- За знаком вопроса спрятано слово «Я».
Внимательно слушают учителя.
- Под «другими» мы подразумеваем всех окружающих нас людей.
- Да, очень важно уметь взаимодей-ствовать с людьми.
- Благодаря общению мы можем за-водить друзей, близких людей; уме-ние взаимодействовать с другими людьми помогает нам мирно, без конфликтов сосуществовать с окру-жающими.
- Классный час посвящен взаимодей-ствию с окружающими людьми.
Анализ
Демонстрация
Рассуждение
Подводящий диалог
3. Основная часть (Операционно-деятельностный этап)
- В одной детской песенке поется: «Вместе весело шагать по просторам и, конечно, припевать лучше хором». Конечно, ино-гда хочется поиграть одному, и есть, дела, которые человек должен делать сам. Но часто бывает так, что играть одному не-интересно, и есть дела, которые лучше получаются ВМЕСТЕ. Сегодня на заня-тии мы будем учиться работать дружно, когда надо будет выполнять задания не в одиночку, а с кем-то из ребят.
(сл. 4)
- Чтобы работать вместе без ссор и обид, чтобы все получалось и радовало, надо помнить несколько важных правил. Кто из вас может назвать такие правила?
Подводит итог сказанных детьми пра-вил.
- И теперь мы можем приступить к очень интересному заданию, где вам придется сотрудничать в парах. (сл. 5)
Упражнение «Рисуем вместе».
- У каждого из вас на парте лежит только один лист бумаги. Рисовать надо вдвоем, ВМЕСТЕ держась за один карандаш. Нарисуйте вдвоем картинку на любую те-му, но на этой картинке обязательно должны быть нарисованы дерево и дом. Какими они будут, и что вы еще нарисуе-те на своей картинке, решайте сами. Зада-ние выполняется в полной тишине. Во время выполнения помните о правилах, как работать дружно, без ссор и обид. Кто запомнил эти правила?
Учитель спрашивает обучающихся, ко-торые поднимают руку и готовы отве-тить, еще раз четко повторяя правила для всех детей.
- Всем понятно задание? Можете начинать работать. На выполнение задания у вас будет отведено 5 минут.
По окончании выполнения задания учи-тель спрашивает, кто хотел бы пока-зать классу то, что получилось, и расска-зать, что на рисунке. По очереди к доске вызываются несколько пар, которые ко-ротко рассказывают о своем рисунке и показывают его классу. Каждый раз учи-тель благодарит за работу.
Учитель просит все ребят, работавших в парах, поблагодарить друг друга за ра-боту.
Подводит к организации игры «Испор-ченный телефон». (сл. 6)
- Ой, ребята! Чуть не забыла! У меня тут с собой есть мой старенький телефон! По нему мне сказали такую новость, это про-сто сенсация! Хочу я этой новостью поде-литься с (называет имя ребёнка, который сидит последний, а вы все мне поможете! Я расскажу эту новость (называет имя первого ребенка, он своему соседу и так информация дойдёт до (имя). Но помните, говорить вы должны тихо, чтобы только ваш сосед мог вас услышать.
Сообщение:
Жил да был в жаркой Африке ушастый Слоненок. И хотя Слоненок был совсем маленьким, он уже дружил с огромным Носорогом и волосатой Гориллой. Все втроем они плескались в грязных лужах, ели сочные бананы и грелись на африкан-ском солнышке. Однажды, когда слоненок пил воду из речки, его схватил за хобот зубастый крокодил. Но на помощь уша-стому Слоненку бросились огромный Но-сорог и волосатая Горилла. Носорог наступил крокодилу на лапу, а Горилла укусила его за хвост. Крокодил взвыл от боли и отпустил Слоненка. Так дружба победила зло и коварство.
Наблюдает за проведением игры. По окончанию, зачитывает первоначальный текст.
- Во что превратилась моя новость? (сл. 7)
- А кто мне скажет, что такое сплетни?
- Ребята, какой вывод вы можете сделать, поиграв в такую игру?
- Да, когда мы передаём информацию че-рез кого-то, она теряется, искажается и превращается в сплетни, что может при-водить к конфликтам, ссорам и даже раз-рыву дружеских отношений. Ведь если вам рассказали какую-то новость, вам до-веряют и могут на вас надеяться.
Подводит к игре «Палочки». (сл. 8)
- Ребята, что вы видите у меня в руках?
- Правильно, это палочки. Как вы думае-те, для чего они мне?
- Для того, чтобы проверить ваши догад-ки, мне нужен один доброволец.
Вызывает ученика, который ещё не ак-тивничал на классном часе.
- Сейчас вы увидите одну очень интерес-ную, а самое главное поучительную игру.
Призывает наблюдающих внимательно следить за ходом игры, чтобы потом сделать вывод: чему же учит игра?
Объясняет правила игры.
- Мы с тобой по очереди будем вытяги-вать палочки. Вытянуть можно 1, 2 либо 3 палочки за один раз. Не больше. Про-игрывает тот, кто вытягивает последнюю палочку. Понятны правила?
Проводит игру «Палочки» с 4-5 ученика-ми.
Подводит итог игры.
- Какие выводы вы можете сделать, про-наблюдав за ходом и поучаствовав в игре «Палочки»?
- Как вы думаете, смогли бы вы одержать победу? Каким образом?
- Правила в этой игре задавала я, вы же им подчинялись. Смысл игры состоит в том, чтобы вы понимали, что постоянно подчиняясь чьи-то правилам, мнению, вы закрываете себя, не прислушиваетесь к своим мыслям и идеям, слепо следуя за другими. Что мешало вам отказаться от игры «по моим правилам»? Предложить мне вытянуть палочку первой?
Конечно, нельзя просто взять и противо-стоять всему, что вам не нравится. Но очень важно уметь корректно высказы-вать своё мнение и позицию, при этом не задевая кого-то своими словами и поступ-ками.
Подводит к упражнению «Пирамида»
(сл. 9).
- Сейчас я приглашу двух учеников выйти ко мне.
Ставит перед учениками пирамиду с раз-ными цветами.
- Перед вами стоит пирамида. Ваша зада-ча состоит в том, чтобы рассказать друг другу, какой вы видите пирамиду и дока-зать это. Но! Сделать это вы должны кор-ректно, доброжелательно. Весь класс бу-дет молча наблюдать за вами и в конце такой беседы ответит на мои вопросы.
Проводит упражнение «Пирамида», сле-дит за атмосферой класса. По оконча-нию упражнения, переворачивает пира-миду, показывая цвет.
- Ребята, как ваши одноклассники пыта-лись донести до товарища то, что он ви-дит?
- Получились ли у ребят прийти к одному мнению?
- Почему так вышло?
- Какой вывод можно сделать?
- Данным упражнением я хотела показать вам, что у каждого разное видение ситуа-ции, мнения и очень важно принимать чужую точку зрения при этом не изменяя своей.
Подводит к игре «Вы не продаёте капу-сту?». (сл. 10)
- Говоря о себе и других, мы также долж-ны понимать важность понимания друг друга. Сейчас я приглашу к себе 5-7 че-ловек, которые поучаствуют в очень за-нимательной игре «Вы не продаёте капу-сту?».
Участники игры сидят по кругу. Ведущий в кругу. Подходит к одному из участни-ков и спрашивает: «Вы не продаёте капу-сту?»
Участник отвечает «Нет, к сожалению, нет капусты, сходите к Антону, кажется у него была капуста», ведущий совершает пере-ход, и в этот момент участники меняются местами на стульях. Задача ведущего за-нять чей – то стул. Но если участники хо-рошо удерживают зрительный контакт, то занять чье-то место тяжело. Поэтому будьте внимательны, попробуйте догово-риться между собой только взглядом, без слов и жестов.
Наблюдает за проведением игры, под-держивает дружелюбную атмосферу.
По окончанию игры просит участников сделать вывод.
- Тяжело ли вам было понимать товари-щей только взглядом?
- И всё же как вам удалось понять одно-классника?
Подводит к упражнению «Паутинка». (сл. 11)
Просит всех встать и образовать круг.
- Сейчас я очень хочу показать вам, насколько вы важны в коллективе, в клас-се. У меня есть такой клубок ниток. Я от-дам его одному из вас. Этот человек, взявшись за край нити, протянет клубок своему товарищу и поблагодарит его за что-то, скажет ему что-то приятное и важ-ное. И так, клубочек передаётся дальше. Но вы не можете передать клубочек тому, у кого в руках уже есть нить. Приступай-те.
Наблюдает за ходом упражнения, в слу-чае необходимости оказывает помощь.
- Сейчас я пройдусь по кругу и отрежу каждому нить в память о нашем классном часе и о тех словах, которые вы услыша-ли от своего одноклассника.
Просит присесть на свои места.
Слушают учителя.
Думают и называют правила, кото-рые помогут ребятам работать слаженно, в сотрудничестве.
- Например, во-первых, надо гово-рить по очереди, не перебивать друг друга.
Во-вторых, внимательно слушайте того, кто говорит.
В-третьих, если то, что вам говорят, не совсем понятно, надо обязательно переспросить и постараться понять.
Внимательно слушают установку учителя.
Ещё раз напоминают правила и при-ступают к выполнению задания.
Желающие пары показывают рисун-ки всему классу, рассказывают о том, что у них получилось.
Благодарят друг друга за работу.
Слушают правила игры, приступа-ют к передаче информации.
Включаются в беседу с учителем.
- Новость превратилась в сплетню.
- Сплетни – это недостоверная или искаженная информация о ком-нибудь или о чем-нибудь.
Высказывают свои предположения.
- У Вас в руках палочки.
Высказывают свои предположения о необходимости палочек.
Выходит один ученик к учителю для участия в игре «Палочки».
Обучающиеся внимательно наблю-дают за ходом игры.
Слушают правила игры.
В случае непонимания играющий за-даёт вопрос.
Совместно с учителем подводят итоги игры.
Высказывают своё мнение, выводы, которые они сделали в ходе наблюде-ния и участия в игре.
Двое учеников выходят к учителю для участия в упражнении «Пирамида».
Внимательно слушают установку учителя.
Класс молча наблюдает за ходом упражнения, анализируя речь, спосо-бы убеждения своих товарищей.
Отвечают на вопросы учителя по упражнению «Пирамида».
Выходят 5-7 человек из класса к учи-телю. Внимательно слушают прави-ла игры.
Играют в игру «Вы не продаёте ка-пусту?». Остальные одноклассники – наблюдатели.
По окончанию игры, отвечают на вопросы учителя.
Все обучающиеся встают со своих мест и образовывают круг.
Внимательно слушают учителя, вы-полняют указанное им задание: пере-дают клубок с положительным мне-нием своему товарищу.
Забирают ниточки и рассаживают-ся на свои места.
Беседа
Обращение к сознанию
Упражнение
Работа в па-рах
Проблемная ситуация
Повторение
Доверие
Анализ
Коллективная игра
Обращение к чувству спра-ведливости
Предостере-жение
Дидактическая игра
Объяснение
Создание си-туаций для изучения по-ведения воспи-танников
Беседа
Обращение к сознанию
Упражнение
Воспитываю-щая ситуация
Обращение к сознанию
Беседа
Коллективная игра
Объяснение
Понимание
Беседа
Упражнение
Создание си-туации успеха
4. Заключительная часть (Рефлексивно-оценочный этап) Организует подведение итогов классного часа. (сл. 12)
- О чём был наш сегодняшний классный час?
- Как вы думаете, важен ли он был для вашего класса? Почему?
- А для вас самих, нужно ли было пого-ворить и понять важность правильного и здорового общения с другими людьми?
- Подумайте сейчас, проанализируйте наше занятие и скажите, что лично для се-бя вы поняли, осознали?
- Какие выводы можно сделать из сего-дняшнего классного часа?
- А наш классный час я хочу завершить такими словами: «Помни, что кроме тебя на свете существует Другой. Ты для него – тоже Другой. Так помогите друг другу жить хорошо.
- Всем спасибо за классный час, до свида-ния! Принимают активное участие в подведении итогов классного часа.
Высказывают свои мысли по поводу классного часа, опираясь на вопросы учителя.
Анализируют занятие, свою актив-ность, говорят о том, к чему они лично пришли сегодня.
Совместно с учителем формулируют вывод сегодняшнего классного часа.
Прощаются с учителем.
Беседа
Анализ
Самопознание
Самоанализ