Шипицына Дарья Михайловна
Классный час «Будь природе другом!»
▼ Скачать + Заказать документы
- Здравствуйте, ребята!
- Наш классный час я бы хотела начать со стихотворения.
Наша планета – Земля,
Очень щедра и богата
Горы, леса и поля
Дом наш родимый, ребята.
Солнышко рано встает,
Лучиком день зажигает.
Весело птица поет,
Песнею день начинает.
Как хороши, приглядись,
Клены, березы и елки!
Пенью у птицы учись,
А трудолюбию у пчёлки.
- Давайте узнаем тему классного часа. Для этого вам надо составить из букв слова.
Публикация «Классный час „Будь природе другом!“» размещена в разделах
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- Классный час
- Природа, экология. Внеурочная деятельность
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
«убьд орерипд гдумор» - «Будь природе другом»
- Молодцы, ребята. Вы верно определили тему нашего классного часа. Мы будем говорить о нашей матушке природе и о бережном отношении к ней.
- А знаете ли вы пословицы и поговорки о природе, о бережном отношении к ней. Поиграем в игру «Продолжай, не зевай».
- Я буду называть вам первую часть пословицы, а вы должны ее продолжить.
1. Аист на крыше, мир (в доме) или (на земле).
- Почему так говорят?
- Аист – это символ счастья, мира и благополучия. Считают, что когда он сидит на крыше здания, это означает, что мир и гармония царят на земле вокруг.
2. Земля хоть и кормит, но и сама. (есть просит).
- Объясните значение пословицы.
- Чтобы земля всегда оставалась нашей кормилицей, был хороший урожай, надо беречь её, ухаживать, обрабатывать, уничтожать сорняки, поливать, подпитывать удобрениями.
3. Много воды (много травы).
- Как понимаете смысл этой пословицы?
- Чем лучше будет полив, тем больше и гуще вырастит трава.
4. Растение - земли (украшение).
5. Много леса - не губи, мало леса - (береги, нет леса (посади).
- Объясните значение пословицы.
- Леса нужно беречь, даже если их много. Ведь если лес не беречь, то его может стать сперва мало, а потом он может и совсем исчезнуть. Он важен для нашей жизни. Его нужно охранять потому, что деревья поглощают углекислый газ, дают нам воздух. Еще в лесу обитает много зверей, если его не будет, им негде будет жить.
6. Не нужна соловью золотая (клетка, а нужна ему земная (ветка).
- Почему так говорят?
- Какой бы роскошной не была жизнь, клетка ограничивает свободу, птица должна жить на воле.
7. Срубили кусты - прощай (птицы.)
- Как понимаете смысл этой пословицы?
- Эта пословица говорит о том, что действия человека, которые приводят к разрушению естественных сред для жизни животных, неизбежно приводят к их исчезновению.
8. Рощи да леса родного края (краса).
9. Судьба природы - судьба (Родины).
- Объясните смысл пословицы.
- Смысл заключается в том, что наша судьба, судьба нашей Родины, наше благополучие и будущее зависят от того, как мы относимся к природе и как взаимодействуем с ней.
- В своих ответах вы, ребята, затронули экологические проблемы. Давайте вспомним, что такое экология?
- Экология – наука, изучающая взаимоотношения живых организмов между собой и с окружающей средой, а также воздействие человеческой деятельности на окружающую среду.
- Сегодня мы с вами отправляемся в путешествие на поезде по стране Экология.
- Посмотрите на доску. В этих красивых вагончиках мы с вами будем путешествовать.
- Все ли готово? Можем ли отправляться в путешествие? (Нет.) Почему? (Вагоны есть, но нет локомотива, который тянет вагоны.)
- Какие вы наблюдательные! К какой стороне мы должны прицепить паровоз?
- Где поезд делает остановки? (на станциях)
- Прочитайте, по какому маршруту мы будем ехать, на каких станциях будем останавливаться. О чем говорят нам названия этих станций?
- «Природная» значит мы поговорим о природе. «Солнечная» – о солнце. «Воздушная» – о воздухе. «Родниковая» – о воде. «Сказочная» – о сказках. «Узнавайка» – о законах экологии. «Бережливая» – о бережливости.
- Отправляемся на первую станцию.
1. Станция «Природная»
- Что такое природа? (Природа - это все то, что нас окружает, но не сделано руками человека.)
- Проведем игру «Природа - не природа». Я буду называть слова, вы внимательно слушаете, если природа - то хлопаете, если не природа – не хлопаете.
(Ромашка, телевизор, трава, ветер, школа, стол, река, рыба, самолет, ящерица, море, кирпич).
- А какая бывает природа? (Живая и неживая.)
- Что такое живая природа? (Это то, что растет, дышит, питается и размножается.)
- Что такое неживая природа? (Неживая природа - это то, что не растет, не дышит, не питается, не размножается. Это воздух, вода, камни, почва, звёзды, Солнце).
- Посмотрите на картинки, назовите, что вы здесь увидели.
- К какой природе относятся эти предметы. Назовите картинки неживой природы. (Солнце, небо, облака, вода, камень, ветер.)
- Назовите картинки живой природы. (Птица, сосна, бабочка, цветок, собака, голубь.)
- Вы справились с заданиями первой станции. Отправляемся дальше.
2. Станция «Солнечная»
- Поезд подходит к станции «Солнечная».
- Ребята, а что такое солнце? (Солнце - это ближайшая к Земле звезда.)
- Солнце больше или меньше по размеру нашей планеты Земли? (Солнце во много раз больше Земли.)
- Сможем ли мы, животные и растения жить без солнца? (Без солнца не будет жизни, потому что оно дает нам свет, тепло.)
- Какую форму имеет солнце? (Форму шара.)
- Посмотрите на слайд. Солнце спряталось. Оно увидело мальчика с вещами в рюкзаке, которые несут вред природе. Давайте вместе поможем ему разобраться, что оставить в рюкзаке, а что нужно обязательно выложить, чтобы наше солнце вышло из-за туч.
Мальчик взял:
1. Полиэтиленовый пакет, чтобы набрать много грибов.
- Оставляем или убираем?
- Убираем. Полиэтиленовые пакеты наносят большой вред природе. Ежегодно во всем мире используется и выбрасывается несколько миллионов полиэтиленовых пакетов. Разлагаются они в земле до 1000 лет. А при сжигании выделяют ядовитые вещества. Ежегодно от заглатывания или запутывания в пластиковом мусоре гибнут более миллиона морских животных.
2. Нож, чтобы нарезать коры с деревьев для разжигания костра.
- Можно ли срезать кору у деревьев?
- Конечно же, нельзя.
- Можно ли разводить костры в лесу?
- Нет. Их можно разводить в специально отведенных местах.
- Что делаем с ножом? Оставляем или убираем?
- Убираем.
3. Колонку, чтобы послушать новые песни.
- Оставляем или убираем?
- Убираем, в лесу нельзя слушать громко музыку.
У леса музыка своя…
Ее послушайте, друзья!
Как много звуков тут и там!
В лесу не нужен шум и гам:
Нельзя шуметь, галдеть, кричать
И громко музыку включать!
4. Маленькое ведро, чтобы полить деревца, которые он посадил прошлый раз на опушке.
- Оставляем.
5. Бинтик, чтобы перевязать поломанный кустик.
- Оставляем.
6. Хлеб для уток, живущих на озере.
- Можно ли кормить уток хлебом?
- Нет, у птиц может забиться кишечник, что приводит к долгой и мучительной смерти.
- Их можно кормить специальным кормом и смесями для птиц, зернами пшеницы или ячменем.
7. Сачок для ловли бабочек
- Убираем. Ловить бабочек нельзя.
8. Коробку, чтобы поймать ежа и отнести домой.
- Брать ежиков из леса домой нельзя.
9. Фотоаппарат, чтобы сфотографировать лесных жителей.
- Оставляем. Но фотографировать можно только без вспышки, увидев её, звери могут испугаться.
- Молодцы, ребята. Посмотрите, наше солнце выглянуло. Вы знаете, что надо брать в лес, чтобы не навредить природе.
3. Станция «Родниковая»
- Ребята, закройте глаза, послушайте и скажите, на какую станцию мы с вами приехали.
- Посмотрите на карту мира. Какого цвета на ней больше?
- А что обозначено, синим и голубым цветом? (моря, океаны, реки, озера)
- Много у нас воды?
- Раз воды много, можно ее не беречь?
- Воду надо беречь всегда.
- Не всю воду могут употреблять человек, животные, растения для своей жизни.
- Какая вода пригодна для живых существ? (пресная)
- Пресной воды очень мало, всего 3 процента от общего водного пространства.
- Вода - очень интересное вещество. Она одна-единственная бывает в трех состояниях: твердом, жидком, газообразном.
- Пары воды - это газообразное ее состояние. При какой температуре вода кипит и превращается в пар? (При ста градусах)
- При какой температуре вода начинает замерзать? (При нуле градусов)
- При какой температуре лед начинает таять? (При +1 градусе)
- Кто же губит воду? (Человек)
- Необходимый источник жизни - воду — загрязняет и губит человек. Каждый день в реки, озера и моря устремляются потоки сточных вод, мутных и ядовитых. То и дело мы узнаем о новых, губящих морскую живность нефтяных катастрофах и не менее ужасных последствиях кислотных дождей. Промышленные предприятия буквально прячут «концы в воду», ежедневно сбрасывая туда тонны ядовитых веществ. Страшно, что один из самых драгоценных ресурсов планеты — вода - может быть отравлен окончательно.
- А ведь как приятно в жаркий день утолить жажду глотком холодной родниковой воды!
- Рассмотрите рисунок. Какая опасность нависла над водой? (Её загрязняют)
- Что может случиться? (Не останется пресной чистой воды)
- Как можно помочь сберечь чистую воду? (Строить очистные сооружения, не мусорить).
- Какую помощь можем оказать мы? (Не лить воду зря, не мусорить в воде и на берегу рек)
(Видеоролик «Капля»)
- Давайте очистим океан от мусора.
- Ваша задача убрать мусор с картинки.
- Молодцы, вы справились с заданием.
- 10 миллионов людей мира на Земле ежегодно умирают от загрязненной воды.
По прогнозам ученых к 2050 году (через 33года) треть человечества будут испытывать жажду еще более нестерпимую, чем голод. Отсрочить кризис может только бережное, экономное отношение к воде.
- Понравилось вам на этой станции? Следуем дальше.
4. Станция «Воздушная»
Оболочка вокруг Земли, состоящая из смеси газов, водяных паров и пыли, называется атмосферой. По сравнению с величиной Земли она очень тонка. Представим себе, что наша планета - это глобус, и если на этот глобус натянуть воздушный шарик, то атмосфера - это тонкие стеночки резинового шарика. И если чуть ущипнуть шарик, то он прорвется. Вот так же легко мы и губим атмосферу.
Значение атмосферы, такой тонкой и хрупкой, очень велико. Оно состоит в следующем: обеспечивает нас воздухом, необходимым для жизнедеятельности растений, животных и людей; защищает Землю и все живое на ней от избытка солнечной радиации; регулирует температуру и распределяет влажность по поверхности Земли.
Загрязняя атмосферу дымом, гарью и ядовитыми отходами промышленных предприятий, мы рискуем погубить этот тончайший слой, защищающий и поддерживающий жизнь на Земле.
- Каким газом мы дышим? (Кислородом)
- Откуда мы получаем кислород? (Кислородом нас снабжают растения)
- А сейчас ваша задача в парах отгадать кроссворд. Я буду загадывать загадки, а вы на листочках записываете ответы. В выделенных клеточках у вас должно получится зашифрованное слово.
Я берёзку качну, Кто это такой садовник,
Я тебя подтолкну, Полил вишню и крыжовник,
Налечу, засвищу, Полил сливу и цветы,
Даже шапку утащу. Вымыл травы и кусты? (Дождь)
А меня не видать,
Кто я? Можешь угадать? (Ветер)
Запорошила дорожки, С горы сбегая без труда,
Разукрасила окошки, Она гремит, как гром.
Радость детям подарила, В морозный день она тверда,
И на санках прокатила. (Зима) Руби хоть топором.
Нагрей её и к облакам,
Она взлетит тогда.
Теперь ты мне ответишь сам –
Зовут её (Вода)
Подходила, грохотала,
Стрелы на землю метала,
Нам, казалось, шла с бедой. Ветер дует «ух-ух-ух»…
Оказалось, шла с водой. С тополей сбивает (Пух)
Подошла и пролилась,
Вдоволь пашня напилась. (Туча)
- Какое слово у вас получилось? (воздух)
5. Станция «Сказочная»
Послушайте сказку «Кто важнее и нужнее?».
Встретились как-то в чистом поле три товарища: Солнце, Воздух и Вода. Заспорили, кто из них важнее и нужнее.
Ясно Солнышко сказало:
— Я самое главное и нужное людям. Я им свет даю и теплом согреваю.
Свежий Воздух возразил:
— Нет, я самый главный. Если меня не будет, то люди и животные задохнутся.
Холодная Вода заклокотала:
— Позвольте не согласиться, я самая главная, потому что без меня человек и животные погибнут от жажды, а растения засохнут от жары.
Долго они спорили, чуть не подрались. Но тут прилетел Быстрый Ветер и помирил их:
— Зря вы спор завели. Жить вам придется всем вместе и дружно, потому что людям, животным и растениям одинаково нужны и свет, и тепло, и воздух, и вода, так как все взаимосвязано.
С тех пор так и живут в мире и дружбе Солнце, Воздух и Вода.
- Кто главные герои сказки? (Солнце, Воздух, Вода и Ветер.)
- Кто завел спор? (Солнце, Воздух и Вода.)
- О чем они спорили? (Кто из них важнее и нужнее.)
- Кто разрешил их спор? (Ветер.)
- Что он им сказал? (Ветер сказал, что все они главные.)
- Почему же они все главные? (Потому что они все необходимы живым существам.)
6. Станция «Узнавайка»
- Ребята, это очень важная станция. На ней мы узнаем, какие же законы есть у экологии.
Первый закон: «Всё связано со всем».
- Что с чем связано, как вы думаете? (растениям, животным нужна вода, чистый воздух, тепло от солнца; растения дают кислород, который нужен всему живому; человек садит деревья, заботится о животных и т. д.)
Второй закон гласит: «Всё должно куда-то деваться».
- Как понимать этот закон?
- Ничто не исчезает бесследно, в том числе и мусор, который перерабатывают. Из одного вещества возникает другое. Раньше мусор сжигался или закапывался, при этом отравляется воздух, меняется климат, болеют люди.
Третий закон: «Ничто не даётся даром».
- Как понять этот закон?
- Всё, что мы берем у природы, она заберёт у нас другими путями. Например: Уничтожили воробьёв – вредители съели весь урожай, отстреляли хищных птиц – исчезли куропатки. За всё приходится платить.
Четвё ртый закон: «Природа знает лучше». Объясните этот закон экологии.
- Человек, самонадеянно желая «улучшить» природу, нарушает ход естественных процессов. У природы нет никаких отходов : для любого вещества в природе существует способ это вещество разложить. Ну а человек создал и продолжает создавать громадное число химических веществ и материалов, которые попадая в природную среду, не разлагаются, накапливаются и загрязняют её.
- Экологическая культура заключается в том, чтобы знать и выполнять эти законы.
7. Станция «Бережливая»
- Наше путешествие подходит к концу. Мы приехали на последнюю станцию «Бережливая».
- Как вы думаете, почему она так называется? (Мы должны беречь и охранять природу.)
Давайте вспомним, как надо вести себя в природе :
- не рвать цветы
- не ловить насекомых
- не рубить деревья
- не топтать цветы
- не разводить костры
- У вас на партах лежат кружочки. Постарайтесь сейчас придумать запрещающий знак, что нельзя делать в природе.
- Какие вы молодцы, ребята! А какие чудесные знаки у нас получились.
- Вот и подошло к концу наше путешествие. Что нового вы узнали из него?
- Что вам больше всего понравилось?
Планету хрупкую свою
Я в ваши руки отдаю,
С надеждой верой и любовью,
Чтоб стала вновь она такою,
Какой была бы изначально,
Чиста красива, Величава,
Вам дальше жить на этом свете,
Вам людям быть за все в ответе!
- Спасибо за работу. Берегите природу. На этом наш классный час подошел к концу.