Сагалиева Надежда
Классификация экологических игр
▼ Скачать + Заказать документы
Игра – ведущая деятельность дошкольного детства, играя, малыш познает многоликий мир природы, учится общаться с животными и растениями, взаимодействовать с предметами неживой природы, усваивает сложную систему отношений с окружающей средой.
Так же с игрой ребё нок способен:
- запоминать множество обозначений,
- быстро принимать решение, как поступать в неожиданно возникающих ситуациях, соблюдая при этом правила игры.
Публикация «Классификация экологических игр» размещена в разделах
Игра вызывает эмоциональную реакцию у детей, закрепляя экологические знания, для применения их в самостоятельной игровой деятельности.
Классификация экологических игр
Экологические игры объединяются в три группы:
1) игры, возникающие по инициативе ребенка (или группы детей, - самостоятельные игры (театрализованные, игры-экспериментирования, режиссерские, сюжетно-отобразительные, сюжетно-ролевые);
2) игры, возникающие по инициативе взрослого и старших детей, - организованные игры (дидактические, подвижные, досуговые);
3) игры, идущие от исторически сложившихся традиций народа, - народные игры.
Дидактические игры.
По характеру дидактические игры условно делятся на:
- предметные игры - это игры с народной дидактической игрушкой, различными природными материалами (листьями, семенами).
- настольно-печатные игры
К настольно-печатным играм относятся лото, домино, разрезные картинки, складные кубики и т. д.
- словесные игры.
Словесные игры развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь.
Дидактические игры экологического содержания расширяют представления детей о взаимодействии человека и природы, деятельности людей в природе, взаимосвязях, существующих в природе, способствуют воспитанию эмоционально-ценностного отношения к природе, выработке навыков культуры поведения в окружающей природной среде.
Дидактические игры экологического характера включает два относительно самостоятельных блока:
• игры для развития эстетического восприятия природы (развитие чувства прекрасного в природе, эмоционального отношения к ней);
• игры для формирования нравственно-оценочного опыта поведения дошкольников в природе.
Для лучшего развития эстетического, эмоционального восприятия природы игры желательно проводить в естественной природной среде.
Игры можно проводить в вербальной форме, а также с использованием природного и иллюстративного материала, их целесообразно проводить с детьми, имеющими низкий уровень экологических представлений. Созданию особого эмоционального игрового настроения содействует включение в ее ход сказочного персонажа, который объясняет правила игры, следит за их соблюдением, поощряет ребят.
Сюжетно-ролевая игра.
Сюжетно-ролевая игра по своему характеру - деятельность отражательная. Основной источник, питающий игру ребенка, - это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников. Основной особенностью сюжетно-ролевой игры является наличие в ней воображаемой ситуации. Воображаемая ситуация складывается из сюжета и ролей, которые принимают на себя дети в ходе игры, включает своеобразное использование вещей и предметов.
«Жизнь животных в лесу»
Прилетает Весточка: «Помогите! Спасите! В лесу пожар! Мальчики Федя и Витя разожгли костёр. Но вдруг огонь быстро пополз по сухой траве. Дети испугались и убежали из леса домой. Пламя продолжает разгораться. В опасности жители леса. Помогите! Спасите!»
На тушение пожара отправляются пожарные, спасатели, девочки – санитарки, а так же журналисты.
Чтобы потушить пожар и спасти животных участники игры должны преодолеть различные препятствия: пробежать по наклонной доске, кувыркнуться на мате, прыгнуть через перекладину, проползти под дугой, имитируя препятствия пожара в лесу, они переносят пострадавших зверей в больницу и тушат пожар. В больнице девочки – санитарки лечат зверей. Оказывают им помощь. Журналисты ведут репортаж с места событий.
После того как пожар потушен, и животные спасены, воспитатель оценивает деятельность детей и беседует о причинах пожара, закрепляя правила поведения людей в природе.
Подвижные игры.
Подвижные игры удовлетворяют потребность растущего ребенка в движении, способствуют накоплению разнообразного двигательного опыта.
С малышами воспитатель проводит очень простые по содержанию подвижные игры, так или иначе основанные на представлениях о природе. Эти игры закрепляют первые знания, которые дети получают в наблюдениях.
«Следопыт» (зимой)
Отправляясь на прогулку, прочитайте сказку про Винни-Пуха, который выслеживал неведомого зверя, а в итоге оказалось, что он ходил по своим собственным следам. Предложите ребенку самому стать следопытом. Для начала научите его оставлять четкие следы ножек на снегу, затем попробуйте отличить свой след от чужого.
«С кочки на кочку»
Гуляя во дворе или в парке, очертите прутиком на площадке большой круг -это болото. На болоте много кочек- кружков (диаметр ЗО-35см, расположенных в произвольном или шахматном порядке. Вокруг болота располагаются лягушата. Мама предлагает лягушонку перепрыгнуть с кочки на кочку (на двух ногах, не замочив лапок. Игру можно повторить 3-4 раза.
Словесно-дидактические игры могут скрасить досуг, прогулку в дождь, вынужденное ожидание, не требуют каких-либо условий, оснащения, Их лучше всего проводить со старшими дошкольниками, которые имеют уже достаточно широкий круг представлений о природе и у которых за словом возникает образ предмета. Эти игры интенсивно развивают мышление: гибкость и динамичность представлений, умение привлекать и использовать имеющиеся знания, умение сравнивать и объединять предметы по самым различным признакам, развивают внимание, быстроту реакции. Например:
«Чего не стало?»
Цель игры:
Называть растения по памяти, развивать внимание.
Оборудование:
Плодовые растения: лимон, апельсин, финиковая пальма, гранат, ананас.
Ход игры:
Рядом находится несколько растений. Дети закрывают глаза, воспитатель
убирает одно из них, дети с открытыми глазами угадывают, какое растение убрали.
Загадки-описания - в них дети упражняются в умении выделять характерные признаки предмета, называть их словами, воспитывают внимание: загадки о комнатных растениях, животных, временах года.
Игра-драматизация строится на основе литературного произведения: сюжет игры, роли, поступки героев, их речь определяются текстом произведения. Например: сказка «Теремок»
Строительно-конструктивные игры – в них дети отражают свои знания и впечатления об окружающем предметном мире, самостоятельно делают различные вещи, возводят здания, сооружения, но в весьма обобщенном и схематизированном виде. В строительно-конструктивных играх происходит замещение одних предметов другими: постройки возводятся из специально созданных строительных материалов и конструкторов или же из природного материала - пecкa, снега. Например: «Построение города» «Дружелюбный мост»(чтобы два города подружились)
Детям нравятся игры-импровизации, в которых они могут с помощью движений изобразить крону дерева, порыв ветра. Такие игры возможны только после неоднократных наблюдений и апробаций различных движений. После экскурсии в лес, можно изображать лесных зверей, растительность (высокое дерево, широкий куст, маленький цветочек); если были на лугу, то передать полет бабочек, стрекоз, жучков. Например:
игра «Контрасты»
Педагог выбирает разную по характеру и настроению музыку. С детьми заранее обговаривается, куда они хотят отправиться (волшебный лес, подводное царство) и в кого можно превратиться. Исходное положение – дети свободно располагаются по площадке. Педагог включает один из музыкальных фрагментов. Дети начинают двигаться под музыку. Педагог следит за тем, чтобы дети придумывали свои движения в соответствии с музыкой. Затем педагог включает следующий музыкальный фрагмент.
«Волшебные руки»
Исходное положение – дети садятся на колени в свободном порядке по площадке. Один ребенок – водящий. Он изображает различные зверюшек, остальные дети стараются их повторить. Тот ребенок, у которого получается лучше всего, занимает место ведущего.
Таким образом, экологические игры создают оптимальные условия для воспитания и обучения детей
• дают возможность развивать познавательные способности и речь ребенка
• доставляют радость ребенку
• ставят взрослого и ребенка в партнерские отношения;
• способствуют развитию разных анализаторских систем (слух, зрение, осязание, обоняние и др.);
• вызывают эмоциональную реакцию у детей, закрепляя экологические знания