Борисова Наталья Владимировна
Классификация театрализованных игр
▼ Скачать + Заказать документы
Характеристика театрализованных игр.
Игра – наиболее доступный ребенку и интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, знаний и эмоций.
Театрализованная игра как один из ее видов является эффективным средством социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного или фольклорного произведения.
В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя.
Публикация «Классификация театрализованных игр» размещена в разделах
Велико значение театрализованной игры и для речевогоразвития (совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи). Наконец, театрализованная игра является средством самовыражения и самореализации ребенка.
Классификация театрализованных игр. Их можно разделить на две основные группы:драматизации и режиссерские.
Каждая из них, в свою очередь, подразделяется на несколько видов.
1Игры-драматизации
В играх-драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве «артиста»,самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности.
В детском саду выделяют следующие виды таких игр:
• Пальчиковые. В игре участвуют куклы, которые дети надевают на пальцы и управляют ими. По движению сюжета ребёнок действует одним или несколькими персонажами-пальцами, произнося текст. Допускаются свободные действия или за ширмой.
• С куклами бибабо. Действие игры происходит на ширме. Дети надевают на руку куклы и становятся водящими, проговаривая текст за персонажа. На усмотрение воспитателя допускается свободное передвижение дошкольников.
• Импровизация. Этот вид игры-драматизации предполагает использование кукол и самостоятельную игру детей. Главное отличие от других — разработка сюжета по ходу действия.
• Самостоятельная игра. Предполагается, что ребёнок, облачившись по возможности в маску, накидку и т. п., играет за персонажа самостоятельно, без кукол и проч.
Персонажей-кукол можно изготавливать вместе с детьми. Это поможет дополнительно создать коммуникативные контакты в группе, а также найти дошкольникам интересное и полезное занятие.
2 Режиссерская игра
В режиссерской игре «артистами» являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как «сценарист и режиссер» управляет «артистами». «Озвучивая» героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности.
Виды режиссерских игр определяются в соответствии с разнообразием театров, используемых в детском саду:
• Настольный театр игрушек. Игра предполагает использование игрушек и поделок. Главное условие — устойчивость на поверхности и отсутствие помех при передвижении.
• Настольный театр картинок. В качестве персонажей и декораций в этой игре используются картинки и рисунки. Действия героев ограничены, а настроения передаются исключительно интонацией играющего. Персонажи появляются по ходу действия, создавая эффект сюрприза.
• Стенд-книжка. Сюжет изображается с помощью иллюстраций, которые сменяют друг друга: ведущий переворачивает листы стенд-книжки, показывая действия героев и события.
• Фланелеграф. Действия игры происходят на экране из фланелевой ткани. Персонажи-картинки крепятся к нему с помощью приклеенных на обратной стороне кусочков бархатной или наждачной бумаги или ткани.
• Теневой театр. Для игры используется экран из полупрозрачной бумаги или тонкой белой ткани, а также свет лампы за ним. Герои игры — плоскостные (желательно чёрные) персонажи, которые отбрасывают тени, а также пальцы рук.
.
Вообще, в режиссерской игре есть очень много сходного с деятельностью режиссера фильма или спектакля.
Во-первых, ребенок в этой игре часто сам создает сюжет-сценарий или действует с персонажами определенной сказки, внося свои изменения.
Во-вторых, ребенок, разворачивая сюжет (литературный или задуманный им самим, придумывает, что чем будет. И, как показывает опыт, разыгрывая определенную сказку, её персонаж он может представить в другой роли.
Третье сходство с режиссерской работой заключается в том, что ребенок придумывает и мизансцены, т. е. представляет в пространстве, кто где будет находиться, как персонажи будут взаимодействовать.
Режиссерская игра выступает как самый первый вид игры, возникающий в дошкольном детстве. Это вид игры, в которой ребенок идет от своего замысла, подчиняя ему и предметы, и действия с ними, и саму предметную ситуацию. Центральным моментом этой игры является событийная сторона.
Режиссерская игра имееточеньважное значение для психического развития ребенка. Но наличие этой игры в детском коллективе часто остается для взрослых тайной. Дело в том, что режиссерскую игру
трудно увидеть со стороны. Во-первых, она практически всегда индивидуальна. Во- вторых, ребенок очень старается сохранить её для себя, и вмешательство взрослого часто ведет к тому, что игра прерывается. Наконец, третьей особенностью игры является то, что играть в неё ребенок предпочитает в укромном месте, куда взрослый не всегда может заглянуть, вмешаться.
Особенности классификации театрализованных игр в разных возрастных группах
Виды игры Особенности игры
Младшая группа
1 Игра- имитации образов животных, людей, литературных персонажейна основеподражания
2Режиссерская игра с предметами
• Формируется интерес к театрализованным играм и желание играть, дополняя отдельные реплики героев.
• Драматизации как таковой ещё нет, но во время занятий воспитатель перевоплощается в персонажей и меняет интонацию, включая тем самым её элементы.
• Дети пока не способны перевоплощаться в образы персонажей, а лишь подражают им, копируя внешние черты, не раскрывая особенностей поведения.
• Происходит первичное знакомство с режиссёрской театрализованной игрой.
Фигурки пальчикового театра ребёнок использует совместно со взрослым.
Средняягруппа
1Игра-драматизация
ролевые диалоги на основе текста
2Режиссерская игра с предметами,картинками, игрушками из настольного театра • Происходит дальнейшее овладение режиссёрской театрализованной игрой
• Для детей становится важным не только процесс игры, но и результат, реакция зрителей.
• Усложняются тексты: содержание несёт большую смысловую и эмоциональную нагрузку и отличается более интересными языковыми средствами.
Расширение театрально-игрового опыта детей осуществляется за счёт освоения игры-драматизации и настольного театра : мягкой игрушки, деревянный театр, действия на ширме и др.
Старшая группа
1Игра-драматизация:
инсценировки произведений;
2Режиссерская игра с предметами, картинками,игрушками и некоторыми видами театров
• Театрализованная игра становится средством самовыражения личности и реализации способностей.
• Углубляется игровой опыт за счёт освоения разных видов игры — драматизации и режиссёрской театрализованной игры.
• Происходит частичный переход игры в речевой план за счёт объединения разных видов игр.
• Дети заинтересованы играми «с продолжением»сюжета.
• Игровой опыт углубляется за счёт освоения разных видов игры-драматизации и режиссёрской театрализованной игры (добавляются марионетки, куклы с «живой рукой» и тростевые).
В театрализованной игре начинают использоваться русские народные сказки-басни о животных и произведения русских
Подготовительная группа
1 Игра-драматизация:
постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям;
. игры-импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки
2Режиссерская игра с предметами и картинками игрушками и со всеми видами театров используемыми в детском саду
• Усложняется нравственная составляющая материала: игровые тексты несут большую смысловую нагрузку в таких понятиях, как ответственность, долг, дружба, любовь и т. д.
• Детям предоставляется большая свобода в действиях: самостоятельное распределение ролей, подборка костюмов, разработка сюжета.
• Происходит совершенствование приобретённых навыков.
Временной план игры
В зависимости от возрастных особенностей дошкольников длительность игры может быть различной:
• Первая младшая: продолжительность игры не превышает 7 минут. Но если воспитатель планирует проведение серии игр, время увеличивается до 12–15 минут.
• Вторая младшая группа: обычная игровая деятельность составляет не более 7 минут, серия игр — не более 20.
• Средняя группа: игры проводятся от 7 до 20 минут.
• Старшая группа: от 7–10 до 25 минут.
• Подготовительная группа: от 10 до 25–30 минут.
Этапы развития диалогической речи средствами режиссёрских игрв разных возрастных группах ДОУ
Младшая группа проводится предварительная работа по развитию речи средствами режиссёрских игр. В это время дети учатся подражать окружающим (взрослым, героям мультфильмов и т. д., заимствуя их реплики. Задачей воспитателя становится многократное повторение разнообразных диалогических реплик для запоминания. Так на этом этапе у детей формируется готовая база для построения диалога в ответной форме
Средняя группа
В этом возрасте воспитатели разыгрывают с детьми ситуации, в которых содержатся правила знакомства и разговора по телефону, способы благодарности, приветствия и др. Задача для дошкольников усложняется тем, что используются тексты с вопросно-ответной формой, т. е. предполагается, что дети обращаются к репликам-вопросам или обращениям и ответам на них. Например, воспитатель показывает (на фланелеграфе, настольном театре и т. п., как колобок знакомится с волком, зайцем и т. п., обращаясь к репликам из сказки. Затем предлагает детям самостоятельно разыграть друг с другом знакомство сказочных персонажей. Дошкольники разыгрывают готовые диалоги, повторяя и заучивая реплики.
Старшая группа
В этом возрасте дошкольники уже свободно овладевают техникой небольшого диалога. Поэтому задача в игре для них усложняется: они учатся формулировать вопросы и ответы самостоятельно. Для этого можно предлагать задания, связанные с обыгрыванием поделок и рисунков,а так же использовать сюжеты сказок и др. Например, разделите детей на группы и дайте каждому отдельное задание: кто-то рисует репку, кто-то Жучку и т. д. После того как дети закончили, предложите им представить ситуацию, когда дедушка выходит из домика, а Жучка спрашивает его о внучке, репке и т. п. Разрабатывая сюжет игры с картинками, дети будут вести диалог с воспитателем и между собой, воспроизводить и придумывать собственные реплики, тренируя навыки диалогической речи.
Подготовительная группа
В этом возрасте дети способны свободно вести диалог со сверстниками и взрослыми. Поэтому главной задачей воспитателя становится развитие и тренировка этого умения. Для этого педагоги обращаются к импровизации, взяв за основу сюжеты полюбившихся детям мультфильмов, сказок и т. п. Например, после прочтения сказки «Гуси-лебеди» можно предложить детям разыграть сюжет так, как они его себе представили с помощью персонажей-картинок. Дошкольники сами будут распределять между собой роли, выстраивая диалог не только в игре, но и в процессе подготовки к ней.