гулия шайхутдинова
«Кладовая здоровья». Конспект экологического занятия с привлечением краеведческого материала в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: закреплять названия лекарственных растений Татарстана (полынь, шиповник, правила сбора лекарственных трав. Развивать экологическое мышление в процессе исследовательской деятельности, творческое воображение. Продолжать совершенствовать экологически грамотные нормы поведения в природе. Воспитывать бережное отношение к природе.
Наглядный материал : сухие травы, иллюстрации с изображением знакомых лекарственных растений, игрушечный заяц, бинт, настой из трав.
Публикация «„Кладовая здоровья“, Конспект экологического занятия с привлечением краеведческого материала в старшей группе» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Ход занятия.
Дети сидят на стульях, на мольберте иллюстрации с изображением лекарственных трав. На столах лежат сухие пучки, коробочки и пакетики с лекарственными растениями.
Воспитатель. Ребята, я вам прочитаю загадку, а вы должны отгадывать, кто придет к нам в гости.
Бабушка девочку очень любила,
Шапочку красную ей подарила.
Девочка имя забыла свое
А ну подскажите имя ее.
(Красная Шапочка.)
Раздается стук в дверь. Входит Красная Шапочка с корзинкой.
Красная Шапочка. Здравствуйте, ребята! Я пришла к вам за помощью. У меня бабушка заболела, я ее очень люблю, переживаю и хочу, чтобы она скорее выздоровела. Я ходила по лугам, по полям, собирала много лекарственных растений, но как они называются, не знаю. Помогите мне.
Воспитатель. Ребята, поможем Красной Шапочке? (Ответы детей).
- А поможет нам в этом, игра «Какое растение, что лечит».
Воспитатель обращает внимание детей на мольберт, где иллюстрации лекарственных растений.
-Я буду называть растения, а тот, кого я вызову, найдет это растение и расскажет нам о нем. Например, это- ромашка.
1ребенок. Если заболит горло, то ромашка аптечная- лучший доктор. Она любит солнышко. Время сбора июль-август.
2 ребенок. Подорожник используется при ушибах, лист надо обязательно очистить от пыли, затем немного поцарапать, чтобы выделился сок и приложить к ранке. Собирают только листья, время сбора: весна и начало лета, лучше всего собирать подальше от дорог, на поляне.
Воспитатель. Кто знает, почему его так называют? (Ответы детей).
Да, его часто можно встретить при дороге, вот поэтому он и получил свое название. Подорожника называют по другому зеленым бинтом. Если случится с вами беда: укусит пчела, оса или даже змея, сомните лист подорожника и приложите к ранке. Подорожник отсосет яд, обезболит и предупредит появление опухоли.
3 ребенок. Мать-и-мачиха используется, как средство от кашля, собирают листья в июне-июле.
4 ребенок. Зверобоя используют как противовасполительное средство, для полоскания рта. Собирают листья. Время сбора июль-август.
5 ребенок. Полынь возбуждает аппетит, улучшает пищеварение, соком лечат ушибы. Собирают цветущие верхушки. Время сбора июнь-июль.
6 ребенок. Крапива убивает микробы, останавливает кровь и укрепляет волосы. Листья крапивы богаты разными полезными солями и витаминами. Из крапивы варят щи.
7 ребенок. Тысячилистника можно встретить на лугах и лесных опушках. Его листья состоит из множества крохотных листиков, и у каждого листочка ажурные края. Его используют для остановки кравотечения, для улучшения аппетита.
Воспитатель. Молодцы! Вы очень много знаете о лекарственных растениях. Я хочу вас познакомить еще с одним лекарственным растением. Это- шиповник. Он –неприхотливый, колючий кустарник, дикая роза. Цветет в мае- июне, плоды созревают в сентябре-октябре. Из семян шиповника получают масло, оно обладает противовоспалительными и ранозаживляющими свойствами. Полезные свойства шиповника: витаминное, общеукрепляющее, противомикробное.
Воспитатель. Есть много трав полезных на земле страны родной,
Могут справиться с болезнью душица, мать-и-мачеха, Иван-чай, крапива, мята, зверобой.
Мне нужно только напомнить вам, как нужно относиться к лекарственным растениям. Когда вы их собираете, не вырывать с корнями, не сбивать цветы. Нужно бережно относиться к природе. После сбора трав не забудьте тщательно вымыть руки. А теперь отдохнем.
Физкультминутка.
Наши красивые цветки
Распускают лепестки.
(Плавно поднимаем руки вверх).
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет.
(Качание руками влево-вправо).
Наши красивые цветки
Закрывают лепестки,
(Присели, спрятались).
Головой качают,
(Движения головой влево-вправо).
Тихо засыпают.
Воспитатель. Давайте вспомним мы с вами правила сбора лекарственных растений.
Дети. Хорошо знать лекарственные растения и отличать их от ядовитых.
Сбор растений производится в сухую погоду, лучше утром, когда высохнет роса.
Нельзя собирать растения в городе, вблизи дорог,. Там грязно, пыльно. Загрязняются выхлопными газами.
При сборе растений укладывать их в широкие корзины, не мять их, а то выделиться сок.
Сушить растения не на солнце, а в тени.
Не топтать растения при сборе, не рвать с корнем, не собирать до последнего.
Не рвать растения, которые занесены в Красную книгу.
Воспитатель. Молодцы. Ребята, я вам предлагаю поиграть в больницу. Доктор Айболит занят, поэтому лечить зайку будете вы. Наш зайка поранил лапку. Да еще у него простуда, сильный кашель. Что мы должны делать?
Дети. Советуем попить зайке отвар мать-и-мачехи, душицы, а к ранке приложить подорожник и забинтовать.
Воспитатель. Надеемся, что зайка быстро поправится.
Ребята, а вы знаете, что некоторые растения занесены в Красную книгу, потому что их осталось немного, и их категорически запрещается рвать. Поэтому нужно бережно относиться к растениям, не срывать без необходимости и не вытаптывать. Не собирать букеты, можно только полюбоваться красотой и насладиться запахом. Если для лечения нужны растения, то собирайте их в небольших количествах.
Ребята, давайте поиграем в игру “ Загадки-отгадки”. Я вам загадаю загадки, отгадав их, вы узнаете, какие эти растения.
Ах, не трогайте меня,
Обожгу и без огня. (Крапива)
Каждый лист мой любит тропка
У обочины дорог.
Но однажды людям добрым,
Раны вылечить помог. (Подорожник)
Нарядные платьица,
Желтые брошки,
Ни пятнышка нет, На красивой одежке. (Ромашка)
Ягодка сидит на палочке
В красной рубашечке,
Брюшке сыто, камешками набито. (Шиповник)
Седая старуха,
Горькая горюха,
По полю бродила
С ветром говорила,
В хату к нам пришла,
В уголке легла,
От степного аромата,
Нам милее стала хата. (Полынь)
На опушке-огоньки,
Целая проталинка,
Коротышки стебельки
И цветочек маленький.
Листьев не, она цветет,
Холодом охвачена
Пчелкам самый ранний мед
Дарит. (Мать-и-мачеха)
Ягоды мои таят
Целый витаминный клад,
Значит, лучше ягод нет
Для сиропов и конфет. (Шиповник)
Поранил ты в походе ногу,
Усталость не дает идти-
Нагнись: солдатик у дороги
Готов помощь тебе в пути. (Подорожник)
Каждый лист разбит на дольки
Подсчитайка долек сколько?
8, 9, 20, 30
Тут легко со счета сбиться
У кого желанье есть
Дольки снова перечесть. (Тысячелистник)
Воспитатель. Молодцы, ребята. Я вас всех угощаю витаминным чаем. Заварила из шиповника витаминный напиток.
У нас на столе разные лекарственные растении. Каждый из вас берет любое растение и мы сделаем гербарий.
Красная Шапочка. Спасибо вам за помощь, я очень много сегодня узнала у вас о лекарственных травах. Что делать своими лекарственными растениями, я теперь знаю. Я их правильно засушу и буду хранить хорошо проветренном помещении, оберегать от прямых лучей. Бабушке я буду заваривать зверобой, мать-и-мачеху и, надеюсь, что она быстро поправится. До свидания, ребята, я побежала к бабушке, ведь ей нужна моя помощь!
Воспитатель. Все свои сокровища природа отдает человеку и за все просит только одного: беречь ее!