ольга собенникова
Кинезиология в физическом воспитании детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Кинезиология в физическом воспитании детей дошкольного возраста.
Забота о здоровье детей - это величайший труд педагога
Сухомлинский В. А.
Публикация «Кинезиология в физическом воспитании детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Кинезиология. Кинезиологические упражнения и игры для детей
- Темочки
Одной из важнейших задач нашего общества является формирование жизнеспособного, здорового подрастающего поколения. В условиях неблагоприятной экологической обстановки, неустойчивых социальных условий проблема здоровья детей является особенно актуальной, и начинать решать эту важную проблему необходимо с самых первых дней жизни ребенка. Поэтому в детских садах большое внимание уделяется сбережению и укреплению здоровья детей. Одним из путей решения этой проблемы является целенаправленное использование в процессе физического воспитания дошкольников известных физкультурно-оздоровительных методик и инновационных здоровьесберегающих технологий, адаптированных к возрастным особенностям детей.
Цель здоровьесберегающих технологий, обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать знания в повседневной жизни.
В нашем образовательном учреждении физкультурно - оздоровительная работа ведется постоянно и систематически. Все мероприятия выстроены в последовательную цепочку и равномерно распределены на весь день в различных видах деятельности. Ведется совместная деятельность педагогов, каждый из нас информирует друг друга об особенностях детей, конкретизируя именно ту часть информации, которая может быть полезна специалисту. Используются разнообразные формы работы. Наглядные стенды знакомят родителей с жизнью ребенка в детском саду, с возрастными физиологическими особенностями детей, проводятся индивидуальные консультации, спортивные праздники совместно с родителями. Проводимая физкультурно-оздоровительная работа позволяет привлечь родителей к совместным усилиям по оздоровлению детского организма в течения пребывания в дошкольном учреждении. В ДОУ функционирует бассейн. Дети физически развиты, они имеют сформированные представления о здоровом образе жизни, владеют приемами самомассажа. Выполняют физические упражнения из разных исходных положениях четко и ритмично. Проявляют интерес к физической культуре.
Но надо двигаться дальше, и стал такой вопрос, а может ли физическая культура помочь ребенку развить психические процессы.
А теперь представьте себе с какими трудностями столкнётся будущий школьник с «тусклыми мозгами», так как учёба в школе требует в первую очередь концентрации внимания, хорошей краткосрочной памяти и правильной речи. Но это касается не только школьников, но и взрослых Что мы можем дать ребёнку, если у нас самих «затуманенное мышление». Мы не сможем иметь здоровых, счастливых, уравновешенных детей, если сами не достигнем сбалансированности, если сами находимся в хронической смене полярности.
Одним из универсальных методов, которая нам может помочь является кинезиология- наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Эти упражнения позволяют, создать новые нейронные сети и улучшить межполушарное взаимодействие, которое является основой развития интеллекта.
Кинезиология - это методика сохранения здоровья путём воздействия на мышцы тела, т. е. путём физической активности. Кинезиологические упражнения - комплекс движений, позволяющий активизировать межполушарное взаимодействие, развивать комиссуры (нервные волокна, осуществляющие взаимодействие между полушариями) как межполушарное интеграторы, через которые полушария обмениваются информацией, происходит синхронизация работы полушарий. Упражнения позволяют активизировать межполушарные взаимодействия, приводят к гармонизации баланса жизненной энергии у человека и обладают оздоравливающим и антистрессорным эффектом, снижают утомляемость, повышают способность к произвольному контролю, улучшают мыслительную деятельность, память и внимание. Особенно эффективной оказалась кинезиологическая гимнастика у детей, т. к. пластичность детского мозга является благоприятной почвой для его развития.
По исследованиям физиологов правое полушарие головного мозга - гуманитарное, образное, творческое – отвечает за тело, координацию движений, пространственное зрительное и кинестетическое восприятие. Левое полушарие головного мозга – математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое – отвечает за восприятие - слуховой информации, постановку целей и построений программ. Единство мозга складывается из деятельности двух полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело).Нарушение межполушарной передачи информации искажает познавательную деятельность.
Кинезиология - наука о развитии головного мозга через движение. Кинезиологические упражнение – это комплекс движений позволяющих активизировать межполушарное воздействие. Кинезиологические упражнения развивают мозолистое тело, повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению память и внимания, облегчают процесс чтения и письма, благотворно воздействуют на весь организм ребенка.
Работы В. М. Бехтерева, А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурия, Н. С. Лейтеса, П. Н. Анохина, И. М. Сеченова доказали влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Следовательно, развивающая работа должна быть направлена от движения к мышлению, а не наоборот.
Поэтому, главной целью моей работы стало: помочь педагогам, родителям усвоить применение кинезиологических упражнений в развитии интеллектуальных способностей; помочь ребенку применять эти упражнения в свободной деятельности для развития своего интеллекта и снятия мускульной зажатости в стрессовых ситуациях.
Были определены следующие задачи:
- изучить, проанализировать психолого- педагогические основы метода кинезиологии и развития интеллекта детей дошкольного возраста.
-определить основные приемы и формы использования кинезологических упражнений и разработать методику их комплексного применения
- помочь педагогам, родителям изучить и усвоить применение кинезиологических упражнений
- помочь ребенку самостоятельно применять эти упражнения в свободной деятельности для развития своего интеллекта и снятия мускульной зажатости в стрессовых ситуациях.
На данный момент мы подготовили и провели :
Для педагогов консультацию «Что такое кинезиология», мастер –класс «Зарядка для ума и тела», тренинговые занятия.
Для родителей: родительские собрания, индивидуальные консультации, стендовые консультации «Кинезиология для детей», мини-тренинги.
Для детей созданы картотеки кинезиологических упражнений, комплексы утренней гимнастики с применением кинезиологических упражнений, альбом «Кинезиологические сказки»
Кинезиологические упражнения регулярно применяем на фронтальных занятиях в форме динамических пауз, пока расставляется спортивное оборудование, а также на утренних гимнастиках. Дети очень любят играть с нестандартным оборудованием, придумывать для них новое применение, поэтому детям предлагаем нетрадиционные игры с использованием различных предметов: «Перебери крупу», «Шаловливый клубок», «Составление фигурок из счетных палочек», «Ловкая резинка», «Шустрый мячик», «Мамины бигуди», «Плетение кос», «Прищепки – кусачки», «Хитрые решетки», «Наши карандаши», «Заботливые щетки».
С раннего возраста дети учатся выполнять пальчиковые игры от простого к сложному. Далее ребенок выполняет кинезиологические упражнения со взрослым. Усвоив приемы кинезиологических упражнений применяет их в самостоятельной деятельности и устанавливает межличностный контакт со сверстниками.
Кинезиологические упражнения для дошкольников несложны, дети с легкостью и большим интересом их выполняют. К ним относятся следующие виды развивающих действий:
1. Растяжки - нормализуют гипертонус (неконтролируемое чрезмерное напряжение) и гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость).
2. Дыхательные упражнения - улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность, применяются в основном в вводной и заключительной части занятия.
3. Глазодвигательные действия - помогают снять у детей мышечные зажимы, а также способствуют лучшему взаимодействию двух полушарий.
4. Телесные движения - развивают межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы.
5. Упражнения для развития мелкой моторики - стимулируют речевые зоны головного мозга.
6. Массаж - воздействует на биологически активные точки.
7. Релаксация- способствует расслаблению, снятию напряжения.
Изучив, методы мы можем дать рекомендации по применению кинезиологических упражнений в работе с детьми:
-проводятся занятия в доброжелательной обстановке
-используются систематически
-темп заданий наращивается и уложняется
-от детей требуется точное выполнение движений и приемов
-используются разнотипные и однотипные движения рук
-включаются все 5 пальцев каждой руки
- используются движения на сжатие, растяжение и расслабление мышц
-примененяются упражнения на занятиях и в свободное время
-проводятся кинезиологические упражнения перед интенсивной умственной нагрузкой
-продолжительность занятий составляет от 5-10 до 20-35 минут в день, в зависимости от возраста
-упражнения выполняются в медленном темпе от 3 до 5 раз, сначала одной рукой, затем другой рукой, а в завершение - двумя. Все указания даются чётко, спокойно, педагог следит за правильностью выполнения заданий
-упражнения проводятся только в том случае, если идет стандартная учебная работа, творческую деятельность прерывать нецелесообразно.
Применение в физическом воспитании здоровьесберегающей кинезилогической технологии в нашем детском саду значительно повысило результативность воспитательно-образовательного процесса :
-дети стали более активны, инициативны, работоспособны, уверены в своих силах и возможностях
- улучшилась память и внимание
-гармонизировались процессы торможения и возбуждения, стала более высокая продуктивность деятельности
- снизилась заболеваемость и повысился уровень здоровья детей
Результаты убеждают в правильности и действенности, выбранных мною мер в совершенствовании физкультурно-оздоровительной работы. На мой взгляд, очень важно, чтобы к моменту поступления в школу, ребенок обладал хорошим физическим и психическим здоровьем.
Польза, которую приносят эти упражнения, колоссальна. Ребенок не только становится сообразительным, активным, энергичным контролирующим себя, улучшается его речь и координация пальцев.
В заключении хотелось бы сказать : Вы хотите видеть детей здоровыми и умными? Займитесь кинезиологией и пусть ваши дети освоят её вместе с вами.
Список литературы:
1. Деннисон П. Деннисон Г. Гимнастика мозга М, 1997.
2. Сиротюк А. Л. Обучение детей с учетом психофизиологии. М. 2000.
3. Сиротюк А. Л. Упражнения психомоторного развития дошкольников. Практическое пособие М. Аркти 2008.
4. Шанина Г. Е. Упражнения специального кинезиологического комплекса для восстановления межполушарного взаимодействия у детей и подростков. М, 1999.