Неволина Наталья
Кинезиология — гимнастика мозга
▼ Скачать + Заказать документы
Кинезиология – «Гимнастика мозга»
Происходящие изменения в обществе и принятые стандарты дошкольного образования выдвинули новые требования к системе образования. Дошкольное учреждение призвано создать условия для интеллектуального, творческого, эмоционального, физического развития ребенка и осуществить его подготовку к школе. Самый благоприятный период для развития интеллектуальных и творческих возможностей человека – от 3 до 9 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована.
Публикация «Кинезиология — гимнастика мозга» размещена в разделах
- Кинезиология. Кинезиологические упражнения и игры для детей
- Нейропсихологические игры и занятия
- Темочки
Актуальность работы обусловлена необходимостью формирования интеллектуальных способностей через метод межполушарного взаимодействия. Это позволяет избегать трудности у детей в обучении и в создании условий для формирования новых возможностей искомых психических навыков и процессов, которые могут сформироваться и стать нужными ребенку через кинезиологические приемы и методы. Ведь работа здесь направлена от движений к мышлению, а не наоборот.
Кинезиология – это наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения.
Кинезиология существует уже 2000 лет и используется во всем мире. У истоков кинезиологии стояли Гиппократ и Аристотель.
Современные кинезиологические методики направлены на активизацию различных отделов коры больших полушарий головного мозга, что позволяет развивать врожденные способности человека, выявлять его скрытые способности.
Современный мир, наполненный обилием компьютеров, различных гаджетов, не требует от детей ручных усилий, и поэтому моторные навыки ослабляются: дети плохо держат карандаш, кисточку, ножницы, отчего и происходят постоянные зажимы кисти, что ведет к нарушению даже эмоционального состояния. А все это в дальнейшем сказывается на восприятии и усвоении любого обучающего материала и на здоровье. Кинезиология, которая и развивает с помощью рук межполушарное взаимодействие, относится к здоровьесберегающей технологии. Поэтому одной из главных наших задач является всесторонней развитие личности ребенка с целью улучшения эмоционального самочувствия детей, обогащения новыми методами и приемами обучения интеллектуальным способностям, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка. В свете этого метод кинезиологии стал очень актуален, ведь для детей и взрослых этот метод был в новинку. Это вызывало особенный интерес к моим занятиям, и я начала применять в своей работе с детьми младшего дошкольного возраста приемы и методы кинезиологии.
По степени новизны опыт является поисково – изобретательным, так как при разработке форм и видов работы мной применяются новые способы применения кинезиологических упражнений в развитии интеллекта. А также эту задачу помогает решать применение нетрадиционных пособий.
Основная цель моей работы – выявление уровня развития интеллекта и проведение мероприятий по формированию благоприятного его развития в семье и детском саду.
Мною были определены следующие задачи
• -проанализировать психолого-педагогические основы метода кинезиологии и развития интеллекта у детей дошкольного возраста.
• -определить основные методы, приемы, формы использования кинезиологических упражнений в процессе интеллектуального и речевого развития детей и разработать методику их комплексного применения.
• -помочь родителям, педагогам и детям усвоить применение кинезиологических упражнений в развитии интеллектуальных способностей
• -помочь ребенку самостоятельно применять эти упражнения в свободной деятельности для развития своего интеллекта и снятия мускульной зажатости в стрессовых ситуациях.
Специфическими задачами являлись такие:
• развитие межполушарной специализации;
• развитие межполушарного взаимодействия;
• синхронизация работы полушарий;
• развитие мелкой моторики;
• развитие способностей;
• развитие памяти, внимания, речи;
• развитие мышления;
Практическая значимость опыта работы заключается в том, что разработанная система игр и упражнений с использованием кинезиологических упражнений, направленных на формирование у дошкольников полноценной речи, интеллектуальных способностей, может быть использована в работе с детьми как учителем-логопедом, педагогом-психологом, воспитателями групп и родителями.
По мнению учёных, кинезиологические упражнения необходимо проводить ежедневно. Обучение я начала с детьми 1 младшей группы. Вначале это были пальчиковые игры, которые я разучивала с детьми по принципу: от простого к сложному.
После того как дети научились выполнять пальчиковые игры, постепенно от занятия к занятию увеличиваю время и сложность игровых упражнений. Продолжительность занятий зависит от возраста и может составлять от 5-10 до 20-30 минут в день. Для эффективной результативности работы я учитывала определенные условия:
• Упражнения проводятся утром.
• Упражнения проводятся ежедневно, без пропусков.
• Упражнения проводятся в доброжелательной обстановке.
• Упражнения проводятся стоя, в ходьбе и сидя за столом.
• От детей требуется точное выполнение движений и приемов;
• Упражнения проводятся по специальным комплексам, длительностью 2 недели.
Кинезиологические упражнения я использую, как на самих развивающих занятиях, в качестве динамических пауз (отдыхалочек, так и перед занятиями как организующее звено, настраивающее детский организм на плодотворную работу во время занятий.
Проведя целенаправленную работу по развитию межполушарного взаимодействия с детьми в течение года, я могу сказать, что кинезиологические упражнения благотворно влияют не только на работу мозга, но и всего организма в целом. Они не требуют какой-то определенной подготовки, как от педагога, так и от детей. На мой взгляд, видны следующие результаты:
• снизилась тревожность, дети стали спокойнее и увереннее;
• улучшились навыки самообслуживания;
• развивается устная речь;
• формируется логическое мышление;
• улучшаются коммуникативные навыки;
• улучшаются внимание, память, воображение.
Упражнения на развитие межполушарного взаимодействия просты, забавны, полезны, практически не требуют дополнительного времени для их проведения. Они могут занимать внимание детей, как в организованной деятельности в детском саду, так и в домашних условиях.