Елена Кубасова
Кинезиологические упражнения с речевым сопровождением для дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
УПРАВЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА «СЫКТЫВКАР»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ПРОГИМНАЗИЯ № 81» Г. СЫКТЫВКАРА
(МАОУ "Прогимназия №81")
Методическая разработка по теме:
Кинезиологические упражнения с речевым сопровождением для дошкольников
Составитель: воспитатель Кубасова Е. Н.
Содержание
1. Введение
Темочки:
- Кинезиология. Кинезиологические упражнения и игры для детей
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
2. Методические рекомендации по проведению кинезиологических упражнений.
3. Развивающие кинезиологические упражнения с речевым сопровождением.
4. Приложение.
Введение
Развитие интеллекта напрямую зависит от сформированности полушарий головного мозга, их взаимодействий. Постоянно растущее число детей с нарушениями в физическом и психическом развитии ставит перед педагогом задачу поиска эффективных форм и приемов профилактики и укрепления здоровья малышей в условиях дошкольного образовательного учреждения.
В своей практической деятельности я стала активно использовать «Развивающую кинезиологию».
Кинезиология – наука о развитии умственных способностей через определенные двигательные упражнения. И именно они позволяют создать новые нейронные связи и улучшить работу головного мозга, отвечающего за развитие психических процессов и интеллекта.
Авторы практической кинезиологии считают, что скорректировать, частично восстановить согласованность в работе правого и левого полушарий, усилить самоконтроль за своими эмоциями помогут специфические движения кинезиологии.
Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. При этом, чем более интенсивна нагрузка (в допустимых пределах, тем значительнее эти изменения. Сила, равновесие, подвижность, пластичность нервных процессов осуществляется на более высоком уровне. Совершенствуется регулирующая и координирующая роль нервной системы.
Цель использования кинезиологических упражнений : развитие интеллектуальных способностей и сохранение психологического здоровья детей дошкольного возраста через применение метода кинезиологии.
Задачи:
1. Способствование положительной динамике развития интеллектуальных способностей у дошкольников.
3. Развивитие познавательного интереса к здоровому образу жизни.
4. Развитие моторной сферы ребёнка.
5. Развитие межполушарной специализации.
6. Развитие межполушарного взаимодействия.
7. Развитие речи.
Методические рекомендации по проведению кинезиологических упражнений
Основным требованием к квалификационному использованию специальных кинезиологических комплексов является точное выполнение движений и приемов.
Педагог обязан сначала сам освоить упражнения практической кинезиологии упражнения до уровня осознания субъективных признаков изменений, происходящих в системах организма.
Применение специальных кинезиологических упражнений возможно как на предметных, так и на специальных занятиях кинезиологии, упражнения возможно использовать и как организационный момент в начале занятия.
Кинезиологические занятия и упражнения дают как немедленный, так и кумулятивный (накапливающийся) эффект, повышая умственную работоспособность и оптимизируя психоэмоциональное состояние. Упражнения развивающей кинезиологии необходимо проводить ежедневно.
Упражнения отрабатываются длительное время, от простого к сложному. После того как дети научились выполнять пальчиковые игры, с 4 лет дается комплекс пальчиковых кинезиологических упражнений. Ребенок выполняет вместе с взрослыми, затем самостоятельно по памяти, постепенно от занятия, к занятию увеличивая время и сложность. Упражнение выполняется сначала правой рукой, затем левой, затем двумя руками вместе.
При затруднениях взрослый предлагает ребенку помогать себе командами («плечо,пояс, локоток», произносимыми вслух или про себя. Педагог контролирует точное выполнения упражнений, которые могут проводиться стоя или сидя за столом.
Для детей дошкольного возраста упражнения проводятся в игровой и образной форме. Дети вместе со взрослым повторяют речевое сопровождение всех упражнений.
Занятия проводятся в доброжелательной обстановке.
Упражнения могут проводиться стоя или сидя за столом.
Кинезиологические упражнения возможно использовать в конце занятий по развитию лексико-грамматических средств речи и ознакомлению с окружающим в качестве динамических пауз.
Развивающие кинезиологические упражнения с речевым сопровождением
«Лезгинка» - «Улитка».
Левая рука сложена в кулак, большой палец отставлен в сторону, кулак развернут пальцами к себе. Правая рука прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно меняется смена правой и левой рук в течение 6—8 смен позиций. Добиваться высокой скорости смены положений.
К нам улитка приползала.
Свои рожки выставляла.
По тропинке проползла,
На листочке тлю нашла.
К ней сестричка подползала,
Свои рожки выставляла.
На листочек заползла,
Угощенье приняла.
2. «Кулак—ребро—ладонь» - «Осенние листья».
Ребенку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости; ладонь, сжатая в кулак; ладонь ребром на плоскости стола; распрямленная ладонь на плоскости стола. Ребенок выполняет пробу вместе с педагогом, затем по памяти в течение 8—10 повторений моторной программы. Проба выполняется сначала правой рукой, затем — левой, затем — двумя руками вместе. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении педагог предлагает ребенку помогать себе командами («кулак—ребро—ладонь», произносимыми вслух или про себя.
Листья падают с деревьев,
Их разносит быстрый ветер.
Дворник листья подметает,
Ветер листьями играет.
3. «Колечко»-«Ежик».
Упражнение проводится с использованием тренажера су-джок.
Поочередно и как можно быстрее перебирать пальцы рук, держа при этом су-джок шарик. соединяя в кольцо с большим пальцем плавно и поочередно последовательно указательный, средний и т. д. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.
На пенечке Еж сидит,
На меня он не глядит. (кругообразные движения по ладошке)
Он иголки выпускает, (поочередно перебирать пальцы рук на су-джоке)
Большой-указательный,
Большой-средний,
Большой-безымянный,
Большой-мизинец…
Никого не подпускает.
По тропинке убегает (раскатывание шарика между ладонями)
След от лапок оставляет (поочередное сжимание су-джока в руке).
4. "Цепочка"
Круглые колечки-звенья для цепочки
Маме мы подарим: радоваться станет!
Поочередно перебирать пальцы рук, соединяя с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Упражнение выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном порядке (от мизинца к указательному пальцу).
Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.
5.“Медведь”
Кисть одной руки лежит на столе ладонью вниз, пальцы разведены. Другая рука указательным пальцем по очереди прижимает каждый ноготь, катая его на подушечке вправо-влево. На каждую строчку разминаем один палец.
Шел медведь к своей берлоге, (мизинец)
Да споткнулся на пороге. (безымянный)
«Видно, очень мало сил (средний)
Я на зиму накопил», - (указательный)
Так подумал и пошел (большой)
Он на поиск диких пчел. (большой)
Все медведи – сладкоежки, (указательный)
Любят есть медок без спешки, (средний)
А наевшись, без тревоги (безымянный)
До весны сопят в берлоге. (мизинец)
“Щелчки”
Ладонь прижата к столу, пальцы разведены. Другая рука поднимает пальцы по одному (лежащая рука с силой прижимается, сопротивляясь подъему). Затем палец опускается, и он со стуком падает вниз. На каждую строчку один палец.
Поднял ушки бурундук. (мизинец)
Он в лесу услышал стук: (безымянный)
- Это что за громкий стук, (средний)
Тук да тук, тук да тук? (указательный)
- А пойдем, - сказал барсук, - (большой)
Сам увидишь этот трюк: (большой)
Это дятел сел на сук (указательный)
И без крыльев и без рук (средний)
Ищет он, где спрятан жук, - (безымянный)
Вот и слышен перестук! (мизинец)
Метод кинезиологии влияет не только на психическое и физическое здоровье, он позволяет активизировать различные отделы коры больших полушарий, что способствует развитию интеллектуальных способностей человека. В частности, применение данного метода позволяет улучшить у ребенка, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю, стрессоустойчивость.
Использованная литература
1. Семенович А. В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте: Учебное пособие для высших учебных заведений. – М., 2002.
2. Сиротюк А. Л. Коррекция обучения и развития школьников. М., 2002.
Приложение 1
Конспект занятия познавательного цикла «Передай добро по кругу»
Цель: Продолжать формировать четкие представления о добре и зле.
Программное содержание:
Уточнить представление детей о добрых и злых чувствах и поступках и их последствиях, развивать умение высказывать суждения.
Закрепить умение определять эмоциональное состояние близких, знакомых, побуждать к оказанию помощи.
Развивать межполушарное взаимодействие.
Воспитывать доброту, чуткость, сострадания и сопереживания.
Предварительная работа: чтение сказок с описанием добрых и злых героев. Чтение стихотворений «Что такое хорошо и что такое плохо?» (Владимир Маяковский) ; «Доброта» (Р. Сеф)
Оборудование:
Ход:
1. Психол. Игра -«Здравствуйте»
дети собираются в круг и, взяв за руки соседа говорят ему» здравствуй, или добрый день, утро, обращаясь по имени»
как хорошо у нас получилось! Настроение хорошее от добрых слов.
-
2. вхождение в ситуацию
Ребята! Давайте вспомним стихотворение Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо». Какие поступки автор называет хорошими. а какие плохими
Ответы детей
3. Игра «Собери картинку».
-Ребята на ваших столах лежат конверты. Возьмите и откройте их. В этих конвертах находятся осколочки, из которых вы можете собрать картинку. (Дети собирают) .сюжетные зарисовки «хорошо-плохо»
- Что изображено на картинке?
- Какой это поступок: добрый или злой?
- Какие чувства вызывает у вас этот поступок?
Ответы детей по ситуации
4. Актуализация знаний с опорой на жизненный опыт.
- Какого человека можно назвать добрым? Кого называют злым?
-Добрый - это тот, кто помогает взрослым, не обижает младших, защищает слабых. Добрый человек старается быть аккуратно одетым, вежливым, уважительным в общении с товарищами и взрослыми доброжелательными, внимательными к окружающим, говорит только правду,
Вспомните, часто ли вы употребляете добрые слова. Их ещё называют «волшебными словами».
- Как ведут себя добрые люди? А как ведут себя злые люди?
- Кого из своих родных или знакомых вы можете назвать добрыми людьми? почему?
- Приведите примеры злых героев из фильмов, мультфильмов?
-Как вы думаете, что такое доброта?
Доброта- это чуткость, отзывчивость по отношению друг к другу. Это помощь людям, животным и растениям.
5. Игра «Наши добрые дела».
Сейчас мы с вами поиграем в интересную игру «Наши добрые дела». Для этой игры вам понадобятся ладошки и ушки, которые будут меня внимательно слушать. Я называю вам разные поступки, если я назвала «добрый поступок», вы радостно хлопаете в ладоши, если «злой» - закрываете лицо ладошками.
(порвать книгу; защитить слабого; обидеть друга; проведать больного друга; поссориться с мамой; толкнуть ногой щенка; помочь младшей сестре одеться ;ударить котенка; сделать зимой для птиц кормушки; разорять птичьи гнезда; стрелять в птиц из рогатки; не оказывать помощь в трудную минуту, помогать младшим и слабым; всегда говорит правду; помогать маме) .
-Какие из поступков вам понравились?
-что вы посоветовали бы друг другу.
6. Физминутка «кинезиологическое упражнение «Осенние листочки»(«Кулак,ребро,ладонь»).
Листья падают с деревьев,
Их разносит быстрый ветер.
Дворник листья подметает,
Ветер листьями играет.
–мы немного отдохнули. теперь давайте подумаем
- следует ли спешить делать добрые дела и радовать других?
6. Игра «Торопись обрадовать».
- Дарить радость – значит – творить добро. И сейчас мы с вами попробуем подарить друг другу радость. Поиграем в игру «Торопись обрадовать».
Дети встают в круг. Под музыку они передают по кругу ленточку, пока музыка не остановится. У кого в этот момент окажется ленточка, тот должен обрадовать своего соседа, сказав ему что-то доброе. ( Пример: ты всегда добрый, внимательный, приветливый, со всеми здороваешься, улыбаешься, говоришь добрые слова ….).
7. Итог.
- Ребята, как много добрых и хороших слов вы сказали друг другу – и это заставило вас улыбнуться, посмотрите, даже в группе стало теплее и светлее. Давайте еще раз улыбнемся друг другу. Я хочу, чтобы вы всегда заботились и помогали друг другу, не давали друг друга в обиду и были внимательными друг к другу. Спешите делать добро!
Капельки добра, сливаясь превращаются в ручеёк, ручейки в реку, реки в море добра.
А в заключении, мне хочется пожелать вам доброты, словами из стихотворения
Хочу я, чтоб добро к тебе пришло,
Как свет весенний, как тепло костра;
Пусть для тебя источником добра
Не станет то, что для другого зло.
(А Кешоков) .
Приложение2
Технологическая карта
«Здоровьесберегающие технологии»
Параметры Характеристика
Название технологии Технология развития психических функций организма.
Вид Развивающая кинезиология.
Автор (если есть) Доктор Джордж. Именно он разработал свой собственный метод работы с мышцами и назвал его «прикладной кинезиологией».
Информационный источник (где можно найти информацию) А. Л. Сиротюк «Обучение детей с учетом нейропсихофизиологии» (практическое руководство для родителей и учителей).-М. Сфера 2001г.
Краткое описание Название «кинезиология» происходит от греческого слова «кинезис» (kinesis, что означает «движение». Имеется в виду мышечное движение. Греческое же происхождение имеет и слово «логос» (logos, которое обычно переводят как «наука».
Кинезиология-наука о развитии головного мозга через движение. Данные методики направлены на активизацию различных отделов коры больших полушарий мозга.
Гармоничное развитие правой и левой частей мозга способствует высокому уровню интеллекта. И тут тоже приходит на помощь кинезиология. Упражнения способствуют умственному развитию детей и раскрытию их талантов и способностей. Основные блоки коррекционной программы направлены на энергетическое воздействие, прием и переработку информации, а также на регулятивную деятельность.
Цели Развитие межполушарного взаимодействия и, как следствие. улучшение результатов коррекции устной и письменной речи.
Возрастная категория детей Дошкольный : средний, старший возраст.
Виды деятельности (формы работы, методы, приемы) Упражнения с перекрестными движениями, зрительные упражнения, «зеркальное» рисование и печатание, дыхательная гимнастика.
Оборудование Карточки-опоры при зрительных упражнениях, су-джок шарики.
Критерии оценки эффективности Повышение умственной работоспособности.
Стабилизация психоэмоционального состояния.
Четкая переключаемость разнообразных движений.
Улучшение памяти и концентрации внимания.