Анна Владимировна Фоминцева
Кинезиологические упражнения для детей с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
«Движение может заменить лекарство, но ни одно лекарство не заменит движение»
Ж. Тассо
Движения детей с общим недоразвитием речи отличается неловкостью, плохой координированностью, чрезмерной замедленностью или, напротив, импульсивностью. Это служит одной из причин, затрудняющих овладение простейшими, жизненно необходимыми умениями и навыками самообслуживания. В дошкольном возрасте многие дети, с которыми специально не проводилась длительная, целенаправленная работа, не могут самостоятельно одеться и раздеться, правильно сложить свои вещи.
Публикация «Кинезиологические упражнения для детей с ОНР» размещена в разделах
Особую сложность представляет для них застегивание и расстегивание пуговиц, а также зашнуровывание ботинок. Неловкость движений дошкольников обнаруживается в ходьбе, беге, прыжках, во всех видах практической деятельности. Слабое развитие моторики сказывается на других видах деятельности у детей с общим недоразвитием речи. Так, их рисунки выполнены нетвердыми, кривыми линиями, отдаленно передающими контур предмета.
Недостаточностью моторики в определенной мере обусловлены свойственные детям с общим недоразвитием речи нарушения произносительной стороны речи. Фонетически правильная устная речь предполагает точную координацию движений органов речи. Нарушения моторики, проявляющиеся в походке и ручной деятельности детей, находят свое отражение и в их речевой деятельности. Учеными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышлением ребенка.
Уровень развития мелкой моторики один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики умеет логически рассуждать: у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности с овладением навыка письма. Техника письма требует сложной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания. Нарушения моторики, как артикуляционной, так и мелкой может создать трудности в овладении письменной речью, привести к возникновению негативного отношения к учебе, к осложнениям в адаптационный период к школьным условиям. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развитие навыков ручной умелости. Работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления ребенка в школу.
Уделяя должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие моторики и координации движения рук, родители и педагоги решают сразу две задачи: развитие речи и навыков письма. Изучение теоретического материала дают возможность сделать вывод: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится на высоком уровне.
Кинезиология – наука о развитие головного мозга через движение. Кинезиологические упражнения – это комплекс движений, позволяющих активировать межполушарные воздействия.
Кинезиологические упражнения в данной консультации можно использовать для развития крупной и мелкой моторики и развития межполушарного взаимодействия коры головного мозга ребенка.
Вашему вниманию хочу представить несколько простых упражнений :
1. Упражнение «Колечко»
2. Упражнение «Ухо-нос»
3. Упражнение «Зеркальное рисование»
4. Упражнение «Дорисуй картинку»
5. Упражнение «Скопируй точки, как на образце»
6. Упражнение «Рисуй не отрывая карандаша»
7. Упражнение «Выложи картинку по памяти, по образцу, по инструкции педагога»
8. Упражнение «Найди отличия»
9. Упражнение «Собери бусы по цвету, форме, размеру, схеме»
10. Упражнение «Веселые человечки»
Консультация рекомендуется родителям, студентам и педагогов детских садов для подготовки успешному обучению в школе и развитию ребенка.