Елена Шаипова
Кейс игр и игровых упражнений по формированию основ гражданско-правовой культуры у детей старшего дошкольного возраста
Кейса игр и игровых упражнений по формированию основ гражданско-правовой культуры у детей старшего дошкольного возраста.
Повседневные социально-бытовые ситуации
«Каждый человек имеет право»
№1
Тема: «Как тебя зовут?».
Цель: формировать представления о личных правах человека: право на имя; воспитывать у детей уважительное отношение к праву как ценности человека; подвести детей к пониманию того, что у каждого ребенка есть свое имя.
Материалы: мяч.
Описание действия: Игра с мячом «Дин - дон».
Дети, сидя в кругу, передают друг другу мяч и называют свои имена.
Дин – дон, дин – дон, по улице ходил слон.
Ну а наша детвора начала игру в слова.
Раз, два, три, не зевай, имена называй.
Как зовут цыпленка? Цып-цып-цып!
Как зовут котенка? Кис – кис – кис!
Ну а как ребенка?.
№2
Тема: «Давайте познакомимся».
Цель: формировать представления о личных правах человека: на свете существует много разных имен, каждый человек дорожит своим именем; воспитывать осознание собственных прав.
Материалы: игрушка.
Описание действия: назвать свое имя, передавая игрушку по кругу.
№3
Тема: «Не поделили игрушку».
Цель: формировать представления о личных правах человека: замечать проблемы во взаимоотношениях с окружающими и конструктивно их решать; недопустимыми в отношениях между людьми являются грубое обращение. Каждый человек имеет право на владение собственным имуществом. У маленьких детей тоже есть своё имущество (фантики, заколки для волос, машинки и т. п.). Недопустимо пользоваться имуществом человека без его разрешения.
Материалы: игрушка.
Описание действия: назвать свое имя, передавая игрушку по кругу.
№4
Тема: «Мамины помощники».
Цель: формировать представления о личных правах человека: каждый человек имеет право жить в семье, и у него есть право знать своих родителей. Закрепить понимание детей, что в семье у каждого члена есть свои обязанности, которые зависят от возраста, интересов и необходимости.
Материалы: Картинки с изображением членов семьи Домик с окошками, картинки с изображением членов семьи
Описание действия: Распределить картинки с изображением членов семьи между игроками. Детям предлагается подобрать каждому члену семьи орудия труда, объяснить, что с ними можно делать, с какой целью: кто еще может выполнять данную работу.
№5
Тема: «Посели в дом эту дружную семью»
Цель: формировать у детей знания о правах ребенка в семье; развивать правовое мировоззрение и нравственные представления; воспитывать чувство семейной сплоченности, чувство самоуважения и уважения к другим людям.
Материалы: Картинки о правах ребенка в семье
Описание действия: Ребенок берет паровозик и прикрепляет к нему вагончики согласно цветовой табличке, взрослый (педагог) разъясняет значение каждой картинки
№6
Тема: «Связующая нить».
Цель: формировать представления детей о социальных и культурных правах человека; дать детям знания о том, что всех нас связывает то, что мы — люди и имеем одинаковые права; развивать уважение к достоинству и личным правам другого человека независимо от его социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, пола, возраста.
Материалы: Картинка солнышко, картинки с изображением детей разных национальностей
Описание действия: Дети поочередно выбирают картинки, которые соответствуют статьям Конвенции, где не нарушены права детей. В ходе игры педагог и дети составляют «Дружное солнышко».
№7
Тема: «Кто имеет право жить в этом доме?»
Цель: формировать представления о личных правах человека: дать знания детей о праве на неприкосновенность жилища, защиту от вмешательства в личную жизнь; формировать способности к социальной безопасности; учить детей рассуждать и делать выводы.
Материалы: Мяч
Описание действия: Дети берут картинку и рассказывают о том, что на ней нарисовано, объясняя, как нужно поступить в данной ситуации. Дети должны передавать друг другу мяч и называть номера домов, квартир и названия улиц, на которых они проживают.
№8
Тема: «Помогаю взрослым».
Цель: подвести детей к осознанию принадлежности к человеческому роду, своей семье; вызывать у детей чувство единства и общности со своей семьей; закрепить с детьми понятие обязанности.
Материалы:
Описание действия: ребёнок с помощью движений показывает, как он помогает родным по дому, а остальные дети внимательно наблюдают и отгадывают, что хотел «рассказать» их товарищ.
№9
Тема: «Мы разные»
Цель: формировать представления о личных правах человека; развивать уважение к достоинству и личным правам другого человека независимо от его социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, пола, возраста.
Материалы: Картинки с изображением детей разных рас и национальностей и картинки из их жизни.
Описание действия: Все вместе с ведущим встают в круг. По желанию вызывается один из детей. Ведущий задает ему вопросы: Кто из нас самый высокий? Кто из нас самый низкий? Кто из нас самый полный? У кого из нас самые темные, светлые волосы? У кого есть бант? И т. д. Подводя итог, ведущий говорит, что все мы разные, у каждого из нас есть что-то такое, чего нет у других. Каждый из нас уникален и хорош по-своему.
№10
Игровое упражнение: «Давай помечтаем. На каком транспорте ты отправишься в путешествие».
Цель: формировать представления детей о социальных и культурных правах человека: право на отдых и оздоровление; воспитывать у детей уважительное отношение к праву как ценности человека.
Материалы: поле лабиринт с картинками моря, деревни, города. Картинки транспорта – машина, самолёта, парохода.
Описание действия: Ребёнок сам приклеивает транспорт на определённое место. По дорожке проводит пальчиком и смотрит, куда привёз его этот транспорт. Спросите ребёнка, сможет ли он доехать до острова в море на машине и так далее. Куда бы он хотел отправиться в путешествие. Куда он уже ездил со своими родителями.
№11
Игровое упражнение: «Помоги Вике подготовиться к занятиям».
Цель: формировать представления детей о социальных и культурных правах человека: право на получение образования; формировать у детей элементарные социальные умения и навыки ответственного и самостоятельного поведения.
Материалы: лист с изображенными силуэтами предметов, картинки предметов для учёбы.
Ход упражнения: на листе изображены силуэты предметов, необходимые для учёбы. Ребёнок размещает на листе эти предметы, называя их и рассказывая для чего они нужны. Может что-то ещё можно добавить, ребёнок выдвигает свои варианты.
Фольклорные произведения (пословицы, поговорки, сказки, былины).
№12
Тема «Помогите героям сказки «Репка» определить родственные отношения».
Цель: подвести детей к осознанию принадлежности к человеческому роду, своей семье; формировать знания о родственных связях; закреплять умение детей называть своих близких родственников.
Материалы: настольный театр сказка «Репка»; Карточки с членами семьи
Описание действия: Ведущий берет одну из кукол (например с дедушку, и задает игрокам вопросы, например: «Кто такой дедушка?», если тот, кто должен отвечать дает неправильный ответ – отвечает следующий игрок, тот, кто ответил правильно, получает маленькую карточку, затем игроки по очереди называют имена своих дедушек.
№13
Тема: «Подбери пословицу к картинкам».
Цель: - подвести детей к осознанию принадлежности к человеческому роду, своей семье; закреплять знания детей о том, что они имеют право жить и воспитываться в семье
Материалы: Картинки и пословицы к ним
Описание действия: Предложить детям подобрать пословицу к картинке
№14
Тема: «Отгадай, какое право нарушили герои сказок».
Цель: познакомить детей с основами прав с подачей материала в интересной форме через сказочных героев; воспитывать уважение к правам других людей; замечать проблемы во взаимоотношениях с окружающими и конструктивно их решать;
Материалы: Иллюстрации к сказкам
Описание действия: На картинках нарисованы ситуации из жизни сказочных героев. Дети рассматривают картинку и отвечают на вопросы воспитателя. Инсценировка с героями из сказки «Заюшкина избушка».
Заяц. Помогите! Помогите же кто-нибудь! Ребята со мной приключилась беда, попросилась ко мне Лиса в лубяную избушку, да меня и выгнала.
Лиса. А я разве виновата? Мой дом растаял, когда вышло солнце. Ведь он был ледяной, где теперь мне жить? Выгнала? Да, выгнала, ну и что? Подумаешь какой-нибудь, другой дом себе найдешь.
Заяц. Но ведь это мой дом. Не имеешь право, Лиса, ты меня выгонять (плачет).
Лиса. Я в лесу хозяйка, на все имею право!
Воспитатель: подожди, Лиса, успокойся. Сейчас разберемся. Мы у ребят спросим. Скажите, ребята, кто здесь прав и почему? (Ответы детей)
Каждый имеет право на неприкосновенность жилища.
Воспитатель. Вызывает ребенка и просит выбрать значок пиктограммы, которым обозначается право ребенка на неприкосновенность жилища.
Детская художественная литература
«Какие права имеют сказочные герои»
№15
Тема: «В гостях у Мойдодыра»
Цель: формировать представления детей о социальных и культурных правах человека: право на медицинское лечение; воспитание у детей потребности в чистоте и аккуратности. Стараться содержать своё тело в чистоте, мыть руки и лицо мылом, своевременно пользоваться средствами личной гигиены, чистить зубы. Развивать умение анализировать поступки персонажей знакомых сказок, делать выводы.
Материалы: Загадки о предметах личной гигиены, картинки с изображением предметов личной гигиены
Описание действия: Детям загадываются загадки от имени Мойдодыра, а дети находят отгадку в картинке
№16
Тема: «Чей малыш».
Цель: воспитывать у детей уважительное отношение к праву как ценности человека; вызывать у детей чувство единства и общности со своей семьей; формировать умение у детей соотносить животных и их детенышей; развивать зрительное внимание, навыки самоконтроля.
Материалы: Картинки с изображением животных и их детенышей
Описание действия: После просмотр мультфильма «Мамонтенок» участникам игры рекомендуется выбрать правильный ответ по принципу: «Чей детеныш». На экране появляется картинка с изображением животного и две картинки с изображением детенышей животных.
№17
Тема: «Что такое хорошо, что такое плохо».
Цель: формировать представления детей об элементарной системе общественного устройства страны, существовании законов и правил, регламентирующих жизнедеятельность общества; учить детей отличать хорошее поведение от плохого; обратить внимание на то, что хорошее поведение приносит радость, здоровье как тебе самому, так и окружающим тебя людям, и, наоборот, плохое поведение может привести к несчастию, болезни.
Материалы: Отрывки из художественных произведений, жизненные факты о хорошем и плохом поведении человека, детей, группы в картинках
Описание действия: Ребенку предлагается определить, «что хорошо, а что плохо», объяснить свое решение.
№18
Тема: «Помоги Буратино».
Цель: формировать представления детей о социальных и культурных правах человека: право на получение образования; формировать знания о праве на учебу; продолжать упражнять детей в развитии навыков классификации школьных принадлежностей, умении их называть; развивать память, внимание.
Материалы: Загадки и карточки с изображением школьных принадлежностей
Описание действия: Папа Карло отправляет Буратино в школу, а он хочет стать артистом. Ведущий читает загадки, а дети отгадывают, о каком предмете идет речь. Если ответ правильный, забирают карточку у ведущего и выкладывают ее на игровое поле. Выигрывает тот, кто первым заполнит игровое поле.