МААМ-картинки

Кейс игр и игровых упражнений по формированию основ гражданско-правовой культуры у детей старшего дошкольного возраста

Елена Шаипова
Кейс игр и игровых упражнений по формированию основ гражданско-правовой культуры у детей старшего дошкольного возраста

Кейса игр и игровых упражнений по формированию основ гражданско-правовой культуры у детей старшего дошкольного возраста.

Повседневные социально-бытовые ситуации

«Каждый человек имеет право»

№1

Тема: «Как тебя зовут?».

Цель: формировать представления о личных правах человека: право на имя; воспитывать у детей уважительное отношение к праву как ценности человека; подвести детей к пониманию того, что у каждого ребенка есть свое имя.

Материалы: мяч.

Описание действия: Игра с мячом «Дин - дон».

Дети, сидя в кругу, передают друг другу мяч и называют свои имена.

Дин – дон, дин – дон, по улице ходил слон.

Ну а наша детвора начала игру в слова.

Раз, два, три, не зевай, имена называй.

Как зовут цыпленка? Цып-цып-цып!

Как зовут котенка? Кис – кис – кис!

Ну а как ребенка?.

№2

Тема: «Давайте познакомимся».

Цель: формировать представления о личных правах человека: на свете существует много разных имен, каждый человек дорожит своим именем; воспитывать осознание собственных прав.

Материалы: игрушка.

Описание действия: назвать свое имя, передавая игрушку по кругу.

№3

Тема: «Не поделили игрушку».

Цель: формировать представления о личных правах человека: замечать проблемы во взаимоотношениях с окружающими и конструктивно их решать; недопустимыми в отношениях между людьми являются грубое обращение. Каждый человек имеет право на владение собственным имуществом. У маленьких детей тоже есть своё имущество (фантики, заколки для волос, машинки и т. п.). Недопустимо пользоваться имуществом человека без его разрешения.

Материалы: игрушка.

Описание действия: назвать свое имя, передавая игрушку по кругу.

№4

Тема: «Мамины помощники».

Цель: формировать представления о личных правах человека: каждый человек имеет право жить в семье, и у него есть право знать своих родителей. Закрепить понимание детей, что в семье у каждого члена есть свои обязанности, которые зависят от возраста, интересов и необходимости.

Материалы: Картинки с изображением членов семьи Домик с окошками, картинки с изображением членов семьи

Описание действия: Распределить картинки с изображением членов семьи между игроками. Детям предлагается подобрать каждому члену семьи орудия труда, объяснить, что с ними можно делать, с какой целью: кто еще может выполнять данную работу.

№5

Тема: «Посели в дом эту дружную семью»

Цель: формировать у детей знания о правах ребенка в семье; развивать правовое мировоззрение и нравственные представления; воспитывать чувство семейной сплоченности, чувство самоуважения и уважения к другим людям.

Материалы: Картинки о правах ребенка в семье

Описание действия: Ребенок берет паровозик и прикрепляет к нему вагончики согласно цветовой табличке, взрослый (педагог) разъясняет значение каждой картинки

№6

Тема: «Связующая нить».

Цель: формировать представления детей о социальных и культурных правах человека; дать детям знания о том, что всех нас связывает то, что мы — люди и имеем одинаковые права; развивать уважение к достоинству и личным правам другого человека независимо от его социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, пола, возраста.

Материалы: Картинка солнышко, картинки с изображением детей разных национальностей

Описание действия: Дети поочередно выбирают картинки, которые соответствуют статьям Конвенции, где не нарушены права детей. В ходе игры педагог и дети составляют «Дружное солнышко».

№7

Тема: «Кто имеет право жить в этом доме?»

Цель: формировать представления о личных правах человека: дать знания детей о праве на неприкосновенность жилища, защиту от вмешательства в личную жизнь; формировать способности к социальной безопасности; учить детей рассуждать и делать выводы.

Материалы: Мяч

Описание действия: Дети берут картинку и рассказывают о том, что на ней нарисовано, объясняя, как нужно поступить в данной ситуации. Дети должны передавать друг другу мяч и называть номера домов, квартир и названия улиц, на которых они проживают.

№8

Тема: «Помогаю взрослым».

Цель: подвести детей к осознанию принадлежности к человеческому роду, своей семье; вызывать у детей чувство единства и общности со своей семьей; закрепить с детьми понятие обязанности.

Материалы:

Описание действия: ребёнок с помощью движений показывает, как он помогает родным по дому, а остальные дети внимательно наблюдают и отгадывают, что хотел «рассказать» их товарищ.

№9

Тема: «Мы разные»

Цель: формировать представления о личных правах человека; развивать уважение к достоинству и личным правам другого человека независимо от его социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, пола, возраста.

Материалы: Картинки с изображением детей разных рас и национальностей и картинки из их жизни.

Описание действия: Все вместе с ведущим встают в круг. По желанию вызывается один из детей. Ведущий задает ему вопросы: Кто из нас самый высокий? Кто из нас самый низкий? Кто из нас самый полный? У кого из нас самые темные, светлые волосы? У кого есть бант? И т. д. Подводя итог, ведущий говорит, что все мы разные, у каждого из нас есть что-то такое, чего нет у других. Каждый из нас уникален и хорош по-своему.

№10

Игровое упражнение: «Давай помечтаем. На каком транспорте ты отправишься в путешествие».

Цель: формировать представления детей о социальных и культурных правах человека: право на отдых и оздоровление; воспитывать у детей уважительное отношение к праву как ценности человека.

Материалы: поле лабиринт с картинками моря, деревни, города. Картинки транспорта – машина, самолёта, парохода.

Описание действия: Ребёнок сам приклеивает транспорт на определённое место. По дорожке проводит пальчиком и смотрит, куда привёз его этот транспорт. Спросите ребёнка, сможет ли он доехать до острова в море на машине и так далее. Куда бы он хотел отправиться в путешествие. Куда он уже ездил со своими родителями.

№11

Игровое упражнение: «Помоги Вике подготовиться к занятиям».

Цель: формировать представления детей о социальных и культурных правах человека: право на получение образования; формировать у детей элементарные социальные умения и навыки ответственного и самостоятельного поведения.

Материалы: лист с изображенными силуэтами предметов, картинки предметов для учёбы.

Ход упражнения: на листе изображены силуэты предметов, необходимые для учёбы. Ребёнок размещает на листе эти предметы, называя их и рассказывая для чего они нужны. Может что-то ещё можно добавить, ребёнок выдвигает свои варианты.

Фольклорные произведения (пословицы, поговорки, сказки, былины).

№12

Тема «Помогите героям сказки «Репка» определить родственные отношения».

Цель: подвести детей к осознанию принадлежности к человеческому роду, своей семье; формировать знания о родственных связях; закреплять умение детей называть своих близких родственников.

Материалы: настольный театр сказка «Репка»; Карточки с членами семьи

Описание действия: Ведущий берет одну из кукол (например с дедушку, и задает игрокам вопросы, например: «Кто такой дедушка?», если тот, кто должен отвечать дает неправильный ответ – отвечает следующий игрок, тот, кто ответил правильно, получает маленькую карточку, затем игроки по очереди называют имена своих дедушек.

№13

Тема: «Подбери пословицу к картинкам».

Цель: - подвести детей к осознанию принадлежности к человеческому роду, своей семье; закреплять знания детей о том, что они имеют право жить и воспитываться в семье

Материалы: Картинки и пословицы к ним

Описание действия: Предложить детям подобрать пословицу к картинке

№14

Тема: «Отгадай, какое право нарушили герои сказок».

Цель: познакомить детей с основами прав с подачей материала в интересной форме через сказочных героев; воспитывать уважение к правам других людей; замечать проблемы во взаимоотношениях с окружающими и конструктивно их решать;

Материалы: Иллюстрации к сказкам

Описание действия: На картинках нарисованы ситуации из жизни сказочных героев. Дети рассматривают картинку и отвечают на вопросы воспитателя. Инсценировка с героями из сказки «Заюшкина избушка».

Заяц. Помогите! Помогите же кто-нибудь! Ребята со мной приключилась беда, попросилась ко мне Лиса в лубяную избушку, да меня и выгнала.

Лиса. А я разве виновата? Мой дом растаял, когда вышло солнце. Ведь он был ледяной, где теперь мне жить? Выгнала? Да, выгнала, ну и что? Подумаешь какой-нибудь, другой дом себе найдешь.

Заяц. Но ведь это мой дом. Не имеешь право, Лиса, ты меня выгонять (плачет).

Лиса. Я в лесу хозяйка, на все имею право!

Воспитатель: подожди, Лиса, успокойся. Сейчас разберемся. Мы у ребят спросим. Скажите, ребята, кто здесь прав и почему? (Ответы детей)

Каждый имеет право на неприкосновенность жилища.

Воспитатель. Вызывает ребенка и просит выбрать значок пиктограммы, которым обозначается право ребенка на неприкосновенность жилища.

Детская художественная литература

«Какие права имеют сказочные герои»

№15

Тема: «В гостях у Мойдодыра»

Цель: формировать представления детей о социальных и культурных правах человека: право на медицинское лечение; воспитание у детей потребности в чистоте и аккуратности. Стараться содержать своё тело в чистоте, мыть руки и лицо мылом, своевременно пользоваться средствами личной гигиены, чистить зубы. Развивать умение анализировать поступки персонажей знакомых сказок, делать выводы.

Материалы: Загадки о предметах личной гигиены, картинки с изображением предметов личной гигиены

Описание действия: Детям загадываются загадки от имени Мойдодыра, а дети находят отгадку в картинке

№16

Тема: «Чей малыш».

Цель: воспитывать у детей уважительное отношение к праву как ценности человека; вызывать у детей чувство единства и общности со своей семьей; формировать умение у детей соотносить животных и их детенышей; развивать зрительное внимание, навыки самоконтроля.

Материалы: Картинки с изображением животных и их детенышей

Описание действия: После просмотр мультфильма «Мамонтенок» участникам игры рекомендуется выбрать правильный ответ по принципу: «Чей детеныш». На экране появляется картинка с изображением животного и две картинки с изображением детенышей животных.

№17

Тема: «Что такое хорошо, что такое плохо».

Цель: формировать представления детей об элементарной системе общественного устройства страны, существовании законов и правил, регламентирующих жизнедеятельность общества; учить детей отличать хорошее поведение от плохого; обратить внимание на то, что хорошее поведение приносит радость, здоровье как тебе самому, так и окружающим тебя людям, и, наоборот, плохое поведение может привести к несчастию, болезни.

Материалы: Отрывки из художественных произведений, жизненные факты о хорошем и плохом поведении человека, детей, группы в картинках

Описание действия: Ребенку предлагается определить, «что хорошо, а что плохо», объяснить свое решение.

№18

Тема: «Помоги Буратино».

Цель: формировать представления детей о социальных и культурных правах человека: право на получение образования; формировать знания о праве на учебу; продолжать упражнять детей в развитии навыков классификации школьных принадлежностей, умении их называть; развивать память, внимание.

Материалы: Загадки и карточки с изображением школьных принадлежностей

Описание действия: Папа Карло отправляет Буратино в школу, а он хочет стать артистом. Ведущий читает загадки, а дети отгадывают, о каком предмете идет речь. Если ответ правильный, забирают карточку у ведущего и выкладывают ее на игровое поле. Выигрывает тот, кто первым заполнит игровое поле.

Публикации по теме:

Комплекс дидактических игр как средство формирования основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста Требования современного общества сделали актуальной проблему формирования финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.

Картотека дидактических игр и упражнений по формированию основ безопасности на прогулке в зимнее время года «ОПАСНОСТИ ЗИМЫ» Цель: познакомить детей с опасными ситуациями, которые могут встретиться им зимой на улице. Оборудование:  картинки-знаки.

Картотека игр по формированию основ ЗОЖ для детей дошкольного возрастаКартотека игр по формированию основ ЗОЖ для детей дошкольного возраста "Как вырасти здоровым" Цель:Упражнять в правильном использовании обощающих слов,воспитывать сообразительность,быстроту реакции. Играют.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Кейс игр и игровых упражнений по формированию основ гражданско-правовой культуры у детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 30 октября 2024 в 21:50
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Кейс игр и игровых упражнений по формированию основ гражданско-правовой культуры у детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Елена Шаипова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 ноября. День народного единства. Передвижка

День народного единства – один из самых юных государственных праздников. Сегодня вспоминаем о тех далёких событиях и о том, что единство и дружба народов – единственно верный путь.

31 октября. День рождения пешеходного перехода

31 октября во многих странах мира, в том числе и в России, отмечается День рождения пешеходного перехода. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД