оксана золина
Кейс-технологии в дошкольном образовании.
▼ Скачать + Заказать документы
Кейс-технологии в дошкольном образовании.
В современном российском образовании начался процесс не на словах, а на деле к субъект-субъектному взаимодействию педагога и воспитанников в образовательном процессе. Стремительная динамика современной жизни требует поиска и разработки новых эффективных технологий. Немаловажно то, что по-настоящему инновационные педагогические технологии изначально строятся на компетентностном подходе и нацелены в результатах обучения на будущее воспитанника. Одной из актуальных на сегодняшний день является использование кейс-технологий в дошкольном образовании. Внедрение кейс-технологий в дошкольном образовательном учреждении позволяет на практике реализовать компетентностный подход.
Публикация «Кейс-технологии в дошкольном образовании,» размещена в разделах
Задача дошкольного воспитания состоит в создании условий для наиболее полного раскрытия возрастных возможностей и способностей дошкольника. Данная установка регламентирована Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ Минобрнауки от 23 ноября 2009 г. № 665).
Кейс как педагогическая технология
Название кейс-технология произошло от латинского «casus» - запутанный, необычный случай; а также от английского «case» - портфель, чемоданчик. Кейс - технология — это разбор ситуации или конкретного случая, деловая игра. Универсальность данной технологии состоит в том, что используются описания конкретных ситуаций или случая. Обучающиеся должны проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблемы, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них. Кейсы основаны на реальном фактическом материале или же приближены к реальной ситуации.
Кейс-технологии позволяют взаимодействовать всем участникам образовательного процесса, включая самого педагога.
Кейс-технология - это интерактивная технология для краткосрочного обучения на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у воспитанников новых качеств и умений. Главное ее предназначение – развивать способность анализировать различные проблемы и находить их решение, а также умение работать с информацией.
К кейс-технологиям, активизирующим образовательный процесс, относятся:
метод ситуационного анализа (метод анализа конкретных ситуаций,
ситуационные задачи и упражнения; кейс-стади; фото-кейсы; кейс-
иллюстрации);
метод инцидента;
метод ситуационно-ролевых игр;
метод разбора деловой корреспонденции;
игровое проектирование;
метод дискуссии.
Кейс — это технология активного обучения на основе реальных ситуаций. Преимуществом кейсов является возможность оптимально сочетать теорию и практику, что представляется достаточно важным при подготовке специалиста.
В практике дошкольного образования можно широко использовать кейс-иллюстрации, кейс-фото.
Кейс-иллюстрация - это иллюстрация, которая используется для рассмотрения проблемной ситуации. Целью работы с ней является разбор сути проблемы, анализ возможных решений и выбор лучшего из них.
Кейс-иллюстрация отличается от наглядности тем, что предполагает знакомство детей с реальной или предполагаемой проблемой и выработку дошкольниками своего взгляда на ее решение. Рассматривая иллюстрации, дети обсуждают полученную информацию, рассуждают, принимают решение, могут предполагать и строить на основе этого прогноз.
Кейс-иллюстрации активизируют мысль детей, развивают воображение, потребность в общении с другими людьми, воспитывают чувства. А иллюстрация с продолжением мотивирует интерес детей. Данные технологии помогают повысить интерес детей к изучаемому предмету, развивают у них такие качества, как социальная активность, коммуникабельность, умение слушать и грамотно излагать свои мысли.
Литература:
1. Акулова, О. В. Теории и технологии развития речи детей дошкольного возраста / О. В. Акулова, О. Н. Сомкова, О. В. Солнцева, Л. М. Гурович. - М. : Центр педагогического образования, 2008. - 240 с.
2. Алексеева, М. М. Методика развития и обучение родному языку дошкольников /
М. М. Алексеева, В. И. Яшина. - М. : Академия, 2000. – 400 с.
3. Брушлинский, А. В. Мышление и общение / А. В. Брушлинский, В. А. Поликарпов.
– Минск: Университетское, 1990. – 214 с.
4. Выготский, Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский. – М. : Педагогика, 1982. –
Т. 2. – 361 с.
5. Конина, М. М. Роль картинки в обучении родному языку детей старшего
дошкольного возраста / М. М. Конина. – М. -Л. : Изв. АПН РСФСР, 1948. – 176 с.
6. Леонтьев, А. А. Язык, речь, речевая деятельность / А. А. Леонтьев. – М. :
Просвещение, 1969. – 214 с.
7. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – СПб. : Питер,
2000. – 394 с.
8. Сохина, Ф. А. Развитие речи детей дошкольного возраста / Ф. А. Сохина. – М. :
Просвещение, 1984. – 223 с.
9. Ушакова, О. С. Развитие речи дошкольников / О. С. Ушакова. – М. : Изд-во
Института Психотерапии, 2001. – 256 с.
10. Приказ Министерства образования и науки РФ № 655. от 23.11.2009.
«Федеральные государственные требования к структуре основной
общеобразовательной программы дошкольного образования».
11. Приказ Министерства образовании и науки РФ № 2151. от 20.07.2011. «Об
утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации
основной общеобразовательной программы дошкольного образования».