ДАУРЕН ХАСЕНОВ
Казахские национальные игры «Асык»
▼ Скачать + Заказать документы
ЦЕЛЬ УРОКА: Формирование у детей уважения к историко-культурному наследию казахского народа, а также повышения интереса детей к знанию казахских национальных игр, приучающих к ловкости и меткости.
Место проведения: Ритмика
Участники: группа учащихся с 1 по 4классы.
Используемый инвентарь: асыки - кости.
Темочки:
- Казахстан
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» декабрь 2019
Национальные игры любого народа формировались в зависимости от их трудовой деятельности и социально-экономического, территориального положения. Так, игры казахского народа были тесно связаны с природой и ее законами. Одна из наиболее распространенных игр - игра в асыки.
Асыки- это кость коленного сустава овцы, барана, козла, архара или крупного скота - коровы или верблюда. Кость лошади обычно не использовалась, так как ее форма отличается от остальных. Так же, как кость волка. Такие отличные по форме асыки назывались топай. Кости предварительно вывариваются в соленой воде или берутся из употребленной в пищу скотины.
Так как основная деятельность кочевого казахского народа была связана в первую очередь с животноводством, игры в асыки были широко распространены как среди детей, так и среди взрослых. Существует множество игр с асыками. Но чтобы успешно играть в них, нужно знать виды асыков и их основные положения при выпадении.
Основные виды асыков
Видов асыков существуют великое множество. Вот самые распространенные из них:
1. Кеней, кентай-мелкие асыки овцы или козы. Созвучный со словом "кішкентай"- маленький.
2. Саа- биток, самый главный, крупный и тяжелый асык. Чаще всего кость крупного барана или архара.
3. Ешкімер- асык козы. Обычно самые мелкие и легкие.
4. ойла- асык барана. Самый распространенный вид асыка.
5. лжаз- асык самца архара.
6. Топай, сомпай- асык коровы.
7. Шкейт- асык газели.
Оай - асык с правой ноги животного, солаай - с левой.
Так же, асыки делятся по внешнему виду: старые, затертые асыки; свежие асыки, на которых еще остались кусочки мяса; обычные "рядовые" асыки; главные битки - саа, и т. д. У каждого асыка есть своя ценность. Так, за один свежий асык можно получить два рядовых асыка, а за один саа - два свежих асыка. За лжаз иногда давали три асыка. Главный же асык - саа имеет наибольшую цену. Саа обычно берется из невареных суставов, потому что в процессе варки кость теряет в массе, что плохо отражается на ударной силе. А для большей устойчивости саа заливается свинцом (или обвязывается медной проволкой). В древности у привелегированных ханских и султанских детей, саа заливался даже золотом. В казахской народной сказке "Алтын саа" (золотой саа) хорошо передана ценность этого асыка. Ради нее мальчик чуть не погибает от рук злой колдуньи.
Основные положения асыков
Существуют 4 основных положений асыков, соответствующих четырем граням кости:
Алшы- положение асыка на одном из ребер, при котором вогнутая грань асыка с углублением смотрит вверх. Первая по значимости позиция.
Тйке- положение противоположное алшы. Более ровная грань асыка смотрит вверх. Вторая по значимости позиция.
Бк - положение асыка плашмя, при котором выпуклая сторона смотрит вверх. Третья по значимости позиция.
Шік - положение асыка плашмя, при котором вогнутая сторона смотрит вверх. Четвертая по значимости позиция.
И три дополнительных положения: омпы- вертикальное положение асыка, при котором острые "рога" лежат снизу,шоай - положение противоположное омпы, и редкое положение ынжы (или жантай) - положение при котором асык балансирует на острой грани.
Общие правила игры
У игр с асыками есть некоторые общие правила:
все игры в асыками подразумевают участия нескольких игроков;
положение алшы всегда наиболее выигрышное, поэтому кидая асык нужно стараться "положить" асык именно в это положение;
очередность броска между игроками определяется жеребьевкой: игроки одновременно кидают свой биток саа (либо один игрок собирает все битки, и выбрасывает на землю). Игру начинает тот, чей саа выпадет в положение алшы. Если битки нескольких игроков выпадут в положении алшы, то право первого броска разыгрывается между ними.
за единицу измерения "табан" всегда берется растояние, равное длине стопы именно бьющего игрока, тем самым соблюдая принцип справедливости.
Игры с асыками
Играть в асыки можно как днем, так и ночью. У каждой игры есть свои правила, и свои особенности. Есть игры как для маленьких детей, так и для взрослых. Игры с асыками тренируют в человеке выносливость, ловкость, зоркость, смелость, точность и прочие качества.
Вот лишь некоторые виды игр с асыками: омпы, ш табан, бгіп алу, кн (жо, жарып алу, сыпырмай, тртпей, тыштырмай атан, бестас, мергендік немесе шебер жасап ату, хан талапай, алты табан, асы ау, аршу, алшы, шбырту, пай тысу, ол жо, ат жарыстыру, ошар соыстыру, мз ойна, иірмекіл, апаыл, сасыр, хан ойыны, аламан хан, асы табысу (асы жасыру, бк-шік, трт шкейт, шомшы, манай и т. д. Рассмотрим некоторые из них.
"Уш табан" (три стопы). Асыки выставляются в ряд - на расстоянии одной стопы друг от друга. Этот ряд называется "кон". Очередность броска определяется описаным выше правилом. Главная цель игры - выбить асыки на расстояние более чем три стопы (табан). В этом случае, игрок забирает выбитый асык себе. Если расстояние на которое улетел асык меньше чем три стопы, выбитый асык остается лежать на месте. Игра начинается со стартовой линии, но каждый последующий удар начинается с того места, куда упал саа.
"Шебер жасап ату" (круг). Вокруг кона чертится круг. На расстоянии 3-4 метров от круга игроки стреляют по асыкам на кону, стараясь выбить асыки за пределы круга. В случае попадания, игрок забирает себе асыки, выбитые за круг, и продолжает стрелять по асыкам в круге. Если при броске он не выбивает асыки из круга, бросает уже следующий по очереди игрок. И так до полного отсутствия асыков в круге.
Бес асы
Существует несколько вариантов этой игры. Ниже приводится один из самых распространенных среди молодежи в настоящее время.
Игра проводится на лужайке, в комнате, в спортзале. Количество участников - до 5 человек. Для игры требуются 5 круглых камешков («асыков»).
Описание.
Очередность участия в игре определяется по жребию. Все располагаются по кругу. Игру начинает первый и играет до тех пор, пока не нарушит правила. Затем в игру вступает второй, третий и т. д. Играют одной рукой.
Действие первое.
Игрок разбрасывает по полу 5 камешков, выбирает из них один, подбрасывает его вверх, подбирает один лежащий камешек и ловит подброшенный. Подобранный камешек откладывается. Снова подбрасывается камешек вверх, подбирается второй, затем третий и четвертый.
Действие второе.
Камешки разбрасываются. Один подбрасывается вверх, а с пола подбираются два и ловится подброшенный. Затем подбираются другие два.
Действие третье.
Камешки разбрасываются. Подбрасывается один и подбираются три. Во второй раз подбирается оставшийся.
Действие четвертое.
Все камешки - в руке. Один подбрасывается вверх, остальные кладутся на пол, подброшенный ловится. Затем один бросается вверх, четыре подбираются и ловится подброшенный.
Действие пятое.
Один камешек подбрасывается вверх, остальные четыре находятся в руке. Указательным пальцем игрок дотрагивается до земли 3 или 5 раз (по уговору, пока не поймает брошенный камешек.
Действие шестое.
Четыре камешка кладутся по углам квадрата (примерно 20x20 см). Подбросив один вверх, игрок должен успеть собрать все камешки и поймать подброшенный.
Действие седьмое.
Камешки разбрасываются. Один подбрасывается вверх, а остальные по одному собираются в левую ладонь и ловится подброшенный.
Действие восьмое.
Камешки разбрасываются. Один подбрасывается вверх, подбирается с пола один и ловится подброшенный. В руках игрока оказываются два камешка. Один из них игрок подбрасывает вверх, а второй заменяет лежащим на полу и ловит подброшенный. Так, заменяя камешки, он собирает их в кучу. Подбрасывая и ловя последний камень, собирает в руку 4 камешка.
Действие девятое.
Повторяется первое действие, но при ловле подброшенного камешка остальные не должны ударяться друг о друга.
Действие десятое.
Повторяется первое действие, но при ловле подброшенного камешка он должен удариться о подобранный с пола.
Действие одиннадцатое.
Левой рукой игрок образует как бы арку, опираясь на большой и средний пальцы. Правой рукой через левую разбрасывает камешки. Выбирает один из них, подбрасывает вверх через левую руку, затем забрасывает один сквозь «арку» и ловит подброшенный. Таким же образом забрасывает по очереди в «арку» все камешки. В этом действии есть правило: кроме выбранного камешка игрок выбирает еще один - «старший» («наби»). Это может быть самый ближний или самый дальний камень, о чем договариваются в начале игры. Он забрасывается в «арку» самым последним.
Действие двенадцатое.
Закончив все предыдущие действия, игрок начисляет себе очки двумя способами.
Способ первый: подбрасывает вверх 5 камешков, ловит их на наружную сторону ладони, еще раз подбрасывает и ловит сверху. Каждый камешек оценивается в 10 очков. Если игрок поймает все 5 камешков, то получит 50 очков.
Второй способ: игрок выворачивает руку наружу, подбрасывает все камни вверх, затем ловит их снизу, развернув ладонь. За каждый камень получает 10 очков.
Правила.
Игроки, подбирая с пола камешки, не должны касаться руками других камешков. Если правило нарушается, игру продолжает следующий игрок.
Каждый раз, продолжая игру, игрок начинает с того действия, в котором ошибся.
Дети в ожидании игры….
Презентация национальных игр: «Асы ату»
Учащийся 2класса Власюк Никита проверяет себя на меткость
"Уш табан" (три стопы). На фото Шмит Станислав ученик 3класса
Мастер класс по «Бес асыку» от Жандаулета Молбагаровича.
Девочки 2-3-4 классов играют «Бес асы».