Акматова Айнура Асанкуловна
Картотека заданий по лексической теме «Дикие животные и их детёныши. Подготовка к зиме» в подготовительной группе
▼ Скачать
Лексическая тема : «Дикие животные и их детёныши. Подготовка к зиме»
Задания :
• Систематизировать представления детей о местах обитания диких животных.
• Расширить и углубить представления о подготовке их к зиме.
• существительные: лиса, волк, медведь, заяц, барсук, бобр, белка, лось; нора, берлога, клыки, мех, шкура.
Публикация «Картотека заданий по лексической теме „Дикие животные и их детёныши, Подготовка к зиме“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Дикие животные зимой. Зимовье зверей
- Дикие животные осенью
- Дикие животные, лесные звери
- Животные. В мире животных
- Зима
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2023
• прилагательные: густой, пушистый, шелковистый, плотный, толстый, хитрый, ловкий, бурый, зубастый, косолапый, куцый, острый, хищный.
• глаголы: линять, менять, запасать, засыпать, рыскать, рычать, выть, притаиться.
Грамматические категории:
• образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
• образование и использование в речи притяжательных прилагательных;
• образование существительных с суффиксами –онок, -енок, -ат, -ят;
• учить изменять существительные по падежам
1. Пальчиковая гимнастика «Есть у каждого свой дом»
У лисы в лесу глухом (дети загибают пальцы на обеих руках; по одному
Есть нора – надежный дом. пальцу на каждое двустишие).
Не страшны зимой метели
Белочке в дупле на ели.
Под кустами еж колючий
Нагребает листья в кучу.
Из ветвей, корней, коры
Хатки делают бобры.
Спит в берлоге косолапый,
До весны сосет там лапу.
Есть у каждого свой дом, (удары ладонями и кулачками поочередно)
Всем тепло, уютно в нем.
2. Речевая подвижная игра. Импровизация ритмических движений: на каждую строчку – четыре однотипных движений.
Медвежонок – топ – топ,
А ежонок – хлоп – хлоп,
А волчонок – щелк – щелк,
А зайчонок – скок – скок,
А лисенок – шмыг – шмыг,
А лосенок – брык – брык,
А рысенок – прыг – прыг,
И бельчонок – прыг – прыг.
3. Физкультминутка «На водопой»
Жарким днём лесной тропой Спокойно идут по кругу друг за другом
Звери шли на водопой.
За мамой-лосихой топал лосёнок, Идут, громко топая
За мамой-лисицей крался лисёнок, Крадутся на носках
За мамой–ежихой катился ежонок, Приседают, медленно двигаются вперёд
За мамой-медведицей шёл медвежонок, Идут в перевалку
За мамою-белкой скакали бельчата, Скачут вприсядку
За мамой-зайчихой – косые зайчата, Скачут на прямых ногах
Волчица вела за собою волчат. Идут на четвереньках
Все мамы и дети напиться хотят. Поворачиваются лицом в круг, делают движения
языком «лакают»
4. Выучить считалку
Заяц бегал по болоту,
Он искал себе работу,
Да работы не нашел,
Сам заплакал и пошел.
5. Развитие умения передавать эмоции с помощью мимики и выразительных движений.
Пластический этюд на тему «Заблудились в лесу».
Ребёнка просят передать с помощью выразительных движений и мимики эмоции, которые возникли при прослушивании текста.
«Маша с подружками пошла в лес по грибы и заблудилась. Долго ходила она по лесу. Густые ели закрывали небо, быстро темнело. Ей было страшно и одиноко. Вдруг рядом что-то зашумело, Маша очень испугалась. Но это оказались маленькие, серые зайчата. Они сидели под кустом и смешно шевелили ушками. Маша засмеялась и престала бояться. И тут она услышала: «Маша, ау, ты где?».
6. Развитие речевого дыхания и силы голоса.
Игра «Сосчитай зайчат».
Сделать вдох, а на выдохе ясно, чётко, в одном темпе произвести без дополнительного добора воздуха: «Один зайчонок, два зайчонка, три зайчонка, четыре зайчонка, пять зайчат».
7. Развитие умения правильно ставить ударение.
Назвать животных, разделив слова на слоги, выделяя голосом ударный слог.
Волк, ёж, заяц, белка, медведь, лиса.
Выполните задания :
Понедельник.
Проверка домашнего задания. Подгрупповая и индивидуальная работа с детьми по заданию логопеда. Словарная работа.
Вторник.
Развитие грамматического строя речи
1. Д/игра «Кто кем был?» Усвоение категории творительного падежа. Закрепление названий детенышей животных.
Медведь был (медвежонком).
Ежик был (ежонком).
Лиса была… (лисенком).
Лось был… (лосенком).
Волк был… (волчонком).
Барсук был… (барсучонком).
Белка была… (бельчонком).
Заяц был… (зайчонком).
Кабан был… (поросенком).
2. Д/игра «Чья семья?». Усвоение притяжательных прилагательных.
Волк, волчица и волчонок – это волчья семья.
Медведь, медведица и медвежонок – это медвежья семья.
Заяц, зайчиха и зайчонок – это заячья семья.
Лис, лисица, лисёнок- это лисья семья.
Лось, лосиха, лосёнок – это лосиная семья.
Барсук, барсучиха, барсучонок – это барсучья семья.
Ёж, ежиха, ежёнок – ежиная семья
3. Дидактическая игра «Кто, где живёт?»
Лиса –в норе, медведь – в берлоге, волк – в логове, белка – в дупле, ёж – в норе из листьев, заяц – в лесу, лось – в лесу, бобр – в хатке.
4. Д/и «Чей? Чья? Чьё? Чьи?» (употребление притяжательных прилагательных) :
Морда у лисы чья? - лисья (хвост, глаза, нос, лапы, зубы, шкура)
У волка…. (морда, нос, глаза, хвост, лапы, язык, шкура)
У медведя (шерсть, нос, глаза, хвост, лапы, шкура, язык)
У лося (морда, копыта, хвост, глаза, рога)
У зайца (шерсть, нос, глаза, хвост, лапы, шкура, язык).
5. Д/и «Сосчитай» (согласование числительных с существительными в роде, числе и падеже) :
Одна лиса, две лисы, пять лис.
(Волк, лось, кабан, заяц, ёж, бобр).
6. Д/и «Сложные слова»
Длинная шерсть – длинношёрстная,
Короткий хвост – короткохвостая,
Толстые лапы - толстолапый
Среда.
Развитие грамматического строя речи.
1. Д/игра «Четвертый лишний». Задача игры убрать из перечисленного ряда лишнее слово.
Кабан, кролик, лиса, белка (кролик – домашнее животное,
Заяц, волк, еж, белый медведь (белый медведь – дикое животное Севера,
Рысь, лось, бурый медведь, кенгуру… (кенгуру – дикое животное Австралии).
2. Дидактическая игра «Какой? Какая?»
Волк (Какой) – злой, голодный, серый
Медведь (Какой) – большой, сильный, бурый
Лиса (Какая) – хитрая, осторожная, рыжая
Заяц (Какой) – трусливый, маленький, серый, белый
Белка (Какая) – запасливая, юркая.
3. Подвижная игра «Кто как передвигается?»
Детям предлагается подвигаться, имитируя движения диких животных, а ведущему угадать, кого именно показали дети.
4. Дидактическая игра «Кто, где живет?»
- В дупле живет (белка,
- В логове живет… (волк,
- Под кустом дрожит (заяц,
- Зимой в берлоге….(медведь,
- В норе (лиса,
- В хатке под водой (бобр).
5. Д/и «Скажи наоборот» (подбор антонимов)
Большая – маленькая,
Толстая – тонкая,
Длинная – короткая
Злой – добрый
Густая (шерсть) - редкая.
Быстрый – медленный.
Голодный – сытый.
Тяжёлые (рога) – лёгкие (рога)
6. Д/и «Кто кем будет?» (закрепление названий детенышей + логическое мышление + творительный падеж
Волчонок будет. (волком)
(медвежонок, зайчонок, лисёнок, ежонок, лосёнок,)
7. Дидактическая игра «Кто чем питается?»
Ребята, прежде чем ответить на этот, вы должны вспомнить, кто из животных относится к травоядным.
Дети: — Травоядные: заяц (траву, кору деревьев, белка (орехи, грибы, лось (трава, кора деревьев, ветки, сено).
- Хищники: медведь (мед, ягоды, падаль, рыбу, волк (зайцев, овец, телят, лиса (кур, гусей, зайцев, мышей, рысь (мясо животных).
8. Отгадай загадки
Длинные ушки, быстрые лапки.
Серый, но не мышка.
Кто это? (зайчишка).
Рыже-огненный комочек,
С хвостиком как парашют,
По деревьям быстро скачет,
Был он там…
Теперь уж тут.
Быстрый он как стрелочка.
Так ведь это… (белочка).
Рыжая плутовка
Спряталась под ёлкой.
Зайца ждёт хитрюга та.
Как зовут её?. (лиса).
Сердитый недотрога
Живёт в глуши лесной.
Иголок очень много,
А нитки не одной(ёж).
Косолапый и большой,
Спит в берлоге он зимой.
Любит шишки, любит мёд,
Ну-ка, кто же назовет?. (медведь).
Словно царскую корону,
Носит он свои рога.
Ест лишайник, мох зеленый.
Любит снежные луга….(олень).
Серый, страшный и зубастый
Произвел переполох.
Все зверята разбежались.
Напугал зверят тех (волк).
Кто с высоких темных сосен
В ребятишек шишки бросил
И в кусты,через пенек,
Промелькнул,как огонек? (Белка)
Лежала между елками
Подушечка с иголками
Тихонечко лежала,
Потом вдруг убежала. (Ёж)
Кто зимой холодной
В лесу ходит злой, голодный? (Волк)
Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый-краса,
А зовут ее …. (Лиса)
Угадайте, что за шапка
Меха целая охапка,
Шапка бегает в бору
У стволов грызет кору? (Заяц)
Хозяин лесной, просыпается весной,
А зимой, под вьюжный вой,
Спит в берлоге снеговой? (Медведь)
Четверг.
Развитие связной речи
Стихи для чтения.
Е. Трутнева «Белкина кладовка».
Почему грибы на ёлке
На сучках висят верхом?
Не в корзинах, не на полке,
Не во мху, не под листком –
У ствола и среди веток
На сучки они надеты
Кто устроил их так ловко?
Кто с грибов очистил сор?
Это белкина кладовка,
Это белкин летний сбор!
Вот она по веткам скачет,
Промелькнула над кустом,
Точно бойкий рыжий мячик
С пышной шёрсткой и хвостом.
Е. Головин «Собрались и полетели».
Собрались и полетели
Утки в дальнюю дорогу.
Под корнями старой ели
Мастерит медведь берлогу.
Заяц в мех оделся белый,
Стало зайчику тепло.
Носит белка месяц целый
Про запас грибы в дупло.
Рыщут волки ночью темной
За добычей по лесам.
Меж кустов к тетёрке сонной
Пробирается лиса.
Прячет на зиму кедровка
В старый мох орехи ловко
Хвою щиплют глухари.
Зимовать к нам прилетели
Северяне-снегири.
Тексты для пересказа
Прочитать и пересказать текст по А. Клыкову «Медведь»
К осени у медведя заканчивается линька, его мех становится густым, длинным, пышным. Зимой мех защищает медведя от лютых морозов. За осень медведь нагуливает много жира. С наступлением холодов он выбирает место для устройства берлоги, нагребает туда мху, опавшей листвы, забрасывает сверху ветками. Когда падают первые снежинки медведь уже в берлоге.
Сказка о Зайчике и Медвежонке
Зайчик Солнышка
Жил-был один необычный Медвежонок. Чем необычный? Да тем, что цвет шёрстки у всех медвежат был коричневого цвета, а он один на весь лес имел шёрстку, похожую на цвет солнышка. Звери обходили его домик стороной и не хотели с ним дружить. «Странный ты какой-то", - говорили они.
Поэтому медвежонок был очень одинок и часто грустил.
В этом же лесу жил Зайка, который тоже отличался от других зайчиков своей необычностью. У него были короткие ушки. И звери часто смеялись над ним и обижали. Зайка плакал, закрывшись в своём домике, и мечтал, что когда-нибудь обязательно встретит друга, а он его будет любить таким,
каков есть. И ничего, что у Зайки были короткие ушки, зато в груди билось большое сердце, которому хотелось тепла.
Дни пролетали за днями…
Вот так они и жили, не подозревая о существовании друг друга. Но у нас добрая сказка. И вот однажды. Прогуливался, как всегда, Медвежонок по лесу, а звери, завидев его, отворачивались. И вдруг видит - на полянке Зайка сидит и, прикрыв ушки лапками, дремлет на солнышке.
Подошё л поближе:
- Привет, Зайка! Зайка приоткрыл свои глазки и удивлённо взглянул, кто это с ним здоровается… А когда увидел Медвежонка с необычной шёрсткой, глазки совсем раскрылись от удивления.
- Ой, Медвежонок, ты такой необычный! У тебя шёрстка похожа на цвет солнышка.
- Да, Зайка, - грустно сказал Медвежонок, - поэтому со мной никто не хочет дружить.
- И со мной. - вздохнул Зайка. - У меня коротенькие ушки, поэтому все смеются надо мной. Он убрал с ушек свои лапки.
Медвежонок заулыбался:
- Но это же совсем не важно, какие у тебя ушки. Давай будем дружить.
- Давай, - обрадовался Зайка, - и мне совсем не важно, что ты не похож на остальных медвежат. Я даже буду называть тебя солнечный Медвежонок. … Вот так они и подружились. Часто гуляли вместе по лесу, ходили друг к другу в гости. А когда пришла зима, долгими зимними вечерами пили душистый малиновый чай и рассказывали сказки и разные истории. И каждый раз, когда Зайка возвращался домой, он по дороге уже начинал скучать по Медвежонку и думал: «Какое счастье, что я тебя встретил!» А Медвежонок, засыпая в своей кроватке, уже ждал завтрашнего дня. потому что тогда придёт Зайка в гости, и тоже думал: «Какое чудо, что мы
нашлись!» Они больше не были одиноки. И совсем не важно, какого цвета у тебя шёрстка, какой длины у тебя ушки… важно найти друг друга в этом огромном мире.
Пятница.
Составление описательных рассказов по теме «Дикие животные», по схеме:
- Кто это?
- Это зверь или птица?
- Какие части тела у него есть?
- Чем питается? (травоядное или хищное)
- Где живет?
Как называют детенышей?