Ирина Голубева
Картотека упражнений по работе над слоговой структурой слова для детей дошкольного возраста. Часть 2
▼ Скачать + Заказать документы
30. Упражнение «НАЗОВИ ЛАСКОВО»
Цель: Учить четко произносить слова слоговой структуры 4-го типа при употреблении имен существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Расширять и активизировать словарный запас.
Оборудование: мяч.
Ход игрового упражнения
Логопед, бросая мяч ребенку, называет предмет. Ребенок, возвращая мяч, называет его «ласково».
а) с суффиксом – ИК: кот, ноль, дом, том, год
б) с суффиксом - ОК – дым, мед, лед, ком, дуб
Публикация «Картотека упражнений по работе над слоговой структурой слова для детей дошкольного возраста, Часть 2» размещена в разделах
в) с суффиксом -ЁК - конь, пень, тень, день
31. Упражнение «ДОБАВЬ ЗВУК» Цель: Учить четко произносить слова слоговой структуры 4-го типа. Формировать навыки звукового синтеза. Развивать слуховое внимание. Расширять и активизировать словарный запас. Оборудование: мяч.
Ход игрового упражнения Логопед, бросая мяч ребенку, произносит слово без последнего звука. Ребенок, возвращая мяч, добавляет последний звук, затем называет слово полностью
К: като., комо., вени., доми., пау., тюби., гама., куби., таба., фини., хомя., вали.
Н: бубе., лимо., буто., бана., дива., ваго., бегу., Ива., каба., бато.
Нь: ливе., каме., ого., тюле., оле., оку. ,
Ль: мебе., педа., меда., топо., пуде., уго., кафе.
(Значение некоторых слов необходимо уточнить. Лексический материал упр-я рекомендуется разделить на несколько занятий.)
ДВУХСЛОЖНЫЕ СЛОВА С ЗАКРЫТЫМ СЛОГОМ
(4-й тип слоговой структуры)
32. Упражнение «КАКОЕ СЛОВО ПОЛУЧИЛОСЬ?» Цель: Учить четко произносить слова слоговой структуры 4-го типа. Упражнять в простейшем слоговом анализе. Расширять
и активизировать словарный запас.
Оборудование: мяч.
Ход игрового упражнения
Ребенок, бросая мяч логопеду, произносит первый слог. Логопед, возвращая мяч, говорит второй слог и просит ребенка назвать слово полностью.
Ка – мень, …мин, …ток, …бан, …нат, …фель
Бу – кет, …тон, …фет, …бен Ба – тон, …нан
Би – лет, …вень Ли – вень, …мон
(Значение выделенных слов необходимо уточнить. Лексический материал упражнения можно разделить на два занятия.)
33. Упражнение «ПОДУМАЙ И НАЗОВИ»
Цель: Учить четко произносить слова слоговой структуры 4-го типа
в предложениях. Учить различать имена существительные, обозначающие одушевленные и неодушевленные предметы. Развивать слуховое внимание.
Оборудование: предметные и сюжетные картинки : каток, вагон, Иван (на велосипеде, Олег (на машине).
Ход игрового упражнения
Логопед раскладывает перед ребенком картинки, уточняя названия предметов, изображенных на них, и говорит: «Я буду задавать вопросы, а ты отвечать».
Логопед: Ребенок:
Едет кто? Едет Иван и Олег.
Едет что? Едет вагон и каток.
34. Упражнение «КТО КАК ПЕРЕДВИГАЕТСЯ?» Цель: Учить четко произносить слова слоговой структуры 4-го типа. Расширять и активизировать словарный запас. Оборудование: предметные картинки : удав, филин, олень, окунь, енот, паук, лебедь, кабан, хомяк, тюлень, пудель, удод.
Ход игрового упражнения Логопед раскладывает перед ребенком картинки, уточняя названия предметов, изображенных на них, и говорит: «Я буду задавать вопросы, а ты отвечать». Логопед: Ребенок: Ползает кто? Удав, паук.
Летает кто? Филин, лебедь,
Ходит кто? Олень, кабан, хомяк, енот, пудель.
Плавает кто? Окунь, тюлень
35. Упражнение «НАЗОВИ ОДИН ПРЕДМЕТ»
Цель: Учить четко произносить слова слоговой структуры 4-го типа
при образовании существительных единственного числа
от множественного числа. Расширять и активиз-ть словарный запас.
Оборудование: мяч.
Ход игрового упражнения
Логопед, бросая мяч ребенку, называет сущест-ное во множ. числе. Ребенок, возвращая мяч, произносит слово в единственном числе.
Слова : окуни, олени, петухи, батоны, пакеты, билеты, кубики, утюги, вагоны, огни, камни, ливни, питоны, бубны, венки, катки, мотки
(Лексический материал упражнения рекомендуется разделить на два занятия.)
36. Упражнение «ПОСМОТРИ И НАЗОВИ»
Цель: Учить четко произносить слова слоговой структуры 4-го типа. Упражнять в практическом употреблении глаголов 3-го лица множественного числа настоящего времени. Расширять
и активизировать словарный запас.
Оборудование: парные сюжетные картин.
Ход игрового упражнения
Логопед показывает ребенку парные сюжетные картинки
и предлагает догадаться, о какой из них идет речь. Затем просит ребенка назвать действие, изображенное на другой картинке.
Картинки : поет – поют, идет – идут, дует – дуют, ведет – ведут, едет – едут, лепит – лепят, летит – летят, моет -моют, дает- дают
37. Упражнение «ЧТО ТЫ БУДЕШЬ ДЕЛАТЬ?»
Ход
игрового упражнения
Логопед, называя глаголы, имитирует движения. Затем
обращается к ребенку: «Покажи и скажи, что ты будешь де-
делать?»
Логопед: Ребенок:
Я копаю. Я буду копать.
Я пилю. Я буду пилить.
Я топаю. Я буду топать.
Я катаю. Я буду катать.
Я летаю. Я буду летать.
Я ловлю. Я буду ловить.
Я леплю. Я буду лепить.
Я мылю. Я буду мылить.
Я делю. Я буду делить.
38. Упражнение «НАЗОВИ 9 ПРЕДМЕТОВ» Цель: Учить четко произносить слова слоговой структуры 4-го типа при согласовании числительного «девять» с именами существительными. Расширять и активизировать словарный запас. Развивать слуховое внимание. Ход игрового упражнения Логопед называет один предмет, а ребенок девять таких предметов. а) с окончанием – ОВ: один дом — девять домов (кот, кит, бык, бак, мак, дуб, люк б) с окончанием – ОК: одна ветка — девять веток (банка, кепка, дудка, губка, будка, утка) в) с нулевым окончанием: одна минута — девять минут (монета, утенок, котенок, теленок, ягода, вафля, капля, окно) (Лексический материал упражнения рекомендуется разделить на три занятия.)
39. Упражнение «ЧЬИ ПРЕДМЕТЫ?»
Цель: Учить четко произносить слова слоговой структуры 4-го типа
в предложениях. Учить образовывать притяжательные прилагательные. Развивать слуховое внимание и память.
Ход игрового упражнения Логопед произносит предложение и задает вопрос. Ребенок отвечает, используя притяжательные прилагательные.
Логопед:У мамы букет. Это чей букет? У папы пудель. Это чей пудель? У Вовы кубик. Это чей кубик? У Ани бубен. Это чей бубен? У Тани пакет. Это чей пакет? У Кати хомяк. Это чей хомяк?
Ребенок:Это мамин букет. Это папин пудель. Это Бовин кубик. Это Анин бубен. Это Танин пакет. Это Катин хомяк.
40. Упражнение «СКАЖИ НАОБОРОТ»
Цель: Учить четко произносить слова слоговой структуры 4-го типа
при употреблении антонимов. Расширять и активизировать словарный запас.
Оборудование: предметные картинки.
Ход игрового упражнения. Логопед показывает ребенку картинки
и предлагает закончить предложение словом с противоположным значением.
Холодно зимой, а жарко-
Красный карандаш острый, а синий.
Этот дом старый, а этот.
У папы голос громкий, а у мамы.
Этот зверь домашний, а этот.
Этот ботинок правый, а этот.
41. Упражнение «ЧТО ОБОЗНАЧАЕТ СЛОВО?»
Цель: Учить четко произносить слова слоговой структуры 4-го типа. Уточнять лексическое значение слов-омонимов. Учить отгадывать загадки. Расширять и активизировать словарный запас.
Оборудование: сюжетная и предметная картинки : каток ледяной
и асфальтный.
Ход игрового упражнения
Логопед выкладывает перед ребенком картинки и уточняет лексическое значение слова «каток» :
1. Площадка для катания на коньках, покрытая льдом
2. Машина для укатывания и выравнивания дороги.
Затем предлагает ребенку отгадать загадки:
Ходит скалка по дороге Сюда бежим мы на коньках
Грузная, огромная. С друзьями покататься.
И теперь у нас дорога, Ну, а когда весна придет,
Как линейка, ровная. Нам нужно с ним расстаться.
Ребенок называет отгадки и показывает соответствующие картинки.
42. Упражнение «ОТВЕТЬ НА ВОПРОСЫ»
Цель: Учить четко произносить слова слоговой структуры 4-го типа
при закреплении обобщающих понятий. Расширять и активизировать словарный запас.
Оборудование: предметные картинки : буфет, комод, диван; тапки, туфли, кеды; дубы, ели, сосны, березы; маки, лилии.
Ход игрового упражнения Логопед раскладывает перед ребенком картинки, уточняя названия предметов, изображенных на них, и задает вопросы. Как назвать одним словом : буфет, комод, диван? Мебель. Тапки, туфли, кеды? Обувь. Каких деревьев много в лесу? Дубов, елей, сосен, берез. Каких цветов много в саду? Маков, лилий.
43. Упражнение «ПОСЛУШАЙ, ОТВЕТЬ И РАССКАЖИ» Цель: Учить четко произносить слова слоговой структуры 4-го типа, отвечая на вопросы к тексту. Учить пересказывать текст с опорой на сюжетную картинку. Оборудование: сюжетная картинка.
Ход игрового упражнения Логопед показывает ребенку сюжетную картинку и читает рассказ :
«У тети Кати девять котят. Она дает Олегу котика. У Олега будет котик. Олег будет любить котика».
Логопед просит ребенка ответить на вопросы: Сколько котят у тети Кати? Кого она дает Олегу? Кто будет у Олега? Как Олег будет относиться к котику?
Затем ребенок пересказывает текст с опорой на сюжетную картинку.
44. Упражнение «РАЗЛИЧАЙ СЛОВА»
Цель: Учить четко произносить слова слоговой структуры 4-го и 2-го типа при практическом употреблении глаголов «одеть — надеть».
Развивать слуховое внимание.
Ход игрового упражнения
Логопед объясняет детям различие в употреблении глаголов «надеть» — «одеть» : НАДЕТЬ можно что-то; ОДЕТЬ можно кого-то.
Затем предлагает ребенку дополнить предложения одним из этих слов.
Мама. маленького сына. одела
На улице холодно, надо. шубу. надеть
Олег. Петю и пошел с ним гулять. одел
Иван. шапку. Надел
Мама песенку допела, мама девочку. одела
45. Упражнение «Отгадай загадки»
Цель: Учить четко произносить слова слоговой структуры 4-го типа.
Развивать образное восприятие предмета и логическое мышление.
Ход игрового упражнения
Логопед предлагает ребенку отгадать загадки.
ЗАКРЕПЛЕНИЕ СЛОВ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ 4-ГО ТИПА
В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ
Овод летит. Гудок гудит. Метет метель. Питон — это удав.
Конюх гонит коней. Вадим топит камин. Павел катит комок.
Вадик любит лепить. Вадик лепит кабана. Толик лег на диван.
У Кати болит ноготь. Мама дает банан детям.
Олег купит букет маков. Конюх поит коней водой.
Олег, полей пион водой. Филипп и Олег идут гулять.
Иван и Олег идут на каток. Яков и Иван идут домой.
Вадим купит лимон и банан. Олег купит билет на балет.
Иван пилит тополь. Помоги ему пилить.
ДВУХСЛОЖНЫЕ СЛОВА СО СТЕЧЕНИЕМ СОГЛАСНЫХ
В СЕРЕДИНЕ СЛОВА (5-й тип слоговой структуры)
46. Упражнение «НАЗОВИ ЛАСКОВО»
Цель: Учить четко произносить слова слоговой структуры 5-го типа при образовании имен существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом. Расширять и активизировать словарный запас.
Оборудование: мяч.
Логопед, бросая мяч ребенку, называет предмет. Ребенок, возвращая мяч, называет предмет «ласково» : баня-банька, хата, нота, пена, пуля, яма, дыня, липа, вата, дети, губы, сани.
47. Упражнение «КОНЕЦ СЛОВА ЗА ТОБОЙ» Цель: Учить четко произносить слова слоговой структуры 5-го типа.
Развивать слуховое внимание и память. Расширять и акт-ть словарь.
Оборудование: мяч.
Логопед, бросая мяч ребенку, произносит первый слог. Ребенок, возвращая мяч, говорит второй слог, затем называет слово полностью.
КА: кад-, бан-, гай-, май-, кеп-, киль-,вет-, пап-,мой-, дуд-, юб-, ут-, лей-.
КИ: дет-, вет-, нит-, бан-, гай-, май-, кеп-, киль-, вет-, пап-, дуд-, ут-, лей-
49. Упражнение «ОДЕНЬ КУКОЛ» Цель: Активизировать словарный запас по темам «Одежда», «Обувь».
Учить различать одежду и обувь по размеру.
Оборудование: маленькая кукла Инга и большая кукла Илья; предметы кукольной одежды и обуви разного размера.
Логопед предлагает подобрать каждой кукле одежду и обувь соответств. размера. Затем ребенок называет предметы, которые он подбирал.
Инге - юбку, кофту, банты, ленты, муфту, туфли.
Илье - пальто, майку, гольфы, тапки.
50. Упражнение «УЗНАЙ ВЕТКУ» Цель: Учить четко произносить слова слоговой структуры 5-го типа при образовании имен существительных единственного числа родительного падежа. Расширять и активизировать словарный запас. Оборудование: предметные картинки : пальма, ольха, айва, пихта, сосна, елка; ветки перечисленных деревьев. Логопед раскладывает перед ребенком картинки, уточняя названия деревьев, изображенных на них. Затем показывает картинки с изображением веток перечисленных деревьев и спрашивает: «От какого дерева эта ветка?» (Ветка пальмы. Ветка ольхи. Ветка айвы.)
48. Упражнение «ОДИН — НЕСКОЛЬКО»
Цель: Учить четко произносить слова слоговой структуры 5-го типа
при образовании имен существительных множ. числа именит. падежа. Расширять и активизировать словарный запас.
Оборудование: мяч.
Ход игрового упражнения
Логопед, бросая мяч ребенку, называет существительное в ед. числе. Ребенок, возвращая мяч, произносит слово во множественном числе. а) с окончанием – И: денек – деньки, пенек, дубок, каток, венок, моток, комок, танк, камень, ливень, капля, уголь
б) с окончанием – Ы: бубен - бубны, бант, винт, фильм, лифт, бинт
в) с окончанием – А : пятно - пятна, окно
(Лексический материал упражнения рекомендуется разделить
на два занятия.)
51. Упражнение «ЧЕТВЕРТЫЙ ЛИШНИЙ»
Цель: Учить четко произносить слова слоговой структуры 5-го типа.
Активизировать и вводить в речь обобщающие понятия. Развивать логическое мышление.
Оборудование: предметные картинки : тумба, тахта, кепка, диван, тапки, туфли, майка, кеды, юбка, кофта.
Логопед выкладывает четыре картинки, уточняя названия предметов. Затем просит выбрать и назвать «лишний» предмет и объяснить свой выбор: тумба, тахта, кепка, диван; тапки, туфли, майка, кеды; майка, юбка, кофта, туфли
52. Упражнение «ОТВЕТЬ НА ВОПРОСЫ»
Цель: Упражнять в употреблении предлога «НА». Учить отвечать
на вопросы словосочетанием.
Оборудование: предметные и сюжетные картинки.
Логопед раскладывает перед ребенком картинки и предлагает ответить на вопросы: Где буквы? Где метка? Где губка? Где детки? Где капли? Где деньги? Где пятно?
Ребенок: Буквы на ленте. Метка на майке. Губка на ванне. Детки
на катке. Капли на окне. Деньги на тумбе. Пятно на пальто.
53. Упражнение «НАЗОВИ НУЖНОЕ СЛОВО» Цель: Учить четко произносить слова слоговой структуры 5-го типа. Учить заканчивать предложение словом, подходящим по смыслу. Расширять и активизировать словарный запас. Оборудование: предметные картинки : метка, ветка, сетка.
Ход игрового упражнения Логопед раскладывает перед ребенком картинки, уточняя названия предметов, изображенных на них. Затем предлагает ребенку закончить предложение словом, подходящим по смыслу. (В качестве опоры используются предметные картинки.) Я тебе задачу дам: Все расставить по местам. Вот печать на простыне - метка Зеленеет за окном - ветка. Волейбольная висит - сетка.
54. Упражнение «СКАЖИ НАОБОРОТ»
Цель: Учить четко произносить слова слоговой структуры 5-го типа при употреблении антонимов. Расширять и активизировать словарь.
Оборудование: мяч.
Ход игрового упражнения
Логопед, бросая ребенку мяч, произносит слово. Ребенок, возвращая мяч, называет слово с противоположным значением: трудно - легко
здорова – больна, светло – темно, недавно – давно, мир, толсто
55. Упражнение «ВЫПОЛНЯЕМ КОМАНДЫ»
Цель: Учить четко произносить слова слоговой структуры 5-го типа при употреблении глаголов множественного числа повелительного наклонения.
Ход игрового упражнения
Логопед говорит ребенку: «Представь, что я командир и буду отдавать приказы, а ты будешь их выполнять. Потом ты станешь приказывать мне, а я буду выполнять твои команды».
Логопед: Дуй. Мой. Пой. Лей. Пей. Ребенок: Вы дуйте. Вы мойте. Вы пойте. Вы лейте. Вы пейте.
56. Упражнение «УЗНАЙ ПРЕДМЕТ»
Цель: Учить четко произносить слова слоговой структуры 5-го типа.
Учить называть целый предмет по названиям его частей.
Развивать логическое мышление.
Оборудование: предметные картинки : окно, утка, кофта, тумба, банка.
Ход игрового упражнения
Логопед раскладывает перед ребенком картинки, уточняя названия предметов, изображенных на них. Затем предлагает ребенку угадать
и сказать, о каком предмете идет речь.
Логопед: Ребенок:
подоконник, рама, стекло, форточка. окно
крылья, клюв, хвост, лапки. утка
рукава, манжеты, воротник, застежка. кофта
крышка, дверца, ножки, стенки. тумба
горлышко, дно, стенки. банка
57. Упражнение «ЧЕГО НЕТ?»
Цель: Учить четко произносить слова слоговой структуры 5-го типа
при употреблении имен существительных единственного числа родительного падежа. Развивать внимание и зрительную память.
Оборудование: предметные к-ки: венок,каток,уголь,огонь, бубен, камень.
Логопед раскладывает перед ребенком 6 картинок, предлагает внимательно рассмотреть и запомнить предметы, изображенные
на них. Затем ребенок закрывает глаза, логопед убирает одну картинку
и обращается к ребенку с вопросом: «Чего нет?»
Ребенок:Венка, катка, угля, огня, бубна, камня.
58. Упражнение «СОСТАВЬ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»
Цель: Учить составлять предложения по опорным словам.
Логопед предлагает ребенку составить предложения из отдельных слов.
Логопед:Ольги, у, тапки, туфли, и. Ольга, ели, Инга, и, вафли. Тополя,пух,ольхе, на. Илья, кидай, не, камни. Кегли, дайте, Ивану. Пальто, Толи, у, унты, и.
Ребенок:У Ольги тапки и туфли. Ольга и Инга ели вафли.
Пух тополя на ольхе. Илья, не кидай камни. Дайте Ивану кегли.
У Толи пальто
61. Упражнение «ЗАГАДКИ» Цель: Продолжить учить четко произносить слова слоговой структуры
5-го типа. Развивать слуховое внимание и логическое мышление. Логопед предлагает ребенку отгадать загадки. *Во дворе поставлен дом, На цепи хозяин в нем. Будка. * Плещет теплая волна в берега из чугуна: Угадайте, вспомните, что за море в комнате. Ванна. *Из железа тучка, а у тучки ручка. Эта тучка по порядку полила за грядкой грядку. Лейка *Черные птички на каждой страничке. Молчат, ожидают, кто их прочитает. Буквы ЗАКРЕПЛЕНИЕ СЛОВ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ 5-ГО ТИПА В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ У дома ольха. Мальвы увяли. На Илье кепка. Дайте Илье кегли. На Татке новые тапки. На окне капли воды. Инга и Илья, пойте. Коля, не кидай камни. На майке моя метка. Ольга и Инга едят вафли. У Юльки на тумбе нитки. Пух тополя на ольхе и мальве. Ольга больна. Мама дает ей капли. У Коли коньки. Он давно на катке. 59. Упражнение «ПОДБЕРИ СЛОВА»
Цель: Продолжать учить четко произносить слова слоговой структуры
5-го типа при употреблении имен существительных вин. падежа. Активизировать словарный запас по темам «Одежда», «Обувь».
Оборудование: предметные картинки : пальто, юбка, кофта, майка, белье; тапки, туфли, кеды; чулки, гольфы, носки.
Логопед раскладывает перед ребенком картинки, уточняя названия предметов, изображенных на них, и спрашивает:
Логопед:Что можно шить? Что можно обуть?
Ребенок: Пальто, юбку, кофту, майку, белье. Тапки, туфли, кеды.
60. Упражнение «ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ»
Цель: Упражнять в употреблении несклоняемого сущ-го «пальто».
Логопед предлагает ребенку заканчивать предложения словом «пальто».
Логопед: Ребенок:
В прихожей на вешалке висит. пальто.
У мамы нет теплого зимнего. пальто.
Бабушка пришивает пуговицы к. пальто.
Брат пошел за. пальто.
Малыш вышел гулять в новом. пальто.