Нина Александровна Волкова
Картотека упражнений артикуляционной гимнастики. Часть 2
▼ Скачать + Заказать документы
Артикуляционная гимнастика для детей 4-7 лет. Глава 2.
Игровое упражнение «Иголочка».
Задачи. Познакомить детей с упражнением «Иголочка». Укреплять мускулатуру языка.
Упражнение.
Педагог обращает внимание детей на картинку «Упражнение "Иголочка"».
— Дети, Язычок играет, иголочку изображает.
Педагог показывает упражнение
Публикация «Картотека упражнений артикуляционной гимнастики, Часть 2» размещена в разделах
(Улыбнёмся, откроем рот. Широкий язык положим на губу. Язык вытягиваем вперёд, делаем его узким. Удерживаем три секунды. Убираем язычок, закрываем рот).
Педагог читает текст. Дети выполняют упражнение.
Дети, волшебство начинаем,
фокусы совершаем.
Широкий язык
на губу положили.
Затем в тонкую иголку
его превратили.
Иголочку всем показали,
Раз, два, три! Убираем.
Повторить упражнение 3-4 раза.
Игровое упражнение «Лошадка».
Задачи. Познакомить детей с упражнением «Лошадка». Укреплять мышцы языка, отрабатывать подъём языка вверх.
Упражнение.
Педагог обращает внимание детей на картинку «Упражнение "Лошадка"».
— Дети, Язычок по полю гулял, лошадку увидал. За лошадкой наблюдает, упражнение выполняет. Улыбнёмся, откроем рот. Поднимаем кончик языка вверх к нёбу. Цокаем кончиком языка. Сначала медленно, потом быстрее.
Педагог показывает упражнение.
Язычок мы приподняли,
цокать язычком мы стали.
Всё быстрей, быстрей, быстрей,
цокай, цокай веселей.
Педагог читает текст. Дети выполняют упражнение.
Педагог контролирует, чтобы у детей двигался только язык, а нижняя челюсть и губы не двигались. Цоканье должно быть чётким. Повторить упражнение 3-4 раза.
Игровое упражнение «Горка».
Задачи. Познакомить детей с упражнением «Горка». Упражнять детей в умении удерживать язык в нужном положении.
Упражнение.
Педагог обращает внимание детей на картинку «Упражнение "Горка"».
— Дети, Язычок играет, горку изображает.
Педагог показывает упражнение.
— Улыбнёмся, откроем рот. Широкий язык опустим за нижние зубы, упрёмся в них языком. Плотно прижмём боковые края языка к верхним зубам. олучилась высокая горка. Удержим «горку» пока звучит текст.
Педагог читает текст. Дети выполняют упражнение.
Язычок играет,
спинку выгибает.
Кончик в зубы упирается,
бока кверху поднимаются.
От зубов язык не отрывался,
очень крепко он держался.
Вот так горка!
Что за чудо!
Выгнулся язык упруго.
Спинку выпрямляет,
Язычок отдыхает.
Повторить упражнение 2-3 раза.
Педагог контролирует, чтобы кончик языка детей не отрывался от нижних зубов, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижны.
Игровое упражнение «Трубочка».
Задачи. Познакомить детей с упражнением «Трубочка». Упражнять детей в умении удерживать язык в нужном положении. Развивать мускулатуру языка.
Упражнение.
Педагог обращает внимание детей на картинку «Упражнение "Трубочка"».
— Дети, Язычок играет, трубочку изображает.
Педагог показывает упражнение.
— Улыбнёмся, откроем рот, покажем широкий язык. Свернём язычок трубочкой (боковые края загнуть вверх). Подуем на кончик языка, не надувая щёк. Поднесём руку: на тыльной стороне руки ощутим холодный ветерок. Держим трубочку пока я читаю текст.
Если у ребёнка не получается свернуть язык в трубочку, помогите ему с помощью ложки. Педагог читает текст. Дети выполняют упражнение.
Широкий язык показали, боковые края подняли.
В трубочку язык свернули и тихонечко подули.
Один, два, три, четыре, пять,
шесть, семь, восемь, девять, десять.
Всё! Отдыхаем! Язычок распрямляем!
Повторить упражнение 3-4 раза.
Игровое упражнение «Сердитая кошка».
Задачи. Познакомить детей с упражнением «Сердитая кошка». Формировать умение детей удерживать язык в нужном положении.
Упражнение.
Педагог обращает внимание детей на картинку «Упражнение "Сердитая кошка"».
— Дети, Язычок играет, сердитую кошку изображает.
Педагог показывает упражнение.
— Улыбнёмся, откроем рот. Широкий язык опустим за нижние зубы, упрёмся в них языком. Плотно прижмём боковые края языка к верхним зубам. Получилась спинка сердитой кошки. Удержим «спинку» пока звучит текст.
Педагог читает текст. Дети выполняют упражнение.
Язычок с кошкой играет,
словно кошка спинку выгибает.
Кончик в зубы упирается,
бока кверху поднимаются.
От зубов язык не отрывался,
очень крепко он держался.
Спинку выгнул, словно кошка,
и вернулся он в окошко.
Повторить упражнение 2-3 раза.
Педагог контролирует, чтобы кончик языка детей не отрывался от нижних зубов, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижны.
Игровое упражнение «Чистим зубы».
Задачи. Познакомить детей с упражнением «Чистим зубы». Отрабатывать произвольные движения языка детей, развивать координацию движений. Укреплять мускулатуру языка.
Упражнение.
Педагог обращает внимание детей на картинку «Упражнение "Чистим зубы"».
— Дети, Язычку помогаем, зубы очищаем.
Педагог показывает упражнение.
— Улыбнёмся, приоткроем рот. Кончиком языка с внутренней стороны «почистим» поочерёдно нижние и верхние зубы движениями вправо-влево.
Педагог читает текст. Дети выполняют упражнение.
Улыбнёмся, рот открываем,
упражнение начинаем.
Язычок щётку изображает,
зубки изнутри очищает.
Влево–вправо,
влево–вправо
по зубам пробегает,
И вверху, и внизу
движение повторяет.
Повторить упражнение 5-6 раз.
Педагог контролирует, чтобы нижняя челюсть детей оставались неподвижна.
Игровое упражнение «Маятник».
Задачи. Познакомить детей с упражнением «Маятник». Выработать у детей умение менять положение языка. Укреплять мускулатуру языка.
Упражнение.
Педагог обращает внимание детей на картинку «Упражнение "Маятник"».
— Дети, вы знаете, что такое маятник?
— Маятник – это деталь часов. Которое движется туда-сюда, влево-вправо. Дети, Язычок маятник изображает, туда-сюда гуляет.
Педагог показывает упражнение.
— Улыбнёмся, откроем рот. Вытягиваем язык, напрягаем его. Острым кончиком языка касаемся то правого, то левого уголка губ.
Педагог читает текст. Дети выполняют упражнение.
Улыбнёмся, рот открываем,
упражнение начинаем.
Язычок гуляет приглашаем,
острый кончик поднимаем.
Вправо острый Язычок тяни,
затем налево поверни.
Словно маятник, тик-так!
Тик – так! Тик – так!
Тик – так! Тик – так! Вот так!
Ротик закрываем, отдыхаем.
Снова маятник запускаем.
Тик – так! Тик – так!
Тик – так! Тик – так!
Тик – так! Вот так!
Педагог контролирует, чтобы язычок двигался по воздуху, а не скользил по нижней губе. Выполнить 6-8 движений языком. закрыть рот, отдохнуть.
Повторить упражнение 3-4 раза.
Игровое упражнение «Качели».
Задачи. Познакомить детей с упражнением «Качели». Выработать умение детей менять положения языка с постепенным ускорением темпа.
Упражнение.
Педагог обращает внимание детей на картинку «Упражнение "Качели"».
— Дети, Язычок новое упражнение изучает, нас приглашает. Улыбнёмся, откроем рот. Широкий кончик языка поднимаем за верхние зубы. Затем отпускаем язык за нижние зубы.
Педагог показывает упражнение.
Педагог читает текст. Дети выполняют упражнение.
Улыбнёмся, рот открываем,
упражнение начинаем.
Язычок окошко открывает,
в качели играет.
Вверх за зубы, вниз за зубы.
Вверх за зубы, вниз за зубы.
Вверх и вниз. Вверх и вниз…
Крепко язычок держись.
Повторить упражнение 5-6 раз.
Педагог контролирует, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижны.
Игровое упражнение «Чашечка».
Задачи. Познакомить детей с упражнением «Чашечка». Формировать умение детей удерживать язык в форме чашечки.
Упражнение.
Педагог обращает внимание детей на картинку «Упражнение "Чашечка"».
— Дети, Язычок новое упражнение изучает, нас приглашает. Улыбнёмся, откроем рот. Покажем широкий язык, слегка приподнимем кончик языка. Педагог показывает упражнение.
Педагог читает текст. Дети выполняют упражнение.
Язычок утром проснулся,
всем ребятам улыбнулся.
Улыбнулся, рот открыл,
он о чашке не забыл.
Кончик свой приподнимает,
язычок он закругляет.
Вот и чашечка, друзья,
чаю выпить рад и я.
Повторить упражнение 5-6 раз.
Педагог контролирует, чтобы при выполнении упражнения края языка находились у верхних зубов, язык не сужался. Язык должен быть широким. Верхняя губа не закрывает зубы. Нижняя челюсть не двигается.
Игровое упражнение «Ступеньки».
Задачи. Познакомить детей с упражнением «Ступеньки». Выработать умение менять положение языка, не разрушая «чашечку». Развивать подвижность языка.
Упражнение.
Педагог обращает внимание детей на картинку «Упражнение "Ступеньки"».
Язычок окошко открывает,
Упражнение начинает.
С чашечкой играет,
По ступенькам шагает.
— Дети, улыбнёмся, откроем рот. Установим язык в форме чашечки на верхней губе. Затем переместим чашечку на верхние зубы. А затем – за верхние зубы. Плавно переводим чашечку со ступеньки на ступеньку.
Педагог показывает упражнение.
Педагог читает текст. Дети выполняют упражнение.
Язычок, верхнюю губу обнимает,
Один, два, три, четыре, пять.
Зубы вверху проверяет.
Один, два, три, четыре, пять.
И за зубы убегает.
Один, два, три, четыре, пять.
По ступенькам шагает.
Сначала начинает.
На каждой ступеньки стоим 3-5 сек. Повторить упражнение 5-6 раз.
Игровое упражнение «Парус».
Задачи. Познакомить детей с упражнением «Парус». Закреплять умение удерживать язык в нужном положении.
Упражнение.
Педагог обращает внимание детей на картинку «Упражнение "Парус"».
— Дети, Язычок играет, парус изображает. Улыбнёмся, откроем рот. Широкий язык поднимаем парусом за верхние зубы, но не прижимаем к нёбу.
Педагог показывает упражнение. Педагог читает текст. Дети выполняют упражнение.
Ждёт волшебная игра,
отправляемся в моря.
Язычок приподнимаем,
ничего не задеваем,
Раз, два, три, четыре, пять,
начинаем мы играть.
Парус ветер надувает,
в море плавать помогает.
Парус опускаем,
немного отдыхаем.
Повторить упражнение 3-4 раза.
Игровое упражнение «Индюк».
Задачи. Познакомить детей с упражнением «Индюк». Укреплять мускулатуру языка.
Упражнение.
Педагог обращает внимание детей на картинку «Упражнение "Индюк"».
— Дети, Язычок играет, индюка изображает. Улыбнёмся, откроем рот. Широким передним краем языка выполняем движения по верхней губе вперёд-назад, стараясь не отрывать язык от губы. Сначала выполняем медленные движения, потом убыстряем темп и добавляем голос, пока не послышатся звуки бл-бл-бл. Педагог показывает упражнение. Педагог читает текст. Дети выполняют упражнение.
Язычок приподняли,
губу пощекотали.
Вперёд-назад, вперёд-назад,
Язычок наш очень рад.
Всё быстрей, быстрей, быстрей,
песенку споём скорей:
бл-бл-бл-бл-бл-бл-бл-бл.
Язычок от губы не отрываем,
на губе весело играем.
Важного индюка изображаем,
песню индюка повторяем.
Повторить упражнение 2-3 раза.
Игровое упражнение «Маляр».
Задачи. Познакомить детей с упражнением «Маляр». Развивать подвижность, укреплять мускулатуру языка.
Упражнение.
Педагог обращает внимание детей на картинку «Упражнение "Маляр"».
— Дети, Язычок играет, маляра изображает. Улыбнёмся, откроем рот. Широким кончиком языка погладим нёбо от верхних зубов к горлу и обратно.
Педагог показывает упражнение. Педагог читает текст. Дети выполняют упражнение.
Улыбнёмся, рот открываем,
упражнение начинаем.
В маляра играем,
языком кисть изображаем.
Кисть к потолку прижали,
от зубов к горлу погнали.
Назад, вперёд, назад, вперёд.
Маляр кисть не опускай,
крепко к потолку прижимай.
Повторить упражнение 3-4 раз. Педагог контролирует, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижны, кончик языка доходил до внутренней поверхности верхних зубов, но не выглядывал изо рта.
Игровое упражнение «Грибок».
Задачи. Познакомить детей с упражнением «Грибок». Укреплять мускулатуру языка.
Упражнение.
Педагог обращает внимание детей на картинку «Упражнение "Грибок"».
— Дети, Язычок играет, грибок изображает. Улыбнёмся, откроем рот. Широкий язык присосать к нёбу, кончик языка у верхних зубов.
Педагог показывает упражнение. Педагог читает текст. Дети выполняют упражнение.
Рот широко открываем,
к нёбу язычок прижимаем.
Язычок на цыпочки встал,
крепко к потолку себя прижал.
Крепко-крепко прижимался,
долго-долго не спускался.
Как грибочек он стоял,
и о чём-то всё мечтал.
Повторить упражнение 3-4 раза.
Педагог контролирует, чтобы подъязычная связка была натянута. Дети удерживают язык в таком положение 5-10 секунд.