Синицких Олеся
Картотека театрализованных игр для детей 5–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Картотека театрализованных игр для детей 5 – 7 лет
Составила: учитель – логопед Синицких О. Н.
В детском саду театрализованные игры направлены на формирование личностных качеств дошкольников. Этому способствует специфика данного вида деятельности, заключающаяся в воздействии на личность через художественный образ. Во время игры дети познают окружающий мир через музыку, образы и краски, решают личностные проблемы (например, преодолевают свои комплексы, самовыражаются и саморазвиваются, приобретают навыки общения и адаптации, учатся логически выстраивать ход мыслей и анализировать ситуации. Театрализованные игры также способствуют развитию нравственности у дошкольников, поскольку игровые действия основаны на литературных и фольклорных произведениях, содержащих в подтексте проблемы такого характера.
Публикация «Картотека театрализованных игр для детей 5–7 лет» размещена в разделах
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Цель: Развитие творческих способностей по средствам театрально - игровой деятельности.
Задачи: Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться по площадке; строить диалог с партнером на заданную тему; развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц, запоминать слова героев спектаклей; развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение; развивать чувство ритма и координацию движений; упражнять в четком произношении слов; отрабатывать дикцию; развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, разнообразную интонацию; воспитывать нравственно-этические качества.
1. Игра «Зима»
Цель: Развитие выразительности жестов, движений, мимики.
Ход игры:
Логопед предлагает детям выразить свое состояние и настроение в разное время зимы радуемся первому снегу, ежимся от холодного ветра, нас пробирает дрожь до самых костей в морозную, студеную погоду.
Передать гневную интонацию деда Мороза.
Дед Мороз проспал в постели,
Встал, сосульками звеня:
— Где вы, вьюги и метели?
Что не будите меня?
Выразить мимикой, жестами и движением настроение и действия Зимы. Вот Зима-волшебница нарядила деревья и кусты в белые одежды, усыпала блестками и серебром землю. А вот сердитая Зима-старуха, заморозила птиц, людей и зверей, сковала реки льдами и т. д.
2. Этюды
Цель: Развивать умение передавать эмоциональное состояние с помощью мимики и жестов.
Этюды «Новый год»
Ход игры:
Обыгрывание ситуации «Новый год». Изобразить Деда Мороза и Снегурочку, идущих на елку. Показать: разные звери встречают Новый год.
Этюд Зимние забавы.
Ход игры:
Логопед предлагает детям изобразить:
вы катаетесь на коньках, играете в снежки, лепите снежную бабу, везете на санках малышей, ходите на лыжах. Изобразить зимующих птиц: дятла, ворону, высиживающую птенцов, и замерзшего воробья.
Изобразить зверей в зимнее время: зайчика, притаившегося под кустом; лису, прислушивающуюся к шороху мышки под снегом; голодного волка; спящего медведя; белочку, нашедшую свою кладовую, и др.
Этюд «Тише»
Ход игры:
Два мышонка должны перейти дорогу, на которой спит котенок. Логопед предлагает детям так перейти дорогу, чтобы не разбудить котенка, знаками показывая друг другу: «тише!».
Этюд «Ласка»
Ход игры:
Логопед предлагает детям показать, как они любят свою игрушку, котеночка, собаку и т. д.
Этюд «Вкусная конфета»
Ход игры:
У логопеда в руках воображаемый кулек с конфетами. Он протягивает его по очереди детям. Они берут по одной конфете, жестом благодарят, разворачивают обертку и берут конфету в рот, показывая мимикой и жестами, какие они на вкус.
3. Игра – пантомима «Утка»
Цель: развитие пантомимических навыков, мелкой моторики рук.
Ход игры:
Логопед читает стихотворение:
Пестрая утка на камне сидела, Утка пугала в реке пескаря:
В толстую дудку утка гудела «Кря, кря, кря!»
Во время чтения дети стоят, заложив руки за спину, переваливаясь с боку на бок.
Реплику утки говорят громко все вместе.
Логопед встает в отдалении от детей и зовет их, поставив на пол воображаемую миску с кормом:
- Утятки мои, идите ко мне. Я вас покормлю.
Педагог уточняет и показывает: как ходят утки, как они машут крыльями.
Вытягивают шеи, едят.
4. Игра – пантомима «Лиса»
Цель: развитие пантомимических навыков, умения свободно двигаться.
Ход игры:
Педагог предлагает детям во время чтения стихотворения изобразить
характерные особенности движений, голоса, мимики лисы, побуждая показать наиболее выразительный образ:
Ступает мягко, хитрее всех,
Пушистый хвост, рыжий мех!
Голосом ласковым говорит она.
Что за красавица эта лиса!
5. Игра – пантомима «Озорной щенок»
Цель: развитие пантомимических навыков и творческого воображения.
Ход игры:
Логопед предлагает детям изобразить веселого, озорного щенка. Исполнитель вскакивает, кивает головой, машет хвостом и пр. Затем предлагает изобразить щенка, который ищет свою косточку. Исполнитель заглядывает под стол, стул, оглядывается, прислушивается, вертит головой и т. д.
6. Игра на развитие выразительной мимики.
Цель: Развитие выразительности жестов, движений, мимики.
Ход игры:
Логопед предлагает детям изобразить маму (огорченную, печальную, радостную). Изобразить добродушную маму, строго дедушку, рассердившегося папу и провинившегося ребенка.
«Родители ушли в гости, а ребенка оставили дома одного». Изобразить состояние тоски и одиночества.
Изобразить непослушного и капризного ребенка, жадную сестренку, добрую бабушку, пожурившую своих внучат-шалунишек.
7. Игры – пантомимы
Цель: развитие пантомимических навыков, умения отождествлять себя с заданным персонажем; формирование навыков импровизации.
«Гордый петушок»
Исполнитель идет, высоко поднимая ноги, хлопает крыльями по бокам, кричит «Ку-ка-ре-ку!» и пр.
«Пугливый мышонок»
Ребенок сжимается в комочек с испуганным выражением мордочки, пытается
спрятаться, стать незаметным.
«Злая собака»
Исполнитель с широко открытыми глазами зло рычит, лает.
«Пчела»
Ребенок со злым выражением лица машет «крыльями», жужжит «Уж-ж-жалю!»
«Лягушка»
Исполнитель приседает, растопырив «лапки», неторопливо прыгает и квакает.
«Озорная кошка»
Изображающий выгибает спину и с бегающими глазами шипит и фыркает.
«Угадай, кого покажу»
Педагог предлагает детям разделиться на две команды: одни дети изображают, а другие угадывают. Пантомимически, передавая характерные особенности, иногда, помогая голосом, дети показывают щенка, петуха, мышонка, собаку, пчелу, кошку, лягушку. Затем дети меняются.
Игра – пантомима «Угадай, кого встретил щенок?»
Ход игры:
Логопед предлагает детям самостоятельно выбрать персонаж из сказки В. Сутеева «Кто сказал «мяу»? и, храня свой выбор в секрете, изобразить его путем имитации движений. Игра повторяется по желанию детей, т. к. одного и того же героя каждый ребенок изображает по-своему.
Игра-пантомима «Пойми меня»
Ход игры:
Логопед дает детям задание загадать любого персонажа из сказки В. Сутеева
«Яблоко», но держать свой замысел в секрете. Затем загадавшему нужно
изобразить своего героя, а детям отгадать, обосновывая ответ. Игра повторяется по желанию детей.
Игра-пантомима «Угадай, кто попросился под грибок»
Ребенок, имитируя движения сказки В. Сутеева, просится под грибок. Остальные дети пробуют догадаться, кто это.
8. Игра «Маленький народ»
Цель: Развитие выразительности жестов, движений, мимики.
Тра-та-та. Тра-та-та
Растворялись ворота
А из этих из ворот
Вышел маленький народ.
Один дядя вот такой (нахмурить брови)
Другой дядя вот такой (удивленно приподнять брови, приоткрыть рот)
Третий дядя вот такой (сделать брови домиком, опустить уголки губ)
А четвертый вот такой (широко улыбнуться)
Одна тетя вот такая (изобразить очки)
Другая тетя вот такая (причесывать волосы)
Третья тетя вот такая (смотреть в зеркало)
А четвертая такая (подбочениться)
Один мальчик вот такой (высунуть язык)
Другой мальчик вот такой (прищурить один, потом другой глаз)
Третий мальчик вот такой (приоткрыть рот, движение языком вправо-влево)
А четвертый вот такой (надуть щеки).
9. Игра «Театр - экспромт»
Цель: развитие пантомимических навыков, умения отождествлять себя с заданным персонажем; формирование навыков импровизации.
Ход игры:
Дети становятся актерами театра-экспромта, исполняя роли: солнца, двух лучей, двух цветков, ветра, кузнечка, червячка, петуха.
Логопед читает текст:
Как прекрасно утром в лесу!
Из-за горизонта выплывает яркое улыбающееся солнце.
Оно бросает свои лучи на зеленую поляну.
Цветочки рады солнцу.
Они тянутся к нему, раскрывают свои лепестки, приветливо качают стебельками.
Небольшой ветерок залетел на полянку, он овевает цветочки со всех сторон. Цветочки колышут своими лепестками.
Вдруг, откуда ни возьмись, появляется веселый кузнечик. Он прыгает с цветка на цветок, радуется жизни, весело стрекочет.
Неподалеку ползет маленький червячок. Он хочет погреться на солнышке.
Тут появился голодный петух. Он громко закукарекал, да так, что кузнечик с испугу затрясся и поскакал прочь. А червячок не успел спрятаться, и петух схватил его. Цветы, увидев это, задрожали и прижались к земле.
Петух, предчувствуя обед, расправил крылья и гребешок. Он счастливо отправился домой.
Солнце перестало улыбаться, решило спрятаться от петуха и никогда больше ему не светить. Ветерок же разбушевался и всю свою силу обрушил вслед уходящему петуху.
Петух не ожидал этого, испугался и выпустил из клюва червяка. Червяк тут же скрылся в траве зеленой поляны.
А петух расстроился – опять он остался голодным. Он опустил голову вниз и ушел ни с чем. Вновь выглянуло солнышко. А ветерок-спаситель поднял с земли пригнувшиеся цветочки и весело полетел по полянке.
10. Игра «Оркестр»
Цель: учить детей обыгрывать литературный текст, поддерживать стремление самостоятельно искать выразительные средства для создания образа, используя движение, мимику, позу, жест.
Ход игры:
Логопед читает стихотворение, дети имитируют движения по тексту:
Кот играет на баяне,
Киска — та на барабане,
Ну, а Зайка на трубе
Поиграть спешит тебе.
Если станешь помогать,
Будем вместе мы играть. (Л. П. Савина.)
11. Игра «Передай Маску».
Цель: Развитие выразительности мимики, воображения
Ход игры:
Дети садятся в круг. Первый участник фиксирует на своем лице какое-нибудь выражение «маску», демонстрирует его всем участникам и «передает» соседу справа (слева). Сосед должен в точности повторить это выражение, поменять на новое и «передать» следующему. Так же делают все остальные. Выражение лица может быть страшным, смешным, комическим, угрожающим, плаксивым и т. п.
12. Игра «Зеркало»
Цель: Развитие выразительности жестов, движений, мимики.
Ход игры:
Дети встают в парах, лицом друг к другу. Один из них артист, а другой - зеркало. «Зеркало» внимательно следит за движениями «артиста» и повторяет их зеркально. Движения должны быть плавными и неторопливыми. Что может делать артист? Надевать парик, укладывать волосы, класть на лицо тон, подводить брови, красить ресницы и губы и т. д.
13. Игра «Театр-экспромт»
Цель: развитие пантомимических навыков, умения отождествлять себя с заданным персонажем; формирование навыков импровизации.
Ход игры:
Дети исполняют роли: дуб, бабочка, кабанчик, принцесса, луна, луч, рыцарь, конь, Соловей-разбойник.
Логопед читает текст:
Большая светлая поляна. В центре поляны стоит старый раскидистый дуб. Он поскрипывает. Вокруг дуба летает удивительной красоты бабочка. Пробегает туда-сюда кабанчик: ищет он желуди или проводит спортивную разминку, неизвестно.
Неподалеку во дворце сидит и грустит принцесса. Она смотрит на дуб из своего окна и отмахивается от назойливых мух.
Наступает вечер, всходит луна. Она плывет по небу. Вдруг из-за дуба появляется Соловей-разбойник. Он хитро улыбается, почесывает затылок – видно, задумал какое-то злодейство. Вот Соловей-разбойник пробирается к дворцу, хватает принцессу и уводит ее. Дойдя до дуба, злодей привязывает красавицу к дереву, ходит вокруг, радуясь добыче. Принцесса плачет. В кустах шуршит кабанчик. Он дрожит от страха. Бабочка вспорхнула и полетела подальше от этого зловещего места. И только Луна не оставила принцессу. Она направила на нее свои лучи с теплом и светом.
В это время мимо проезжал отважный рыцарь на славном вороном коне. Его заинтересовал яркий свет на полянке. Рыцарь отправился туда.
Что он видит?
Дуб качается и размахивает ветвями. К нему привязана принцесса. Она плачет, низко опустив голову.
Соловей-разбойник бегает вокруг и трясет своей бородой. В кустах дрожит кабанчик. Луна посылает свои яркие лучи на поляну.
Рыцарь слез с коня, достал свой меч. Начался страшный бой. Оба противника были сильны. Но рыцарь сумел нанести сильнейший удар, после которого враг был повержен.
Соловей-разбойник упал, а рыцарь отвязал принцессу, посадил ее на своего верного коня и повез во дворец.
Из куста вышел кабанчик. Он внимательно осмотрелся, еще раз прислушался и стал искать желуди под дубом.
Дуб, старый и развесистый, стоял спокойно, лишь изредка поскрипывая веточками.
Прилетела бабочка. Она села на одну из веток дуба.
Луна продолжала освещать поляну, но уже не посылала своих ярких лучей. Она была довольна, что все так хорошо закончилось.
14. Игра «Испорченный телефон»
Цель. Учить детей распознавать эмоциональные состояния (радость, грусть, злость, страх) по мимике.
Ход игры:
Все участники игры, кроме водящего и одного из ребят, закрывают глаза -«спят». Водящий показывает ребенку, не закрывшему глаза, какую-либо эмоцию. Ребенок, «разбудив» другого участника игры, передает увиденную эмоцию так, как он ее понял, без слов. Второй участник передает свою версию увиденного третьему игроку и так до последнего игрока. После игры педагог беседует с детьми о том, какие эмоции они изображали; по каким признакам они узнали именно эмоции.
15. Игра «Мокрые котята»
Цель: Умение снимать напряжение поочередно с мышц рук, ног, шеи, корпуса; двигаться врассыпную мягким, пружинящим шагом.
Ход игры:
Дети двигаются по залу врассыпную мягким, слегка пружинящим шагом, как маленькие котята. По команде «дождь» дети садятся на корточки и сжимаются в комочек, напрягая все мышцы. По команде «солнышко» медленно встают и стряхивают «капельки дождя» по очереди с каждой из четырех «лапок», с «головы» и «хвостика», снимая соответственно зажимы с мышц рук, ног, шеи и корпуса.
16. Игра «Крокодил»
Цель: Развитие выразительности жестов, движений, мимики.
Ход игры:
Дети с помощью мимики и жестов изображают:
«Хочу спать»;
«Болит живот»;
«Позвони мне».
«Пойдем кушать»
«Мне холодно» и т. д.
17. Игра-этюд «Мышки»
Цель: Развивать умение передавать эмоциональное состояние с помощью мимики и жестов.
Ход игры:
Дети в тают в круг. Логопед зачитывает текст. Дети изображают мышей по тексту.
- Я буду читать стихотворение, а вы показывайте все эмоции и жесты мышек.
Раннее утро. Мышки спят. Покажите, как они подложили под щёчку ладошки, глаза закрыли и мирно посапывают.
Пора, мышки, просыпаться! Открыли они глазки, а на улице дождь. Сначала они удивились, потом глубоко возмутились.
Обиделись, но не на всех. С обидой они отвернулись,
Как мышь на крупу, все надулись. И вдруг опечалились все.
Поникли печальные плечи, в глазах опечаленный вечер.
И слёзы вот-вот побегут. Но тут лучик солнца украдкой
По щёчке скользнул нежно-гладкой. И всё засветилось вокруг.
От радости все улыбнулись. Как будто от сна все очнулись.
Запрыгали и закричали: Ура! Ура!