Виктория
Картотека сюжетно-ролевых игр в старшей группе
Карточка №1
Семья
Цель. Побуждение детей творчески воспроизводить в играх быт семьи. Совершенствование умения самостоятельно создавать для задуманного сюжета игровую обстановку. Формирование ценных нравственных чувств (гуманности, любви, сочувствия и др.).
Игровой материал: Куклы, игрушечная посуда, мебель, игровые атрибуты (передники, косынки, музыкальные инструменты, предметы-заместители.
Публикация «Картотека сюжетно-ролевых игр в старшей группе» размещена в разделах
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
Подготовка к игре: Игры-занятия «Как будто дома у нас младенец», «Как будто дома папа и дедушка, а мамы нет дома», «Мамин праздник», «Праздник в семье», «День рождения куклы». Беседы о взаимоотношениях в семье. Совместные игры с детьми подготовительной и младшей групп.
Игровые роли: Дедушка, бабушка, внук, внучка, мама, папа, брат, сестра.
Ход игры: С целью развития игры воспитатель может сначала побеседовать с детьми на тему «Где работают родители». Раскрыть нравственную сущность деятельности взрослых людей: ответственное отношение к своим обязанностям, взаимопомощь и коллективный характер труда.
Далее педагог побуждает детей творчески воспроизводить в играх быт семьи. Предлагает ребятам соорудить постройку дома по представлению, используя строительный материал. Во время постройки дома учит детей договариваться о совместных действиях, составлять предварительный план конструкции, доводить работу до конца. Затем вносит игрушки (куклы, мебель, посуду и др., игровые атрибуты (передники, косынки).
После этого педагог совместно с детьми разбирает следующие игровые ситуации: «Когда мамы нет дома», «К нам пришли гости», «Я помогаю маме», «Семейный праздник» и т. д.
Карточка №2 Летчики
Цель: Формирование умения творчески развивать сюжет игры. Закрепление знаний о воздушном транспорте. Расширение знаний о работе летчиков. Знакомство ребят с работой аэропорта.
Игровой материал: Строительный материал, игрушка-самолет, пропеллер, крылья, куклы, предметы-заместители.
Подготовка к игре: Экскурсия в аэропорт. Беседа с работниками аэропорта. Чтение произведений «На аэродроме» И. Винокурова. Просмотр фильма о летчиках. Рисование самолета. Лепка самолета. Изготовление атрибутов для игры.
Игровые роли: Летчик, стюардесса, контролер, пассажиры.
Ход игры: Подготовку к игре воспитателю следует начать с организации наблюдений детей за самолетами. Во время таких наблюдений надо объяснить детям, что самолет очень большой, он высоко и быстро летает, что самолетом управляет летчик, на самолете возят людей.
Затем можно научить детей изображать летящий самолет. Воспитатель предлагает: «Летите, как самолет». Дети бегут, распластав руки, как крылья самолета.
На занятии воспитатель может предложить ребятам нарисовать летящий самолет или самолеты.
Рассмотрев с детьми картинки, изображающие летящий самолет, самолет на аэродроме, самолет с сидящим летчиком и т. д., педагог разъясняет все, что ребятам непонятно, проводит беседы по содержанию рассмотренных картинок. После этого можно дать детям для игры игрушечный самолет, предварительно обыграв его.
Следующий этап в подготовке сюжетно-ролевой игры - это обучение детей подвижной игре, в которой они изображают летчиков. Летчики, готовясь к полету, заводят мотор, по сигналу воспитателя поднимаются в воздух и приземляются, каждый в определенном, отведенном ему месте.
Последним звеном в подготовке детей к сюжетно-ролевой игре должен быть показ фильма, в котором изображены самолеты и работа летчика. Очень важно, чтобы в результате просмотра фильма (или фильмов) дети доняли, что летчик сильный, смелый, помогает людям - привозит врача к больному ребенку или доставляет ребенка в больницу, перевозит людей, продукты и т. д. Педагогу нужно так рассказывать о летчике, чтобы детям захотелось подражать ему.
После подготовительной работы можно начинать игру, Для этого педагогу совместно с детьми надо сделать из картона пропеллер и крылья для самолета, шлем и очки для летчика. Соорудив самолет из стульев, надо прикрепить к нему крылья и пропеллер. Затем летчик в шлеме и очках с помощью воспитателя заводит мотор и готовит самолет к полету. Пассажиры собираются в дрогу: они одевают детей, пакуют вещи, покупают еду, приобретают билеты на самолет, едут в аэропорт. Там контролер проверяет у пассажиров билеты, помогает разместиться в самолете. По сигналу педагога самолет поднимается в воздух. Во время полета пассажиры едят, кормят детей, смотрят в окна, рассматривают предлагаемые им книги и т. д. Стюардесса им помогает, отвечает на вопросы. Во время посадки летчик осматривает самолет, мотор, заправляет самолет бензином, заводит мотор и ведет свой самолет дальше.
Такая схема игры может видоизменяться воспитателем по его усмотрению. В дальнейшем педагог должен направлять ход игры, поощряя всякие нововведения предлагаемые детьми. Также развитие, обогащение игры может идти и за счет объединения ее с другими сюжетными играми. Например, к этой игре могут быть подключены темы «Магазин» (дети покупают в дорогу еду, сласти, игрушки детям, книжки и т. д., «Переезд на дачу» (детского сада или родителей с детьми. Воспитатель должен следить за игрой, важно лишь, чтобы играя, дети изменяли сюжет, а не повторяли каждый раз одно и то же.
Карточка №3
Мастерская обуви
Цель: Обобщить и систематизировать знания детей о профессии обувщика.
Задачи: Воспитывать уважение к людям труда.
Расширять представления детей о других профессиях, связанных с обувной промышленностью.
Расширять знания о разных видах обуви и материалах, из которых она изготовлена.
Способствовать развитию умения выбирать и подбирать интересующую информацию.
Позволять быть детям более активными в дошкольной жизни.
Способствовать развитию наблюдательности, творческого и критического мышления, самодисциплины, доброжелательности между детьми, умение считаться с желаниями и интересами товарищей, навыков общения в группе, умение отстаивать и доказывать свою точку зрения, умения публичного выступления.
Продолжать развивать самостоятельность в создании игровой среды, в соблюдении правил и норм поведения в игре.
Продолжать работу по обогащению словаря и культуры речи.
Ход игры: Папа работает в сапожной мастерской. Он приходит на работу, одевает фартук, раскладывает инструменты и образцы обуви. К нему приходят клиенты с просьбами прибить оторвавшиеся подошвы и каблуки, сделать набойки на каблук (секрет набоек-мастер использует фольгу, зашить туфли и другие дела. Клиент может попросить сделать обувь по индивидуальному заказу. Тогда необходимо описать какие именно ботинки или туфли он хочет (цвет, форма, размер) или выбрать по каталогу, затем прийти на примерку и забрать готовый заказ.
Рядом с мастером работает его помощник. Он встречает клиентов, вежливо здоровается, провожает к мастеру, принимает заказы на чистку обуви щеткой, берет плату за работу, записывает количество клиентов.
К мастеру часто забегают и сказочные персонажи. Золушка просит туфли для бала, богатырь-сапоги для схватки с Горынычем, мальчик-с-пальчик-лапоточки просил. Приходили даже утята и семеро козлят. Мастер обсуждает с ними фасон обуви, размер, цвет, материал, назначение, делает зарисовку обуви, снимает мерку с ноги или копыта.
Однажды папа приносит домой сделанные им туфельки для своей дочки на ее день рождения. Мама хвалит его, описывает дочке всю красоту ее новых туфель и семья идет на прогулку.
Мастер и помощник могут организовать модный показ готовой обуви, пригласить всех желающих.
Фантазия детей безгранична, поэтому игра может продолжаться несколько дней, а то и недель.
Для поддержания дальнейшего интереса к игре, мной были изготовлены дидактические игры своими руками из бросового материала.
Карточка №4
Аптека
Задачи: Вызвать у детей интерес к профессии фармацевта; Воспитывать чуткое, внимательное отношение к больному, доброту, отзывчивость, культуру общения.
Роли: водитель, работники аптеки (фармацевты)
Игровые действия: Водитель привозит в аптеку лекарства. Работники аптеки раскладывают их на полки. Люди приходят в аптеку за лекарствами. В рецептурном отделе отпускают лекарства по рецептам врачей. Здесь делают микстуры, мази, капли. Некоторые посетители говорят о своих проблемах и спрашивают, какое лекарство лучше купить, аптекарь советует. В фитоотделе продают лекарственные травы, сборы.
Предварительная работа: Экскурсия в медицинский кабинет д/с. Экскурсия в аптеку. Беседа с детьми о проведенной экскурсии. Слушание сказки К. Чуковского «Доктор Айболит» в грамзаписи. Чтение лит. произведений: Я. Забила «Ясочка простудилась», Э. Успенский «Играли в больницу», В. Маяковский «Кем быть?». Рассматривание медицинских инструментов (фонендоскоп, шпатель, термометр, тонометр, пинцет и др.). Дидактическая игра «Ясочка простудилась». Рассматривание набора открыток «Лекарственные растения». Рассматривание лекарственных растений на участке детского сада, на лугу, в лесу. Загадки о лекарственных растениях. Изготовление с детьми атрибутов к игре с привлечением родителей (халаты, шапки, рецепты, микстуры).
Игровой материал: халаты, шапки, рецепты, мед. инструменты (пинцет, шпатель, пипетка, фонендоскоп, тонометр, градусник, шприц и т. д., вата, бинт, мази, таблетки, порошки, лек. травы.
Карточка №5
Моряки
Цель: Развивать творческие способности детей.
Задачи: Закрепить умение брать на себя роль в соответствии с сюжетом игры;
совершенствовать умение самостоятельно создавать для задуманного сюжета игровую обстановку;
подбирать предметы и игрушки в соответствии с ролью;
развивать умение сооружать различные конструкции, подбирать детали, игрушки необходимые для игры.
Предварительная работа.
Рассматривание иллюстраций и чтение книг на морскую тематику. Беседы о профессии людей, которые несут службу на Морском флоте.
Оборудование: Фуражка для капитана, бинокль, медицинский халат, спасательные круги (обручи, якорь, бескозырки, маски для подводного плаванья, баллоны с воздухом (бутылки из под минеральной воды, руль для рулевого, фартук и колпак для кока.
Ход игры: Собирайся детвора
Нас ждет интересная игра.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, я сегодня утром нашла вот такой конверт. Давайте посмотрим, что же там, (распечатывает конверт)
Воспитатель: Смотрите открытка, написано с 23 февраля. Интересно кого это у нас в группе поздравить хотели?
(ответы детей)
Воспитатель: Да. Действительно мальчиков. 23 февраля – это праздник всех мужчин, воинов. Наши мальчики, когда вырастут тоже пойдут служить в армию.
(на открытке изображен корабль)
Воспитатель: Какой красивый корабль. Я так хочу стать моряком и отправиться в плаванье на корабле. А вы ребята хотите?
(ответы детей)
Воспитатель: Ребята в конверте еще что-то есть.
(картинки с изображением профессий людей, которые служат на корабле)
Рассматриваем с детьми картинки, сидя на полу. Дети выбирают себе роли и одевают бейджики с той картинкой, какую роль они себе выбрали.
Воспитатель: На чем интересно мы поплывем?
Воспитатель: Так у нас нет корабля. Что делать?
Воспитатель: Из чего можно построить корабль?
Воспитатель: Ребята давайте построим корабль из стульчиков.
Воспитатель: Корабль готов. Пойду, возьму, что мне нужно для плаванья.
Дети собирают в рюкзаки предметы согласно выбранных ролей.
Раздается гудок. Дети усаживаются на корабль, выполняют действия соответственно выбранной роли.
Воспитатель: Слышите, какой - то шум? Что-то случилось? Кажется, корабль столкнулся айсбергом, образовалась пробоина. Что делать?
Капитан отдает приказ: Водолазы устранить пробоину.
(водолазы с помощью инструментов устраняют пробоину под водой)
Воспитатель: Кажется человек за бортом.
Капитан: Бросить спасательный круг. (обруч)
Воспитатель постоянно ненавязчиво помогает детям развивать сюжет игры, при этом выполняет действия согласно своей роли.
Дети кушают на корабле, спасают людей за бортом, обращаются к врачу за помощью, поют песню, делают зарядку, высаживаются на сушу, чтобы пополнить запасы пресной воды. Возвращаются домой.