мария скробот
Картотека сюжетно-ролевых игр для детей 3–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Сентябрь,
Тема «Куклы»
«Купание кукол – банный день» Развивать способность принять на себя роль. Познакомить с названиями предметов, действий с предметами и с качествами предметов.
Учить детей умению связно
передавать в игре несколько последовательных эпизодов (куклы гуляют, обедают, ложатся спать и т. д.) Рассматривание картины «Дети играют с куклами». Слушание и чтение колыбельных прибауток,
Публикация «Картотека сюжетно-ролевых игр для детей 3–5 лет» размещена в разделах
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
чтение стихотворения «Кукла». Разучивание песенок, плясок: «Дождик», «Зайка» и т. д. Д/ гры: «Чего не стало?», «Угадай для кого?», Найди куклу?», «Оденем Куклу на прогулку», «Обставим куклам комнату». Изготовление вместе с детьми атрибутов для игры: лепка посуды для кукол. Пальчиковая игра «Куклы» Показ воспитателем разнообразных действий с игрушками, предметами в соответствии с той или иной ролью.
Участие воспитателя в игре
«Пора обедать»
«Куклы одеваются на прогулку»
«У куклы Кати день рождение»
Октябрь
Тема «Семья»
«Семьи животных»
Познакомить с жизнью семейств животных и птиц, побуждать брать на себя роль Просмотр презентации «Семьи животных», изготовление атрибутов для животных: лепка корма для семьи петуха Атрибуты – мягкие игрушки курицы-наседки с яйцами, петуха, цыплят
«Утро дома. Большая уборка» Побуждать детей творчески воспроизводить в игре быт семьи.
Развивать способность принимать на себя роль.
Учить играть рядом, не мешая друг другу. Содействовать развитию игр, в которых дети отображают жизнь и деятельность окружающих. Продолжать учить связно, передавать в игре несколько последовательных эпизодов. Беседа «Моя семья». Рассматривание семейных фотографий, сюжетных картин «Наша семья».
Чтение А. Барто «Машенька», «Семья»,
Е. Благинина - «Вот какая мама», З. Александрова- «Купание», Е. Благинина «Посидим в тишине»
Д/ игры: «Вот какая мама», «Оденем Сашу на прогулку», «Накрой стол для гостей», «Обставим Машеньке комнату». Изготовление атрибутов к игре.
Игра на развитие пластической выразительности «Цветочек» Обучение в дидактических играх, трудовых поручениях развернутым игровым действиям.
Введение в игру предметов-заместителей.
Участие воспитателя в игре
"Мама пришла с работы», «Бабушка приехала»
Ноябрь
Тема «Больница» «Кукла Маша заболела»
Выделять для детей игровые роли через цепочку специфических, предметных игровых действий.
Продолжать знакомить с деятельностью врача. Побуждать к объединению в общий сюжет отдельно играющие подгруппы детей.
Вызвать интерес к воспроизведению ролевых действий. Учить объединять игры единым сюжетом. Развивать элементарные навыки создания игровой обстановки.
Экскурсия в медицинский кабинет.
Наблюдение за работой медсестры, врача.
Беседа о профессии врача, медсестры. Беседа «Что такое процедурный кабинет?», «Как я с мамой ходил на прием к врачу».
Рассматривание картин из серии «Профессии» : «Доктор», «Медсестра».
Чтение «Юля грязнуля»,
К. Чуковского «Доктор Айболит».
Д/ игры:
«Что нужно врачу?» (знакомство с атрибутами). «Кто назовет больше действий?», «На приеме у врача» (обучение диалогу). Создание проблемной ситуации «Доктор увез все инструменты и лекарства. Как же нам лечить кукол? (поиск - предмета - заместителя).
Включение в игру машины «Скорая помощь»
Изготовление маркера «Больница». Показ воспитателем разнообразных действий с игрушками, предметами в соответствии с той или иной ролью.
Участие воспитателя в играх детей с принятием разнообразных ролей.
Введение в игру предметов-заместителей. Побуждение к принятию разнообразных ролей взрослых с передачей действий, взаимоотношений.
Обогащение предметно- игровой среды обобщенным игровым материалом, маркером «Больница».
"Вызов врача на дом»
«Работа процедурного кабинета»
«Поедем в Аптеку за лекарством»
Декабрь
Тема «Шофёры» «Учимся водить машину»
Нацелить детей на возможность переноса полученных знаний в игру.
Стимулировать у детей условные игровые действия с сюжетными игрушками, предметами-заместителями, воображаемыми предметами.
Продолжать знакомить детей с трудом взрослых.
Побуждать к принятию роли, называние своей роли, обращение к партнеру, как носителю роли.
Развивать элементарные навыки создания игровой обстановки.
Закреплять знания о правилах дорожного движения. Наблюдение за транспортом; как водитель ухаживает за машиной. Беседа о труде шофера. Рассматривание иллюстраций «Транспорт», картины «Едем на автобусе»
Д/игры «Такие разные машины», «Основные части машины»», «На чем ездят люди?», «Что кушают машины?», «Светофор - главный помощник шофера». Постройка автобуса из строительного материала. Чтение Л. Берг «Рассказы о маленьком автомобильчике», А. Барто «Игрушки», «Умные звери».
Пение песни «Машина»
Подвижные игры: «Поезд», «Воробушки и автомобиль». Изготовление с детьми билетиков для игры; маркера «Машина» и бензоколонки (с участием родителей) Показ способов ролевого поведения. Побуждение детей к «действию» с воображаемыми предметами.
Побуждение к принятию разнообразных ролей взрослых с передачей действий, взаимоотношений.
Участие воспитателя в игре.
Обогащение предметно- игровой среды обобщенным игровым материалом, маркером «Машина».
«Шофер привез продукты в магазин»
«Ремонт и заправка машины»
«Мама с дочкой едут за покупками»
Январь,
Тема «Детский сад» «Утро в детском саду»
Способствовать обогащению игрового опыта детей, посредством объединения отдельных действий в единую сюжетную линию. Продолжать
формировать ролевое
взаимодействие:
ориентировать ролевое
поведение ребенка на
партнера-сверстника.
Стимулировать
ролевой диалог между
детьми.
Поощрять стремление самостоятельно подбирать атрибуты. Ежедневные режимные моменты в детском саду Экскурсия по детскому саду.
Беседа «Что мы знаем о детском саде?», «Кто заботится о нас в детском саду».
Рассказы о профессиях работников детского сада. Рассматривание картины «Детский сад». Наблюдение за трудом няни, воспитателя, мед. сестры, повара, музыкального работника, за игрой старших детей. Чтение А. Барто «Игрушки», «Детский сад», Н. Кашнина «Первый день в детском саду», Александрова «Катя в яслях». Участие в детских играх с целью показа игровых действий, игровых высказываний.
Выбор детей на главные и второстепенные роли. Участие воспитателя в игре.
«Обед в детском саду»
3 неделя «Праздник в детском саду»
«В яслях»
Февраль
Тема «Магазин» «Магазин игрушек» Поощрять попытки детей самостоятельно подбирать атрибуты в соответствии со своей ролью, дополнять игровую обстановку недостающими предметами, игрушками.
Расширение сюжета игры с применением дополнительных ролей; расширять знания детей о профессии продавца. Развивать ролевую речь детей, умение вести диалог.
Развивать сюжет игры «Продавец заболел нужно вызвать Скорую помощь» Экскурсия в магазин (с родителями). Беседа «Как я с мамой ходил в магазин», «Для чего нужны магазины, «Что продают в магазине?», «Какие продукты можно купить в магазине?». Рассказ воспитателя о профессии продавца- кто, что делает?. Рассматривание картин «Продавец» из серии «Кем быть». Д/игры «Кукла Катя купила игрушки», «Научим Катю, как вести себя в магазине»; игровое упражнение «Поможем кукле выбрать покупку». Изготовление атрибутов к игре: конфеты, кошельки, чеки. Лепка «Овощи и фрукты» Показ способов ролевого поведения. Побуждение детей к «действию» с воображаемыми предметами.
Обогащение предметно- игровой среды обобщенным игровым материалом, маркером «Магазин».
Участие воспитателя в игре.
«Магазин посуды»
«Магазин одежды»
«В магазин привезли Новые товары»
Март
Тема «Строители» «Построим дом для куклы Маши»
Обучать детей реализации игрового замысла и установлению взаимоотношений в игре.
Учить сооружать постройки несложной конструкции. Формировать ролевое взаимодействие. Развивать умение
использовать предметы – заместители. Целевая прогулка к строящемуся дому.
Беседа о труде строителей. Рассматривание картины «Дети играют в кубики», «Играем с песком». Чтение стихотворения «Строительство плотины»,
Е. Тихеева «Плотник»,
С. Баруздина
«Кто построил дом?».
Д/ игры: «Опиши предмет», «Чудесный мешочек», «Подумай и ответь».
Рисование «Большие и маленькие дома»
Конструирование «Мебель для Маши». Обучение в игре и побуждение к самостоятельному проявлению умения договариваться друг с другом.
Показ воспитателем разнообразных действий с предметами в соответствии с ролью.
Участие воспитателя в игре.
«Постройка гаража для машин «(автопарк)»
«Постройка моста через реку»
«У Тани новоселье»
Апрель
Тема «Парикмахерская» «Прически для девочек»
(Учимся заплетать косы).
В совместных с воспитателем играх, содержащих 2-3 роли, совершенствовать умение объединяться в игре, распределять роли (парикмахер - клиент, выполнять игровые действия, поступать в соответствии с правилами и общим игровым замыслом. Развивать умение меняться ролями, вступать в ролевой диалог в соответствии с принятой ролью, действовать в реальной и воображаемой игровой ситуации. Развивать ролевую речь детей, умение вести диалог.
Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми в игре. Просмотр видео презентации «О работе парикмахера».
Беседа о профессии парикмахера «действие парикмахера и клиента», «Как я ходил с мамой в парикмахерскую», «Правила поведения в парикмахерской».
Рассматривание предметов, необходимых для работы парикмахера,
альбома с образцами детских причесок. Игровые упражнения «Накрути бигуди»,
«Сделай прическу кукле»,
«Завяжи бантик»,
«Укрась прическу»,
«Чем работает мастер?»; игровое действие «Учусь плести косичку». Участие воспитателя в игре, с целью показа игровых действий с предметами в соответствии с той или иной ролью. Побуждение детей к «действию» с воображаемыми предметами.
«Кукла Катя пришла в парик-
махерскую»
«Прически для мальчиков»
«Едем на автобусе в парикмахер-
скую»
Май
Тема «Пароход» «Моряки готовят пароход к отплытию» Способствовать объединению детей в игре.
Показывать детям способы ролевого поведения, используя обучающие игры. Поощрять попытки детей самостоятельно подбирать атрибуты для своей роли. Ориентировать детей на сверстника как на партнера.
Учить использовать предметы-заместители. Рассматривание иллюстраций на тему: «Водный транспорт», Просмотр слайдов о пароходах и работе речного транспорта. Беседа о труде моряков, о работе водного транспорта. Чтение А. Пушкин «Ветер по морю гуляет», А. Барто «Кораблик». Д/игра «На суше, на небе, на воде». Настольная игра «Транспорт». Аппликация «Пароход на реке». Оформить альбом «Водный транспорт». Изготовление атрибутов бинокля, рупора, цветных флажков для мачты, спасательного круга с привлечением родителей. Показ воспитателем разнообразных действий с предметами.
Показ ролевого поведения.
Участие воспитателя в играх детей с принятием разнообразных главных ролей. Введение в игру предметов-заместителей;
Побуждение детей к «действию» с воображаемыми предметами.
«Пассажиры покупают билеты на пароход»
«Путешествие по реке»
«Моряки ловят рыбу»
Июнь
Тема «Почта» «Зайка-почтальон» Активизировать и развивать речь детей, раскрыть игровой замысел. Формировать навыки игрового поведения Изготовление посылки Атрибуты: костюм почтальона, почтовый ящик
1 неделя
2 неделя «В детский сад едет гость» Создавать у детей бодрое,радостное настроение, активизировать коммуникативные навыки Приход гостя – Кукла повар, помощь кукле в приготовлении супа, классификации овощей и фруктов
3 неделя «Письмо мамочке» Развивать диалогическую речь, воспитывать любовь к маме Пишем письмо для мамы (рисунок «Нарисуй что-нибудь красивое»)
4 неделя «В детский сад пришло письмо» Развивать диалогическую речь, учить выполнять несколько действий с одним предметом Собираем посылку с гостинцами для Миши Письмо и медвежонок
Июль
Тема «Улицы города» Закреплять умение осуществлять игровые действия по речевой инструкции, действовать с воображаемыми объектами, использовать предметы-заместители; развиваем речь,пополняем представления о профессиях Поездка на экскурсию
«Зоопарк»
«Мы едем-едем-едем»
«Театр»
«Цирк»
Календарно-тематическое планирование. Средняя группа.
Сентябрь,
Тема «Семья»
«Как будто мамы нет дома».
Развивать умение выполнять несколько взаимосвязанных действий (накрывать на стол, встречать гостей, кормить, убирать посуду, мыть её).
Учить отражать в сюжетно-ролевой игре разнообразные бытовые сюжеты.
Учить обыгрывать игру «Семья» во взаимосвязи с другими играми. Развивать ролевое взаимодействие.
Формировать у детей умение взаимодействовать и ладить в совместной игре.
Использовать предметы-заместители.
Наблюдение за работой няни в группе; прогулки мам с детьми. Беседа «Чем можно порадовать семью?», «Как мы проводим выходные». Рассматривание семейного альбома.
Чтение Е. Благининой «Алёнушка»,
Н. Забила «Ясочкин садик»,
А Барто «Младший брат».
Д/игры «Посуда (чайная, столовая, кухонная)», «Сервировка стола».
Изготовление атрибутов к игре. Введение в игру предметов-заместителей.
Побуждение детей к «действию» с воображаемыми предметами.
1 неделя
2 неделя «День рождения у дочки».
3 неделя «Приготовим вкусный обед».
4 неделя «Фирма Чистюля».
Октябрь
Тема «Стройка»
«Строим гаражи».
Расширить знания детей о строительных профессиях, особенностях труда строителей.
Учить детей использовать строительный материал в игре; сооружать постройки несложной конструкции; подбирать необходимое место для игры.
Обустраивать уголок в соответствии с атрибутами.
Использовать предметы-заместители. Развивать устойчивый интерес к использованию конструктора.
Закреплять и поощрять ролевое взаимодействие в совместных играх. Воспитывать уважение к труду строителя.
Сюжетно-дидактические игры на тему :
«Построим для машин гараж».
Беседа с детьми о строительстве гаражей и домов, замков
Рассматривание иллюстраций с изображением домов, замков.
Чтение С. Баруздин
«Кто построил этот дом?»,
А. Маркуши «Здесь будет город».
Д/игра «Подбери гараж для машины».
Внесение строительных материалов и мелких игрушек для обыгрывания построек.
Беседы с детьми после игр (вычленение ролей).
Театрализованная игра «Моя вообразилия» Введение разнообразных главных и второстепенных ролей.
«Строим дом для кукол Барби"
«Постройка замка для Снежной королевы».
«Новоселье».
Ноябрь
Тема «Машины и шофёры» «Автосалон»
Закрепление знаний и умений о труде шофера, на основе которых дети смогут развить сюжетную игру.
Развитие интереса к игре. Поощрять стремление детей распределять роли,
подчиняться установленным правилам. Продолжать учить обыгрыванию игры «Шоферы» во взаимосвязи с другими играми.
Закреплять правила дорожного движения, обогащать знания детей понятием «личный и общественный транспорт»,
подземный и наземный переход».
Развивать игровое взаимодействие детей.
Наблюдение за машинами на улице, прогулки к перекрестку, автопарку, к заправке.
Рассматривание иллюстраций художника В. Воронина «Наша улица».
Беседа «Дорожные знаки».
Пальчиковый театр «Светофор».
Театр на фланелеграфе
«Как вести себя на улице».
П/игра «Цветные автомобили».
Д/игра «Автомобили», «Я по улице гуляю», «Важные знаки».
Постройка гаражей для легкового и грузового транспорта,
постройка мостов,
туннелей, дорог.
Изготовление макета «По дорогам Когалыма». Обучение в игре
и побуждение к самостоятельному проявлению умения договариваться друг с другом.
Обогащение предметно- игровой среды обобщенным игровым материалом.
«Автозаправка
«Вызов Такси»
«ДПС и шофер»
Декабрь
Тема «Больница» «На приеме у врача» Продолжать учить создавать игровую обстановку, используя реальные предметы и их заместители.
Развивать умение вступать в ролевое взаимодействие со сверстниками (строить ролевой диалог, умение договариваться друг с другом в игре).
Учить обыгрывать игры «Больница» во взаимосвязи с другими играми.
Побуждать детей переводить жизненный опыт в условный план игры.
Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми. Беседа о том, как приём ведёт врач и медсестра.
Экскурсия в медицинский кабинет.
Кукольный театр «Миша заболел».
Внесение атрибутов.
Аппликация «Чемоданчик для врача», «витамины» для больных.
Беседы с детьми «Как мы играли».
Театрализованная игра «Загадки без слов»
Развивать выразительность мимики и жестов, подготовка к театрализованному показу сказки «Добрый доктор айболит» Обогащение впечатлений детей и обсуждение игровых сюжетов, знакомых всем детям.
Смена ролей во время игры.
1 неделя
2 неделя
«Доктор -медицинская сестра-
пациент»
3 неделя
«Вызов скорой помощи»
4 неделя «Катю уложили в больницу»
Ноябрь
Тема «Транспорт. Автобус». «Водитель-кондуктор-механик».
Учить создавать игровую обстановку, используя реальные предметы (стульчики, крупный строительный материал).
Обучать детей взаимосвязывать 2-3 последовательных действия, придумывать несложный сюжет, используя знания, полученные в процессе наблюдений и бесед.
Учить выбирать и брать на себя определенную роль, называть ее словами;
обыгрывать игры «Транспорт» во взаимосвязи с другими играми.
Закреплять название машин, правил поведения на улице и в общественном транспорте. Использовать предметы-заместители.
Наблюдение за ездой автобусов на улице; наблюдение за играми старших детей и совместные игры с ними.
Экскурсия на автобусную остановку.
Рассматривание картины «Автобус».
Беседа «Правила поведения в автобусе».
Чтение сказки
Т. Александровой «Светофорчик»,
Я. Пишумова
«Пешеходный переход».
Д/игра «Дорожные знаки».
Театрализованная игра «Телефон»-развивать фантазию, диалогическую речь
Аппликация «Автобусы на нашей улице».
Изготовление совместно с воспитателем атрибутов для игры.
Беседы с детьми после игры. Обучение планированию игры. Смена ролей во время игры.
«Путешествие по городу».
«Построим новый автобус».
«Едем в гости к Белоснежке и лесным зверям на автобусе».
Декабь
Тема «Магазин» «Продавец -покупатель».
Развивать интерес к игре.
Учить отражать в игре трудовые действия людей;словесно обозначать тему игры, свою роль, роль других детей, выполняемые игровые действия.
Развивать содержание игры.
Использовать предметы заместители.
Формировать умение подчиняться интересам товарищей, уступать, помогать друг другу.
Побуждать детей переводить жизненный опыт в условный план игры.
Воспитывать дружеские взаимоотношения детей. Целевая прогулка в магазин.
Встреча с мамой, которая работает в магазине.
Беседа «Как беречь хлеб», «Что растёт на грядке?», «Что продают в магазине?», «Какие
бывают магазины?»
Д/игры «Запомни и назови»,
«Продайте то, что назову», "Чудесный мешочек"
Чтение Ю. Тувима «Овощи».
Лепка – изготовление пирогов и булочек, овощей из теста.
Изготовление денег, чеков для игры.
Театрализованная игра «Пантомима» Игры воспитателя с детьми (образец действий, высказываний, диалогов).
Обогащение предметно- игровой среды обобщенным игровым материалом.
Мишка пришел с магазина».
«Кондитерские изделия».
«Магазин дачного урожая».
Январь
Тема «Поликлиника. Стоматология»
«Зубной врач и пациент».
Продолжать учить распределять роли, игровые действия согласовывать в соответствии с принятой ролью.
Поощрять стремление самостоятельно создавать игровую обстановку. Учить использовать предметы заместители, а также осуществлять воображаемые действия.
Воспитывать умение договариваться друг с другом.
Беседа «Почему болят зубы?» ,«Как надо ухаживать за зубами», «Как я ходил к стоматологу».
Рассматривание иллюстраций «Уход за зубами», «Какие инструменты нужны стоматологу». Чтение К. Чуковского «Айболит».
Драматизация сказки
К. Чуковского «Айболит».
Рассказывание сказки "Сказка про зубную щетку"
Театрализованная игра «У зеркала. Ролевая гимнастика»- совершенствовать образные исполнительские умения. Развивать творческую самостоятельность в передаче образа
Обогащение предметно- игровой среды обобщенным игровым материалом.
Побуждение к принятию разнообразных ролей взрослых с передачей действий, взаимоотношений.
«У дочки заболел зуб».
«За талоном в регистратуру».
«На приёме у стоматолога».
Февраль
Тема «Детский сад» «На музыкальном развлечении».
Учить распределять роли, игровые действия согласовывать в соответствии с принятой ролью.
Развивать умение отображать в игре разнообразные трудовые
действия сотрудников
детского сада.
Отображать в игре знания об окружающей жизни.
Закреплять умение осуществлять воображаемые действия и принимать воображаемые действия других участников игры. Использовать предметы-заместители
Воспитывать уважение к
труду работников детского сада. Экскурсия по детскому саду.
Наблюдение за работой сотрудников детского сада (повар, врач, музыкальный руководитель).
Чтение И. Забила «Ясочкин садик».
Беседа «Мой любимый детский сад», «Работа воспитателя в детском саду».
Игра – упражнение «Мы дежурим по столовой».
Д/игра «Сервируем стол».
Ситуативный разговор «Хороший-плохой поступок».
Сюжетно-дидактические игры на темы «Маша на елке в детском саду», «Покажем куклам театр».
Пример товарища для пассивных детей.
Беседа с детьми после игр
Игра на развитие пластической выразительности «Цветочек» Чередование в играх выбора детей на главные и второстепенные роли.
Побуждение детей к «действию» с воображаемыми предметами
1 неделя
2 неделя «Поездка на автобусе в детский сад».
«Лучший повар».
«Работа няни в детском саду».
Март
Тема «Пароход» «Морское путешествие». Развивать умение создавать игровую обстановку, использовать предметы заместители, действовать в реальной и воображаемой ситуации. Учить объединять игры разной тематики в один сюжет; включаться в разные ролевые диалоги, изменять содержание диалога в зависимости от смены ролей.
Развивать умение меняться ролями с воспитателем, действовать в соответствии с новой игровой позиции (диалоги в разных ролях). Строительство пароходов (конструирование).
Просмотр презентации «Поездка на пароходе».
Чтение отрывков Б. Житкова «Что я видел? «Пароход», «Пристань».
Д/игра «Виды транспорта». Рассказ о жизни моряков, рыбаков.
Изготовление атрибутов к игре с родителями
(бинокль, бескозырка, рупор, спасательный круг.).
Знакомство с новыми профессиями: кок, радист, водолаз.
Рисование «На дне морском».
Театрализованная игра «Самолёт» Беседы с детьми до и после игры (уточнение правил, способов взаимодействия, игровых действий, ролевых высказываний).
Введение в игру предметов-заместителей. Побуждение детей к «действию» с воображаемыми предметами.
Обогащение предметной игровой среды маркером «Пароход».
«Спасение утопающего».
«Моряки отдыхают в Кафе».
«Моряки приплывают в большой город».